Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:44:35
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Региональная логистика вдоль казахстанского участка шелкового пути

Тайсаринова Айслу Сайыновна

старший преподаватель, МА Казахстанско-Немецкий университет 

г. Алматы, Казахстан 

E-mail: taisarinova@gmail.com 

В  настоящее время морские логистические связи играют важную роль в межконтинентальных  связях.  Однако  из-за  изменений  геополитической  и экономической  ситуации  растет  потребность  в  развитии  внутренних сухопутных маршрутов в системе глобальных логистических связей. В случае Евразии  формирование  транспортных  коридоров  вдоль  внутренних континентальных  наземных  маршрутов  позволяет  сократить  время  доставки товаров  из  Китая  в  Европу  и  в  обратном  направлении.  Одним  из  важных проектов евразийского континентального общения является проект «Западная Европа - Западный Китай» рисунок 1.

Для  ряда  стран-членов  начало  коридора  поможет  снизить  скорость доставки товаров из Китая в Европу. Если транспортировка груза по морскому коридору  занимает  до  45  дней,  по  данным  Transib  14  дней,  по  коридору «Западная Европа - Западный Китай» (из порта Ляньюньган в Германию)  - всего 10 дней.

Оценка  влияния  коридора  фокусировалась  лишь  на    республиканских дорогах,  входящих  в  коридор  и  проходящих  через  территорию  5  областей (Актюбинск,  Кызылорда,  Южный  Казахстан,  Жамбыл  и  Алматы)  [2]. Предполагалось, что запуск коридора будет выражен  за счет среднегодовой  экономии  времени  на  движение  и  снижении  дорожно-транспортных происшествий.  

9f61408e3afb633e50cdf1b20de6f466.jpg 

Рисунок 1- Маршрут транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай», проходящего через территорию Казахстана [1]

Влияние коридора на регионы Казахстана, включенные в проект, было лишь со ссылкой на эффект мультипликатора в связи с развитием региональной инфраструктуры (создание ТЛЦ, АЗС, станций технического обслуживания и т. Д.)[3].  Однако  до  сих  пор  нет  исчерпывающего  анализа  влияния  работы коридора «Западная Европа - Западный Китай» на экономику этих районов [4]. Это  исследование  является  лишь  попыткой  выявить  актуальность региональных экономических исследований влияния транзитных коридоров на развитие  регионов  Казахстана.  Исследование  стало  возможным  благодаря открытой публикации статистических данных по всем регионам Казахстана с 1991 по 2015 год в 2016 году в связи с празднованием 25-летия страны. В рамках этого исследования на основе официальных статистических данных [5] был проведен общий анализ возможного влияния транзита на экономику пяти регионов  Казахстана,  через  которые  проходит  транспортный  коридор «Западная Европа - Западный Китай» рисунок 2-5. 

72b32a1f754ba1c09b3695e0cb6cde7f.jpg 
66f041e16a60928b05a7e228a89c3799.jpg 
093f65e080a295f8076b1c5722a46aa2.jpg 
072b030ba126b2f4b2374f342be9ed44.jpg 
7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591.jpg 

До запуска проекта «Западная Европа - Западный Китай» во всех четырех регионах  Казахстана  наблюдается    неустойчивость  объемов  грузооборота рисунок 2.

В   период  с  1991  по  1993  год  наблюдается  явная  тенденция  падения грузооборота,  что  можно  объяснить  экономической  нестабильностью, сокращением технической составляющей, сокращением средств на ремонт и строительство  инфраструктуры.  Согласно  торговым  показателям,  объем экспорта преобладает над объемом импорта во всех 5 регионах.

В   течение  двух  мировых  экономических  кризисов  2008  и  2013  годов произошли  значительные  изменения  в  изменениях  объемов  производства  и объемов  экспорта  во  всех  областях,  за  исключением  Жамбылской  области, которая  имеет  самый  низкий  экономический  потенциал  с  точки  зрения промышленного производства и добычи сырья. В то же время Актюбинская область снова занимает лидирующие позиции как по объему производства, так и  по объему экспорта.

Анализ  показал,  что  с  момента  запуска  коридора  «Западная  Европа  - Западный  Китай»  наблюдается  увеличение  грузооборота  в  Актюбинской, Алматинской,  Жамбылской,  Кызылординской  и  Южно-Казахстанской областях. Тем не менее, ВВП на душу населения значительно вырос только в благополучном  с  точки  зрения  промышленного  и  горного  производства  - Актюбинской области. В областях (Алматы, Жамбыл, Кызылорда и Южный Казахстан),  в  экономике  которых  преобладает  сельскохозяйственный компонент, сохраняются низкие тенденции экономического развития. Однако обобщенный анализ статистических показателей на региональном уровне не дает полной картины влияния проекта «Западная Европа - Западный Китай» на диверсификацию экономики регионов и так называемого мультипликативного эффекта развития инфраструктуры , В связи с этим необходим ряд точечных исследований  по  регионам  Казахстана,  входящим  в  структуру  транзитного коридора  «Западная  Европа  - Западный Китай», а конечным бенефициаром проекта должно быть население этих регионов.

Вывод:

1.        Анализ показал, что с момента запуска коридора «Западная Европа - Западный  Китай»  наблюдается  увеличение  грузооборота  в Актюбинской,  Алматинской,  Жамбылской,  Кызылординской  и Южно-Казахстанской областях.

2.        Тем не менее, ВBП на душу населения значительно выросло только в процветающем  с  точки  зрения  промышленного  и  горного производства - Актюбинской области.

3.        В областях (Алматы, Жамбыл, Кызылорда и Южный Казахстан), в экономике которых преобладает сельскохозяйственный компонент, сохраняются низкие тенденции экономического развития.

Библиографический список:

1.          Official  website  of  the  project  "Western  Europe  Western  China": http://europe-china.kz/

2.          Можарова  В.В.Транспорт  в  Казахстане:  современная  ситуация, проблемы и перспективы развития — Алматы КИСИ при Президенте РК, 2011.       — 216с. 2012.                Программа развития регионов до 2020 года от 28 июня 2014г №728 2013.                Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года Астана, 2006 год

5.          Official  site  of  the  Committee  for  Statistics  of  the  Republic  of Kazakhstan: http://stat.gov.kz/ 


Количество просмотров: 1151
теги:
05.05.2018 17:32 | qazaблог автора

Еще публикации: