Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:42:19
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Принципы проектирования цепей поставок чая из Китайской Народной Республики в Российскую Федерацию

Сяохуэй Юань

аспирантка кафедры логистики и управления цепями поставок ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»,

г. Санкт-Петербург,     Россия

 

E-mail: yuanxiaohui@mail.ru 
Устойчивая положительная динамика торгового сотрудничества КНР с РФ  свидетельствует  о  наличии  объективных  предпосылок  для  расширения присутствия  на  российском  рынке  китайских  производителей.  Их стратегические  планы  связаны  не  только  с  возрастанием  внешнеторгового оборота  с  РФ,  но  и  с  увеличением  номенклатуры  товарных  поставок  по экспорту в эту страну. В последнем контексте нами выделяется особый интерес к   выходу  на  российский  рынок  чая.  Однако  этому  шагу  препятствует  ряд факторов, среди которых в первую очередь нами отмечается пагубное влияние экономической рецессии в РФ на развитие оптовой и розничной торговли. Хотя в  целом перспективы ее завершения в недалеком будущем достаточно сильны. Наиболее  весомым  поэтому  нужно  считать  второй  фактор,  который  нами соотносится  со  сложностью  построения  китайскими  производителями логистических систем распределения в РФ. Она обусловлена трудностью учета такими  поставщиками  особенностей  логистической  среды  на  локальных территориях РФ, интеграции с местными предпринимательскими структурами и  трансакционных ограничений. Отдельно в этом контексте следует отметить   недостаточную проработанность теории проектирования международных цепей поставок  чая.  Все  это  актуализирует  усиление  внимания  к  обоснованию принципов этой методологии.

 

Официальная статистика свидетельствует о том, что Китай в импорте РФ постоянно повышает свои позиции (рис.1).

 

 a684eceee76fc522773286a895bc8436.jpg

Следует ожидать, что такие позиции Китая будут только укрепляться. Наращиванию  Китаем  внешнеторгового  оборота  с  РФ  способствует  ряд объективных  предпосылок.  Одна  из  них  связана  с  проведением  в  Китае масштабных экономических реформ, которые, в том числе, придают импульс развитию сельского  хозяйства  [13]. Эти институциональные инициативы не только  создают  необходимые  условия  для  обеспечения  национальной продовольственной  безопасности,  но  открывают  новые  внешнеторговые перспективы  для  Китая,  в  частности,  связанные  с  увеличением  объемов поставок чая по экспорту в РФ.

Однако  планы  укрепления  китайских  производителей  на  внутреннем рынке РФ зависят, в том числе, от того, как скоро закончится экономическая рецессия  в  этой  стране.  Данные  Федеральной  службы  государственной статистики РФ свидетельствуют о том, что интересы китайских поставщиков, связанные, прежде всего, с оптовой торговлей в России, находятся в прямой зависимости  от  роста  благосостояния  российского  населения.  Параметры  последнего фактора пока не внушают доверия к тому, что рыночная ситуация в РФ может резко измениться в пользу расширения спроса на поставки ряда товаров (рис.3).  
6c8349cc7260ae62e3b1396831a8398f.jpg 

Рисунок 3 – Препятствия на пути развития оптовой торговли в РФ [12]

Уместно  отметить,  что  домохозяйства  адаптируются  к  жестким бюджетным ограничениям на основе инвариантных принципов: а) сокращают расходы на потребление товаров и услуг; б) изменяют структуру потребления, отказываясь от части товаров и услуг, замещая дорогостоящие продукты более дешевыми  и  т.п.;  в)  откладывают  покупки.  Эта  закономерность  подлежит обязательному  учету  в  процессе  технико-экономического  обоснования проектов выхода китайских производителей на российский рынок.

Оптовая  торговля  в  РФ  более  чем  на  2/3  представлена микропредприятиями. Они нередко не обладают материальными активами и знаниями  необходимыми  для  торгового  обслуживания  потребителей, соответствующего достижениям лучшей отраслевой практики. Это означает, что  задача  отбора  китайскими  производителями  российских  предприятий оптовой  торговли  на  роль  дистрибьюторов  не  является  простой.  Она дополнительно  осложняется  межкультурными  различиями  в  осуществлении предпринимательской, в том числе, логистической, деятельности [1, 10, 11]. Формирование цепей поставок китайских товаров в России, вследствие этого связано с рядом организационно-экономических проблем. Это обстоятельство предопределяет  высокую  значимость  не  только  обоснования  проектов построения таких цепей, но и их логистической экспертизы [4-6].

Согласно [3, с.418] удельный вес оборота розничной торговли чаем в общем  обороте  в  РФ  несколько  превышает  0,5%.  В  2016  году  произошел небольшой  рост  этого  показателя.  Однако  говорить  о  существовании устойчивой положительной динамики изменения его величины пока нельзя. Удельный вес затрат домохозяйств на приобретение чая в общем объеме их расходов на питание несколько меньше 2%. [2, с.63]. Удельная доля поставок чая из Китая в РФ в общем объеме импорта чая в РФ составляет около 0,5% [3, с.582]. Очевидно, что позиции Китая на российском рынке чая пока слабы. Состояние этого рынка характеризуется следующим образом:

-  конкуренция на нем возрастает;

 

-   на нем представлен широкий ассортимент продукции  под различными товарными знаками со схожими потребительскими свойствами;

-  культура потребления чая растет;

-  цена сырья для производства чая в РФ постоянно растет;

-  структура спроса на чай меняется в пользу элитных и нетрадиционных сортов, а также пакетированной продукции.

В  обосновании проектов цепей поставок чая из Китая в РФ необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

-  выбор каналов распределения (эта задача связана с решением дилеммы «формирование сети внешних сбытовых подразделений (филиалов) или сети дистрибьюторов  из  числа  российский  предприятий  оптовой  торговли  или открытие в РФ китайского торгового представительства»;

-  нахождение «точки проникновения российских заказов на поставки чая из КНР в РФ» (решение этой задачи связано с дилеммой «поставка чая, которая не  требует  осуществления  вспомогательных  логистических  сервисных процессов на территории РФ/ открытие логистического сервисного центра по выполнению таких процессов в России/ передача этих процессов российским логистическим провайдерам»);

-   определение  конкурентоспособного  уровня  логистического обслуживания потребителей китайского чая в России;

-  нормирование запасов чая в цепях его поставок;

-   обоснование  политики  управления  логистическими  рисками  и обеспечения  безопасности  цепей  поставок  чая  на  основе  международных стандартов ISO.

Среди принципов  проектирования цепей поставок чая  из Китая  в  РФ следует выделить следующие:

-  системный подход к учету специфики логистических взаимодействий в подобных множественных организационных структурах;

-  процессный подход к управлению международными цепями поставок чая;

-  строгая регламентация сервисных приоритетов  в управлении такими цепями поставок с учетом различий в культуре логистического менеджмента их участников [6-9].

Таким  образом,  на  начальном  этапе  проектирования  цепей  поставок китайского  чая  в  Россию,  т.е.  на  стадии  обоснования  логистического инвестиционного  замысла,  в  первую  очередь  необходимо  исследовать коммерческие перспективы позиционирования такой продукции на внутреннем рынке  этой  страны.  Очевидно,  что  они  во  многом  зависят  от  темпов возрастания культуры ее потребления в России. Для этого есть все объективные предпосылки,  поскольку  китайские  традиции  чаепития  являются  наиболее древними.  Особое  значение,  в  том  числе,  целесообразно  уделять идентификации  проблем,  возникающих  при  встраивании  зарубежных поставщиков  в  российские  местные  логистические  сети  этой  страны. Достижению  этой  цели  препятствуют  различия  в  культуре  логистического  менеджмента  различных  стран,  межкультурные  барьеры,  экономическая рецессия в РФ и др. факторы. Эта ситуация обусловливает усиление внимания логистическим проблемам проектирования международных цепей поставок, в частности, товаров из Китая в Россию.

Библиографический список:

1.                  Григорьев М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для академического бакалавриата/ М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров.  - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 507 с.

2.                  Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств во II квартале 2017 года (по итогам выборочного обследования домашних хозяйств). – М.: ФСГС РФ, 2017. – 103 с.

3.                  Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. Сб. - М.: Росстат, 2017.  – 686 с.

4.                   Ткач  В.В.  Институционализация  логистических  взаимодействий  в  цепях поставок// Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. 19 апреля 2013 г. / редкол.: В. С. Лукинский (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: СПбГЭУ, 2013. - 462 с. – С.390-394.

5.                  Ткач В.В. К вопросу о развитии концепции управления цепями поставок// Логистика - евразийский мост: материалы VIII Международ. науч.- практ. конф. (16- 18 мая 2013 г., г. Красноярск). Ч. 1 / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2013. - 597 с. – С.488-493.

6.                   Ткач В.В. Контрактная стратегия  управления цепями  поставок // Журнал правовых и экономических исследований. – 2017. - №3. – С.142-145.

7.                  Ткач В.В. Логистические приоритеты управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли/ В.В. Ткач// Логистика – евразийский мост: материалы 11-й Международ. науч.-практ. конф. (28-30 апреля 2016 г., Красноярск). – Ч.2. – Красноярск: КГАУ, 2016. – 362 с. – С.– 220-225 с.
8.                   Ткач В.В. Методологические  проблемы формирования  концепции цепями поставок// Логистика: современные тенденции развития: материалы ХПТ Междунар. науч.-практ. конф. 24, 25 апреля 2014 г.: мат. докл. / ред. кол.: B.С. Лукинский (отв. ред.) и др. - СПб.: ГУМРФ имени адмирала C.О. Макарова, 2014. - 386 с. – С.286-289.
9.                   Ткач  В.В.  Сервисные  приоритеты  управления  логистическими цепями//Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. №3. – С.110-113.
10.               Ткач  В.В.,  Воробьева  О.А.  Коммерческие  переговоры  как  средство обеспечения надежности плана поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - №4. – С.5-11.

11.              Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.  - 2017. - №3. – С.40-46.

12.              Торговля в России. 2017: Стат. сб. - M.: Росстат, 2017. – 233 с.

13.              Хэ, Яоминь. Траектория экономического развития Китая / Пер. с кит. Л.С. Сагандыковой.  Пекин:  Пекинская  компания  «Шанс».  -  М.:  ООО  «Издательско- полиграфический центр Восток-Бук», 2015. — 258 с.

14.              http://www.gks.ru 


Количество просмотров: 1537
теги:
05.05.2018 17:26 | qazaблог автора

Еще публикации: