Синицына Анна Сергеевна
к.т.н., доцент, доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
г. Москва, Россия
E-mail: acc-lgkr@mail.ru
В последнее время в России все активнее развиваются цифровые технологии. В среднем по Европе доля цифровой экономики превышает 5 % ВВП, в США – 6 % и ежегодно эти показатели растут. Связанные с цифровой экономикой рынки увеличились с 2011 года в 5,5 раз с 5 до 27,7 трлн руб. К 2025 году объем цифровой экономики России утроится по отношению к 2015 году и достигнет 9,6 трлн руб.: это произойдет за счет цифровых преобразований традиционных отраслей и развития самостоятельной высокотехнологичной индустрии [1].
В рейтинге Всемирного экономического форума Россия занимает 39-е место в мире по развитости цифровой экономики. В итоге Россия смогла переместиться из категории догоняющих стран в основную группу. По данным рейтинга Huawei’s Global Connectivity Index (GCI), измеряющего прогресс 50 крупных государств на пути цифровой трансформации благодаря информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), Россия находится на 43-м месте из 50-ти [2].
Будущее транспортной отрасли также связано с цифровой экономикой и интеллектуальными транспортными системами. Тот, кто научится объединять традиционный багаж опыта, навыков и знаний с новыми инновационными решениями на базе современных информационных технологий, превращать информационные массивы в полезные решения, тот и будет способен обеспечить колоссальный синергетический эффект.
Использование IT-технологий, наличие цифровых сетей в том числе и на транспорте помогает многим компаниям принимать оперативные решения в ходе операционной деятельности с целью увеличения коэффициента использования активов, сокращения текущих затрат, повышения общей эффективности и оптимизации логистики.
Это объясняется тем, что внедрение цифровых технологий позволяет осуществить интеграцию процессов и их взаимосвязь, благодаря чему появляется возможность свести в одну безопасную экосистему такие составляющие цифрового мира, как интеллектуальные активы, электронный документооборот и аналитику данных. Внедрение цифровых технологий в рамках всей цепочки поставок способствует упрощению и синхронизации процессов, а также всестороннему учету обстоятельств принятия решений, создаются преимущества над конкурентами в управлении всеми транспортно- логистическими процессами [3] – [5].
Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные изменения под действием цифровизации. Развивается и становится доступней цифровая инфраструктура повышается качество коммуникационных сетей по мере внедрения технологий 4G и оптоволоконных средств передачи данных, увеличиваются возможности по использованию мобильных устройств для доступа в интернет. [6]. Такие системы, образующие инфраструктуру транспорта, интегрируют в себе компьютерные аппаратные и программные технологии, логистические системы и качественно новые исполнительные механизмы [7] - [8].
При этом интеграция информационно-цифровых потоков будет обеспечиваться данными, поступающими из действующих и проектируемых интеллектуальных инфраструктур общего и железнодорожного транспорта [9]. Основу транспортно-логистической инфраструктуры составляют не только использование новых технологий при транспортировке в отдельном предприятии сети, но и создание на базе моделей жизненного цикла устойчивого функционирования. Интеграция транспортно-логистических процессов и производственных активов (терминалов, складов, подъемно- транспортного оборудования, подвижного состава и др.) обеспечивает более высокий уровень роста производительности всей системы [5],[10]. Взаимодействие высокопроизводительных встраиваемых систем и специализированных пользовательских интерфейсов, интегрированных в цифровые сети, открывает совершенно новый мир функциональных возможностей для любой системы.
На
железнодорожном транспорте цифровизация
и «внедрение digital- форматов в
операционную деятельность компании
является одним из важнейших приоритетов программы
инновационного развития перевозчика на пути к созданию «умной» железной дороги.
Уже сейчас формируются системы, на основе взаимодействия больших массивов
информации и киберфизических систем,
что позволит снизить
производственные расходы с
параллельным повышением эффективности и
безопасности всей производственной и логистической цепи [11].
Новый технологический уклад,
названный как Индустрия
4.0, предусматривает
дальнейшую интеграцию сети
машин, которые смогут автономно изменять
производственные шаблоны, оставаясь высокоэффективными.
Растущая интеграция «умных»
заводов в промышленную и
транспортную инфраструктуру будет означать существенное снижение затрат энергии
и рост производительности труда.
Модель жизненного цикла образует каркас инфраструктуры нового поколения, функционирующей в рамках цепей поставок на принципах саморегулирования транспортно-логистических звеньев (элементов) с едиными ресурсами, обеспечивающими высоко результативное взаимодействие на базе IT-технологий и единых стандартов управления процессами.
Новые цифровые платформы будут определять лицо бизнеса в ближайшие годы, и будут базироваться на сквозном контроле бизнес- процессов, интернете вещей (IoT), аналитике больших данных «Big Data, облачных вычислениях, а также мобильных технологиях и социальных медиа. При этом под «платформами» понимаются бизнес-технологии, соответствующие функции, компетенции, и информационные технологии (ИТ). Консолидация и анализ данных обо всех сферах деятельности ОАО «РЖД» на базе единой цифровой платформы позволит повысить надежность и эффективность работы и соответствовать запросам клиентов.
Однако в условиях увеличения масштаба деятельности, повышения требований рынка и с учетом того, что к настоящему времени в ОАО «РЖД» достигнут высокий уровень автоматизации функций, развитие платформ с большой вероятностью перестанет успевать за ожиданиями участников, в связи, с чем необходимо переходить к «сетецентрическому» управлению. Сетецентрическое управление делает акцент не столько на развитии платформ, сколько на их увязке в едином информационном пространстве (сети), что позволяет всем участникам деятельности координироваться друг с другом, а руководству – принимать эффективные решения. При этом, с точки зрения развития ИТ, сетецентрический подход не исключает дальнейшего развития прикладных систем, но устанавливает приоритеты их разработки на основе принципов цифрового бизнеса и достижения постоянной интеграции всех участников деятельности.
Переход на сетецентрическое управление необходимо для эффективного развития цифровой железной дороги. Одним из важных направлений создания «умной» железной дороги должно стать внедрение интеллектуальных систем управления в части управления железнодорожными перевозками и инфраструктурой. Информационная система управления железнодорожным транспортом позволит собирать и анализировать информацию о текущем состоянии и местоположении подвижного состава, потребностях всех участников перевозочного процесса, будет учитывать пропускные возможности инфраструктуры. Это даст возможность реализовать один из главных принципов цифровой модели бизнеса – бизнес в режиме онлайн, обеспечение оперативности и актуальности информации для быстрого принятия решений в области управления движением и инфраструктурой [12].
Таким образом, ключевым фактором успеха в цифровой экономике, высококонкурентной и трансграничной, становятся не технологии, а новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества.
В этой связи проблемы, связанные с анализом и синтезом инфраструктуры нового поколения на различных этапах их жизненного цикла в условиях цифровой экономики сводятся к задаче построения множества альтернатив с экстремальным значением результирующей функции. Принятые подходы по оценке состояния моделей жизненного цикла инфраструктуры железнодорожного транспорта, позволяют осуществлять координацию и согласование результатов инфраструктуры на основе системной трансформации как на уровне использования ИКТ, так и применения проактивного и сетецентрического управления.
Библиографический список:
1. Цифровая экономика даст России шанс на рывок в будущее. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4390974 (дата обращения 18.03.2018)
2. Место России в глобальной цифровой трансформации. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/huawei/blog/303358/ (дата обращения 18.03.2018)
3. Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли. – Режим доступа: http://www.oilandgasforum.ru. (дата обращения 18.03.2018)
4. Некрасов А.Г, Синицына А.С. Трансформация интегрированных транспортно-логистических систем в цифровую индустрию// Логистика, 2017. - №8. – С.36-41.
5. Некрасов А.Г., Синицына А.С. Логистический инжиниринг как инструмент интеграции логистических систем// Логистика, № 12. - 2016.- С. 40-45.
6. Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Кибер-физические системы как основа цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies, 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 19—25.
7. Стандарт ISO 28002:2011 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Обеспечение устойчивости в цепи поставок. Требования и руководство по применению».
8. Карташев А.В., Некрасов А.Г., Атаев К.И. Управление жизненным циклом сложной наукоемкой продукции в интегрированных сетях поставок: монография. М.: PrintUp, 2016. -324 с.
9. Транспортная Стратегия РФ на период до 2030 года, утвержденная Правительством РФ от 22.11.2008 N 1734-р, с внесенными изменениями (Распоряжение Правительства РФ № 1032-р от 11.06.2014. – Режим обращения: http://rosavtodor.ru/documents/119.
10. Куприяновский В.П., Куприяновская Ю.В., Синягов С.А., Добрынин А.П., Черных К.Ю. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies, 2016. - Т. 4. - № 1. С. 4—11.
11. Железные дороги в эпоху Индустрии 4.0. – Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/zheleznye-dorogi-v-epokhu-industrii-4-0/.
12. Гутковская А, И., Гутковская Е.А Развитие цифровой экономики на железнодорожном транспорте. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/economics. (дата обращения 18.03.2018).