Печенко Наталья Сергеевна
аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: natalya-oteva@yandex.ru
Научный руководитель - Борисова Вера Викторовна
д.э.н., профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: verabrsv@yandex.ru
– ЕАЭС) с целью оптимизации логистических потоков в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС.
Исследование логистики в условиях интеграции государств ЕАЭС предполагает, что в логистической деятельности предприятий ЕАЭС необходимо на постоянной основе проводить оптимизацию потоков, а также оценку эффективности принятых логистических решений. Оптимизацию потоков необходимо направить на оперативную мобилизацию резервов с целью улучшения адаптации экономических субъектов к изменяющейся рыночной обстановке. Анализу и синтезу должны подвергаться все экономические потоки, образующие логистическую систему.
В работе Афанасенко И.Д. и Борисовой В.В. экономический поток трактуется как понятие производное, включающее в себя материальный, финансовый, информационный и сервисный потоки, которые образуют единство многообразного и являются элементами логистической системы. [1, с.104].
Используемые понятия и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности, которые в настоящий момент устарели и требуют модернизации, заметно снижают уровень экономической эффективности, тормозят динамику развития бизнеса и требуют проведения анализа и совершенствования. Для сохранения и улучшения позиций на мировых рынках предприятиям ЕАЭС необходимо повышать уровень технологичности и эффективности логистических бизнес-процессов. Особое внимание необходимо уделить на снижение уровня затрат по экспортно- импортным операциям, на повышение качества обслуживания потребителей, на совершенствование процессов регулирования и координации управления потоками, что требует логистического подхода [2].
Сформированная транспортно-логистическая система стран ЕАЭС должна иметь не только активно развивающуюся транспортную инфраструктуру, совершенствующиеся и обновленные транспортные средства для перевозки грузов, наращивание грузовых потоков, оказание самых разнообразных транспортно-логистических услуг, но и проработанную концепцию, которая устанавливает правила, принципы и условия грузодвижения и оказания транспортно-логистических услуг.
Для повышения эффективности оказания транспортно-логистических услуг в странах ЕАЭС, и как следствие оптимизация логистических потоков в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС, необходимо обозначить управленческие решения в области логистической деятельности.
Фатхутдинов Р.А. трактует управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [3, с.17].
Трофимова Л.А. и Трофимов В.В. под управленческим решением понимают результат деятельности менеджера, основными функциями которого является анализ информации о внутренней и внешней среде предприятия, о ее сильных и слабых сторонах и принятия цели для достижения целей предприятия [4, с.7].
Необходимость принятия управленческих решений обусловлена тем, что предприятия стран ЕАЭС подвержены влиянию внешней среды как внутри государства, внутри интеграции стран ЕАЭС, так и мирового сообщества, поэтому им необходимо адаптироваться к такому влиянию с помощью внешних обратных связей.
Управленческое решение можно понимать, как следствие обработки менеджером информации о состоянии объекта управления (в нашем случае - транспортно-логистические услуги стран ЕАЭС), которая представлена в виде отклонений параметров объекта управления от исходной цели (оптимизация логистических потоков в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС).
Управление происходит через взаимосвязь «цель-решение», которая является неоднозначной, поскольку к достижению цели идут большое количество путей. В особенности это характерно для иерархически представленных целей: на высшем уровне – стратегические цели (носят директивный характер), на среднем – тактические цели (подчинены стратегической цели и конкретизируют ее в зависимости от уровня управления), на низшем – ситуационные (оперативные) цели (возникают на конкретном уровне управления в зависимости от ситуации).
Таким образом на
принятие решений оказывают
влияние все цели (стратегические, тактические и
ситуационные), а также информация, которую получают после
анализа ситуации. Отобразим
место принятия решения
в зависимости от цели, ситуации и проблемы на рис. 1.
Основными проблемами развития транспортно-логистических услуг в странах ЕАЭС можно назвать: недостаточное количество инвестиций, направленных на развитие транспортно-логистической инфраструктуры, что ведет за собой малое количество складских помещений класса А и В, нехватку скоростных автомагистралей, дорог с усовершенствованным покрытием, неразвитость придорожного сервиса и т.д.; недостаточное развитие рынка 3PL- услуг; отсутствие системного интегратора уровня 4PL; маленький объем передачи предприятиями функций логистики на аутсорсинг; слабо квалифицированный персонал; несовершенство таможенного и иного контроля на границах; слабое нормативно-правовое регулирование логистической деятельности; отсутствие статистического учета показателей развития логистики на национальном уровне; недостаточное развитие информационно- коммуникативных технологий в сфере логистики [5].
Рассмотрим решения проблем на уровне предприятий стран ЕАЭС, уровне транспортно-логистической отрасли стран ЕАЭС, и в целом на уровне внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которые помогут оптимизировать рассматриваемую ситуацию и достигнуть цели.
Первым этапом предложим решения на уровне управления предприятиями стран ЕАЭС. Для повышения эффективности оказания логистических услуг на предприятиях необходимо обеспечить повышение уровня подготовки кадров; разработку и внедрение технологических, информационных и информационно-управляющих технологий в сфере логистики; внедрение инновационных продуктов [5].
Инновационные и технологические изменения в логистике должны поддерживаться эффективной национальной системой инноваций. Повышение человеческого ресурса возможно только на основе внедрения и распространения высоких стандартов образования и обучения. Необходим государственный подход к укреплению логистических позиций каждой из стран-участниц ЕАЭС на мировом рынке.
Набирает силу интеллектуализация логистической деятельности. Она предопределила изменения в эволюционном процессе роли отдельных факторов развития. На первый план перемещается способность к творческому мышлению [1, с.325].
Современные системы корпоративного управления выходят за традиционные рамки автоматизации бизнес-процессов внутри предприятия. Появилось новое направление логистики – проектная логистика, которая связана с конфигурированием логистических потоков [6]. Примером является информационная система SCM – управление цепью поставок. Она охватывает весь цикл закупки сырья, материалов, внутрипроизводственные процессы и сбыт готовой продукции.
Рассмотрим решения на уровне управления транспортно-логистической отрасли стран ЕАЭС. Для повышения эффективности оказания логистических услуг необходимо: повысить инвестиционную привлекательность транспортно- логистической отрасли; ускорить формирование 3PL-услуг и перейти к концепции 4PL (системный интегратор в области логистики); совершенствовать нормативное регулирование логистической отрасли стран ЕАЭС [5].
Для повышения использования транспортно-логистических услуг, увеличения загруженности логистических центров ЕАЭС, ускорения операций по доставке и обработке товаров, необходимо повышать уровень развития транспортно-логистических центров в ЕАЭС, применять комплексно логистическое обслуживание при поставке товаров, применять при перевозке все виды транспорта, оказывать услуги по приемке, хранению, переработке и отправке партий грузов, внедрять 100% электронное декларирование и сопровождение грузов. Для перевозок грузов автомобильным транспортом в Европейский союз необходимо обновить автопарк, поскольку в настоящее время он не соответствует международным экологическим стандартам.
Для транспортно-логистической отрасли ЕАЭС необходимо участвовать в процессах глобализации транспортных услуг, а значит либерализовать все сферы транспортно-логистической деятельности; повышать уровень конкуренции, что приведет к уменьшению транспортных издержек; активно развивать и унифицировать транспортные средства, технологии, технические требования; повышать уровень информационной открытости.
Рассмотрим решения на уровне управления транспортно-логистическими услугами стран ЕАЭС. Для повышения эффективности оказания логистических услуг необходимо: создание системы достоверной статистической отчетности по логистическим показателям; разработка и внедрение информационно- управляющих технологий в сфере пограничного, таможенного и иных видов контроля; реструктуризация логистических систем и объединение в единую евразийскую логистическую систему [5].
Организациям, занимающимся транспортно-логистической деятельностью, необходимо учитывать изменение тенденций в структуре грузоперевозок на мировом рынке – от перевозок сырья и материалов переход к перевозкам дорогостоящих готовых продуктов; правила и условия перевозок унифицируются, начинают применяться новые единые тарифы, снимаются таможенные ограничения.
Для создания логистической евразийской системы необходимо подчинить деятельность транспортных компаний, действующих на рынке монопольно, требованиям существующих норм стран-участниц ЕАЭС и международных договоров и соглашений.
Для эффективной работы транспортно-логистической инфраструктуры необходима имплементация в законодательство ЕАЭС норм международного права, ратификация конвенции ООН, соглашений авторитетных международных организаций.
После обозначения управленческих решений и их применения на практике, развитие транспортно-логистической системы ЕАЭС начнет осуществляться ускоренными темпами, а также появятся положительные эффекты от создания транспортно-логистической системы ЕАЭС. К ним отнесем: интегрирование в международную транспортно-логистическую систему; привлечение инвестиций в развитие регионов ЕАЭС на направлениях международных транспортных коридоров; рост грузопотоков и повышение конкурентоспособности транспортно-логистических услуг операторов ЕАЭС; развитие инноваций.
Таким образом, проведенный анализ и синтез цели, ситуации, проблем и решений в области регулирования логистических потоков в экспортно- импортных цепях поставок, позволяют сделать вывод что скоординированная и взвешенная политика государств-членов ЕАЭС в области транспортно- логистической политики позволит оптимизировать логистические потоки в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС - обеспечить равный доступ к рынку транспортно-логистических услуг стран ЕАЭС, конкурентный рынок таких услуг, снижение издержек на транспортную составляющую и повышение грузопотока в рамках взаимной и внешней торговли.
Библиографический список:
1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
2. Глушкова Ю. О. Формирование и управление потоками внешнеэкономической деятельности предприятия / Ю. О. Глушкова, A.B. Пахомова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. - № 4(28). - С. 161-166.
3. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Управленческие решения (методы принятия и реализации): Учебное пособие. Авторы: Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Издательство: СПбГУЭФ,
2011.
5. Ващило А.А. Проблемы развития транспортно-логистических услуг в странах Евразийского экономического союза // Вестник БНТУ. – 2016. – С. 257-
262.
6 Борисова В.В. Конфигурирование логистических потокв // стратегии развития инструментов коммерции. – Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – с. 34-56.
7. Борисова В.В. Глобальные цепочки стоимости – евразийский срез //
Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях глобальной гиперконкуренции. Монография под ред. проф. С.А. Дятлова, проф. Д.Ю., Миропольского, проф. Т.А. Селищевой, СПб Изд-во СПбГЭУ 2017, - 709с. С. 635-641.
8. Смирнова Е.А. Управление глобальными цепями поставок: торгово-
экономический подход / Серия «Логистические инновации в коммерции» / Под научной редакцией д.э.н., профессора В.В. Щербакова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.