Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 11:19:59
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистический потенциал экспортно-импортных цепей поставок в Евразийском экономическом союзе

Печенко Наталья Сергеевна

аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург,     Россия

E-mail: natalya-oteva@yandex.ru 

Научный руководитель    - Борисова Вера Викторовна

д.э.н., профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург,     Россия

E-mail: verabrsv@yandex.ru 

 

Среди  комплекса  проблем  повышения  эффективности  экономики ключевую позицию занимает вопрос оптимизации внешнеторговой сферы  – определение направлений и объемов экспорта в совокупности с наилучшими условиями для импорта необходимых товаров.
Целью  данной  статьи  является  исследование  проблем  развития транспортно-логистических услуг в Евразийском экономическом союзе (далее

 

 ЕАЭС) с целью оптимизации логистических потоков в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС.

Исследование  логистики  в  условиях  интеграции  государств  ЕАЭС предполагает,  что  в  логистической  деятельности  предприятий  ЕАЭС необходимо на постоянной основе проводить оптимизацию потоков, а также оценку  эффективности  принятых  логистических  решений.  Оптимизацию потоков необходимо направить на оперативную мобилизацию резервов с целью улучшения  адаптации  экономических  субъектов  к  изменяющейся  рыночной обстановке.  Анализу  и  синтезу  должны  подвергаться  все  экономические потоки, образующие логистическую систему.

В   работе  Афанасенко  И.Д.  и  Борисовой  В.В.  экономический  поток трактуется  как  понятие  производное,  включающее  в  себя  материальный, финансовый,  информационный  и  сервисный  потоки,  которые  образуют единство многообразного и являются элементами логистической системы. [1, с.104].

Используемые  понятия  и  принципы  регулирования внешнеэкономической деятельности, которые в настоящий момент устарели и требуют  модернизации,  заметно  снижают  уровень  экономической эффективности, тормозят динамику развития бизнеса и требуют проведения анализа  и  совершенствования.  Для  сохранения  и  улучшения  позиций  на мировых  рынках  предприятиям  ЕАЭС  необходимо  повышать  уровень технологичности  и  эффективности  логистических  бизнес-процессов.  Особое внимание  необходимо  уделить  на  снижение  уровня  затрат  по  экспортно- импортным операциям, на повышение качества обслуживания потребителей, на совершенствование  процессов  регулирования  и  координации  управления потоками, что требует логистического подхода [2].

Сформированная  транспортно-логистическая  система  стран  ЕАЭС должна  иметь  не  только  активно  развивающуюся  транспортную инфраструктуру, совершенствующиеся и обновленные транспортные средства для  перевозки  грузов,  наращивание  грузовых  потоков,  оказание  самых разнообразных  транспортно-логистических  услуг,  но  и  проработанную концепцию,  которая  устанавливает  правила,  принципы  и  условия грузодвижения и оказания транспортно-логистических услуг.

Для  повышения  эффективности  оказания  транспортно-логистических услуг в странах ЕАЭС, и как следствие оптимизация логистических потоков в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС, необходимо обозначить управленческие решения в области логистической деятельности.

Фатхутдинов  Р.А.  трактует  управленческое  решение  как  результат анализа,  прогнозирования,  оптимизации,  экономического  обоснования  и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [3, с.17]. 

Трофимова  Л.А.  и  Трофимов  В.В.  под  управленческим  решением понимают результат деятельности менеджера, основными функциями которого является анализ информации о внутренней и внешней среде предприятия, о ее сильных  и  слабых  сторонах  и  принятия  цели  для  достижения  целей предприятия [4, с.7].

Необходимость принятия управленческих решений обусловлена тем, что предприятия стран  ЕАЭС подвержены влиянию  внешней среды как внутри государства,  внутри  интеграции  стран  ЕАЭС,  так  и  мирового  сообщества, поэтому им необходимо адаптироваться к такому влиянию с помощью внешних обратных связей. 

Управленческое  решение  можно  понимать,  как  следствие  обработки менеджером информации о состоянии объекта управления (в нашем случае - транспортно-логистические услуги стран ЕАЭС), которая представлена в виде отклонений параметров объекта управления от исходной цели (оптимизация логистических  потоков  в  экспортно-импортных  цепях  поставок  в  странах ЕАЭС).

Управление  происходит  через  взаимосвязь  «цель-решение»,  которая является  неоднозначной,  поскольку  к  достижению  цели  идут  большое количество  путей.  В  особенности  это  характерно  для  иерархически представленных  целей:  на  высшем  уровне  –  стратегические  цели  (носят директивный  характер),  на  среднем  –  тактические  цели  (подчинены стратегической  цели  и  конкретизируют  ее  в  зависимости  от  уровня управления), на низшем – ситуационные (оперативные) цели (возникают на конкретном уровне управления в зависимости от ситуации).

Таким  образом  на  принятие  решений  оказывают  влияние  все  цели (стратегические, тактические и ситуационные), а также информация, которую получают  после  анализа  ситуации.  Отобразим  место  принятия  решения  в зависимости от цели, ситуации и проблемы на рис. 1. 
f457c545a9ded88f18ecee47145a72c0.jpg  

  Целью  принятия  управленческих  решений  в  логистике  при  развитии транспортно-логистических  услуг  в  ЕАЭС  (ситуация)  является  оптимизация логистических  потоков  в  экспортно-импортных  цепях  поставок  в  странах ЕАЭС.

Основными  проблемами  развития  транспортно-логистических  услуг  в странах  ЕАЭС  можно  назвать:  недостаточное  количество  инвестиций, направленных  на  развитие  транспортно-логистической  инфраструктуры,  что ведет за собой малое количество складских помещений класса А и В, нехватку скоростных  автомагистралей,  дорог  с  усовершенствованным  покрытием, неразвитость придорожного сервиса и т.д.; недостаточное развитие рынка 3PL- услуг;  отсутствие  системного  интегратора  уровня  4PL;  маленький  объем передачи  предприятиями  функций  логистики  на  аутсорсинг;  слабо квалифицированный персонал; несовершенство таможенного и иного контроля на  границах;  слабое  нормативно-правовое  регулирование  логистической деятельности;  отсутствие  статистического  учета  показателей  развития логистики на национальном уровне; недостаточное развитие информационно- коммуникативных технологий в сфере логистики [5].

Рассмотрим  решения  проблем  на  уровне  предприятий  стран  ЕАЭС, уровне транспортно-логистической отрасли стран ЕАЭС, и в целом на уровне внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которые помогут оптимизировать рассматриваемую ситуацию и достигнуть цели. 

Первым  этапом  предложим  решения  на  уровне  управления предприятиями  стран  ЕАЭС.  Для  повышения  эффективности  оказания логистических  услуг  на  предприятиях  необходимо  обеспечить  повышение уровня  подготовки  кадров;  разработку  и  внедрение  технологических, информационных  и  информационно-управляющих  технологий  в  сфере логистики; внедрение инновационных продуктов [5].

Инновационные  и  технологические  изменения  в  логистике  должны поддерживаться эффективной национальной системой инноваций. Повышение человеческого  ресурса  возможно  только  на  основе  внедрения  и распространения  высоких  стандартов  образования  и  обучения.  Необходим государственный  подход  к  укреплению  логистических  позиций  каждой  из стран-участниц ЕАЭС на мировом рынке. 

Набирает  силу  интеллектуализация  логистической  деятельности.  Она предопределила  изменения  в  эволюционном  процессе  роли  отдельных факторов развития. На первый план перемещается способность к творческому мышлению [1, с.325].

Современные  системы  корпоративного  управления  выходят  за традиционные  рамки  автоматизации  бизнес-процессов  внутри  предприятия. Появилось  новое  направление  логистики  –  проектная  логистика,  которая связана с конфигурированием логистических потоков [6]. Примером является информационная система SCM – управление цепью поставок. Она охватывает весь  цикл  закупки  сырья,  материалов,  внутрипроизводственные  процессы  и сбыт готовой продукции.

 Рассмотрим решения на уровне управления транспортно-логистической отрасли стран ЕАЭС. Для повышения эффективности оказания логистических услуг необходимо: повысить инвестиционную привлекательность транспортно- логистической  отрасли;  ускорить  формирование  3PL-услуг  и  перейти  к концепции 4PL (системный интегратор в области логистики); совершенствовать нормативное регулирование логистической отрасли стран ЕАЭС [5].

Для  повышения  использования  транспортно-логистических  услуг, увеличения загруженности логистических центров ЕАЭС, ускорения операций по  доставке  и  обработке  товаров,  необходимо  повышать  уровень  развития транспортно-логистических  центров  в  ЕАЭС,  применять  комплексно логистическое обслуживание при поставке товаров, применять при перевозке все виды транспорта, оказывать услуги по приемке, хранению, переработке и отправке  партий  грузов,  внедрять  100%  электронное  декларирование  и сопровождение грузов. Для перевозок грузов автомобильным транспортом в Европейский  союз  необходимо  обновить  автопарк,  поскольку  в  настоящее время он не соответствует международным экологическим стандартам.  

Для транспортно-логистической отрасли ЕАЭС необходимо участвовать в процессах  глобализации  транспортных  услуг,  а  значит  либерализовать  все сферы  транспортно-логистической  деятельности;  повышать  уровень конкуренции, что приведет к уменьшению транспортных издержек; активно развивать и унифицировать транспортные средства, технологии, технические требования; повышать уровень информационной открытости.

Рассмотрим решения на уровне управления транспортно-логистическими услугами стран ЕАЭС. Для повышения эффективности оказания логистических услуг необходимо: создание системы достоверной статистической отчетности по  логистическим  показателям;  разработка  и  внедрение  информационно- управляющих технологий в сфере пограничного, таможенного и иных видов контроля; реструктуризация логистических систем и объединение в единую евразийскую логистическую систему [5]. 

Организациям,  занимающимся  транспортно-логистической деятельностью,  необходимо  учитывать  изменение  тенденций  в  структуре грузоперевозок на мировом рынке – от перевозок сырья и материалов переход к перевозкам дорогостоящих готовых продуктов; правила и условия перевозок унифицируются,  начинают  применяться  новые  единые  тарифы,  снимаются таможенные ограничения. 

Для создания логистической евразийской системы необходимо подчинить деятельность  транспортных  компаний,  действующих  на  рынке  монопольно, требованиям  существующих  норм  стран-участниц  ЕАЭС  и  международных договоров и соглашений.

Для  эффективной  работы  транспортно-логистической  инфраструктуры необходима имплементация в законодательство ЕАЭС норм международного права,  ратификация  конвенции  ООН,  соглашений  авторитетных международных организаций.

После  обозначения  управленческих  решений  и  их  применения  на  практике,  развитие  транспортно-логистической  системы  ЕАЭС  начнет осуществляться  ускоренными  темпами,  а  также  появятся  положительные эффекты  от  создания  транспортно-логистической  системы  ЕАЭС.  К  ним отнесем:  интегрирование  в  международную  транспортно-логистическую систему; привлечение инвестиций в развитие регионов ЕАЭС на направлениях международных  транспортных  коридоров;  рост  грузопотоков  и  повышение конкурентоспособности транспортно-логистических услуг операторов ЕАЭС; развитие инноваций.

Таким образом, проведенный анализ и синтез цели, ситуации, проблем и решений  в  области  регулирования  логистических  потоков  в  экспортно- импортных цепях поставок, позволяют сделать вывод что скоординированная и взвешенная  политика  государств-членов  ЕАЭС  в  области  транспортно- логистической  политики  позволит  оптимизировать  логистические  потоки  в экспортно-импортных цепях поставок в странах ЕАЭС - обеспечить равный доступ к рынку транспортно-логистических услуг стран ЕАЭС, конкурентный рынок  таких  услуг,  снижение  издержек  на  транспортную  составляющую  и повышение грузопотока в рамках взаимной и внешней торговли. 

Библиографический список:

1.                  Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

2.                    Глушкова  Ю.  О.  Формирование  и  управление  потоками внешнеэкономической  деятельности  предприятия  /  Ю.  О.  Глушкова,  A.B. Пахомова  //  Вестник  Саратовского  государственного  технического университета. 2009. - № 4(28). - С. 161-166.

3.                  Фатхутдинов  Р.  А.  Управленческие  решения:  Учебник  /  Р.А. Фатхутдинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. 

4.                 Управленческие решения (методы принятия и реализации): Учебное пособие. Авторы: Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Издательство: СПбГУЭФ,

2011.               

5.                 Ващило А.А. Проблемы развития транспортно-логистических услуг в странах Евразийского экономического союза // Вестник БНТУ. – 2016. – С. 257-

262.

6  Борисова В.В. Конфигурирование логистических потокв // стратегии развития инструментов коммерции. – Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – с. 34-56. 

7.                 Борисова В.В. Глобальные цепочки стоимости – евразийский срез //

Государство  и  рынок:  механизмы  и  институты  Евразийской  интеграции  в условиях  глобальной  гиперконкуренции.  Монография  под  ред.  проф.  С.А. Дятлова,  проф.  Д.Ю.,  Миропольского,  проф.  Т.А.  Селищевой,  СПб  Изд-во СПбГЭУ 2017, - 709с. С. 635-641.

8.                 Смирнова Е.А. Управление глобальными цепями поставок:  торгово-

экономический подход / Серия «Логистические инновации в коммерции» / Под научной  редакцией  д.э.н.,  профессора  В.В.  Щербакова.  –  СПб.:  Изд-во СПбГЭУ, 2014. 


Количество просмотров: 1869
теги:
05.05.2018 16:45 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама