Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:12:49
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности управления логистическими процессами расширенных цепей поставок на рынке мебельной продукции

Павлов Алексей Константинович

соискатель

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург,     Россия

E-mail: sam948@mail.ru

Научный руководитель –         Смирнова Елена Александровна 

д.э.н., профессор 

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург,     Россия 

Любое  предприятие  промышленности,  торговли  или  сферы  услуг  для обеспечения своей деятельности образует сложную структуру, включающую, поставщиков  и  потребителей  разного  уровня,  а  также  большое  число контрагентов – посредников. 

В  зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок [6, с.-15]: 

У  прямая цепь поставок; 

У  расширенная цепь поставок; 

У  максимальная цепь поставок. 

В  прямую цепь поставок входит производитель, поставщики и потребители, непосредственно  взаимодействующие  с  компанией  производителя  (фокусной компанией)  в  процессе  выполнения  ими  товарных,  информационных  и финансовых операций.  

Количество  поставщиков  и  потребителей  в  цепи  поставок  может  быть различным.  Цепь  поставок,  в  которой  есть  два  уровня  поставщиков  и потребителей  называется  расширенной.  Помимо  поставщиков  и  потребителей первого уровня (непосредственно взаимодействующих с фокусной компанией), она  дополнительно  включает  поставщиков  и  потребителей  второго  уровня, которые в свою очередь являются поставщиками поставщиков и потребителями потребителей первого уровня.

Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов  слева  (вплоть  до  поставщиков  исходного  сырья  и  природных ресурсов),  определяющих  ресурсы  фокусной  компании  на  «входе»,  и  сети распределения справа - вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также логистических, институциональных и прочих посредников.

По своей сути, цепи поставок – это последовательности поставщиков и потребителей:  каждый  потребитель  затем  становится  поставщиком  для следующих видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поставок», в которой каждая компания (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг  другу  материально-товарную  продукцию  или  услуги,  добавляя определенную стоимость к товару.

В  настоящее время концепция управления цепями поставок направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистических процессов в условиях глобализации.  Логистический процесс – это «определенным образом организованная во времени  последовательность  выполнения  логистических  операций/функций, реализующая заданные на плановом периоде цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений» [6, с.-15]. По мнению Сергеева В.И., логистический процесс лежит в основе применения процессного подхода. Процессный подход представляет собой подход к эффективному управлению цепями поставок, когда цепь поставок (логистическая система) исследуется и проектируется в виде последовательности потоков и процессов.

При этом процессная декомпозиция может строиться в двух вариантах. Первый вариант представляет собой разделение на следующие составляющие: логистическая система – функциональная область логистики – логистическая функция – логистическая операция. 

Второй  вариант  процессной  декомпозиции  представляет  собой разделение  цепи  поставок  на  следующие  составляющие:  цепь  поставок  – ключевой  бизнес-процесс  –  логистический  бизнес-процесс  –  логистическая функция – логистическая операция.

Особенности  управления  логистическими  процессами  расширенных цепей  поставок  на  рынке  мебельной  продукции  определяются  спецификой развития  данного  рынка.  В  настоящее  время  рынок  мебельной  продукции характеризуется  высоким  уровнем  конкуренции  между  брендами  и предприятиями. 

Крупнейшие ритейлеры мебельного рынка в 2016 году представлены в таблице 1. 

Таблица 1.  Крупнейшие ритейлеры мебельного рынка по количеству точек продаж среди отечественных предприятий на ноябрь 2016 года [5]  

642e92efb79421734881b53e1e1b18b6.jpg

По  данным  аналитического  отраслевого  издания  «Каталог  «Мебель России»,  продажи  2017  года,  в  целом,  напоминают  данные  2016  года  – большинство мебельных предприятий испытывает трудности со сбытом. Таким образом, объем мебельного рынка в России составил в 2016 году около 430 млрд рублей. Эти тенденции сохранились и в 2017 году. Основной причиной спада продаж на рынке мебели эксперты называют последствия финансово- экономического кризиса 2014 года. 

По  способу  организации  производственной  логистической  системы  на рынке мебельной продукции можно выделить предприятия двух типов: 

 

1.    Предприятия,  выпускающие  серийную  продукцию  массового производства. Как правило, это крупные предприятия с собственной сбытовой  сетью. Именно эти предприятия и составляют на сегодняшний день основу рынка. 

Для  таких  предприятий  характерна  организация  производственной логистической  системы  толкающего  типа.  Она  представляет  собой  систему подачи материалов, деталей или  узлов в производственный процесс или от предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны  ли  они  в  данное  время  и  в  данном  количестве  на  последующей технологической операции. Толкающая система характерна для традиционной организации  производства,  она  менее  способна  к  гибкой  перестройке,  к реагированию на колебания спроса [4].

2.     Предприятия,  работающие  под  заказ.  Как  правило,  это  небольшие предприятия,  предлагающие  эксклюзивные  решения.  Крупные  предприятия менее заинтересованы в таком способе организации продаж, так как внесение изменений  в  разработанные  ранее  образцы  производимой  продукции  ради единичного заказа для крупной компании будут экономически невыгодны. 

Для  предприятий,  работающих  под  заказ  характерна  организация производственной логистической системы тянущего  типа. Она представляет собой  систему  подачи  материалов,  деталей  или  узлов  в  производственный процесс на последующую технологическую операцию от предыдущей по мере необходимости. Производство не начинается без заказа. Сам заказ, как правило, осуществляется  в  виде  небольших  партий,  предназначенных  для удовлетворения конкретного потребительского спроса [4]. 

По данным аналитиков [2] «основной проблемой для производителей в 2017 году является отсутствие так называемого «массового заказа», что сильнее всего сказывается на крупных производителях». Таким образом, предприятия, работающие  по  индивидуальному  заказу,  получают  конкурентные преимущества благодаря внедрению логистической системы  тянущего  типа, позволяющей гибко реагировать на изменения потребительского спроса. 

Библиографический список:        

1.                 Аренков И.А. и др. Стратегии развития инструментов коммерции: монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 348 c.

2.                 В 2017 году рынок мебели в России составит 430 млрд рублей // [Электронный  ресурс].  -  Режим  доступа:  https://wek.ru/v-2017-godu-rynok- mebeli-v-rossii-sostavit-430-mlrd-rublej / (дата обращения 30.03.2018 г.).

3.                 Логистика  и  управление  цепями  поставок  /  под  ред.  В.В. Щербакова. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.) – 582 с. 

4.                 Логистика производственных процессов // [Электронный ресурс]. - Режим  доступа:  https://studfiles.net/preview/5276194/page:2/  /  (дата  обращения 30.03.2018 г.).

5.                 РБК Исследования рынков: новые тренды на мебельном рынке //[Электронный  ресурс].  -  Режим  доступа:https://www.retail-loyalty.org/expert-forum/rbk-issledovaniya-rynkov-novye-trendy-na-mebelnom-rynke/ обращения 30.03.2018 г.).

6.                 Сергеев  В.  И.  Еще  раз  к  вопросу  о  терминологии  в  логистике  и управлении цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2006. -  5. – С. 6-18.

7.                 Смирнова Е.А. Интеграция контрагентов в трансграничных цепях поставок  на  принципах  аутсорсинга  //  Коммерция  и  логистика:  Сборник научных трудов. / Под ред. В.В. Щербакова, А.В. Парфенова и Е.А. Смирновой.  СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – С. 112-116.

8.                 Смирнова  Е.А.  Классификация  цепей  поставок  //  Коммерция  и логистика:   Сборник  научных  трудов.  /  Под  ред.  В.В. Щербакова,  А.В. Парфенова и Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – С. 155-160.

9.                 Смирнова Е.А. Поведенческие модели глобальных цепей поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2011. - № 6. – С. 42-50. 

10.            Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой.  М.: ИНФРА-М, 2005. – 797 с.

11.            Щербаков  В.В.  Логистика  как  конвергентная  технология современного  менеджмента  //  Современный  менеджмент:  проблемы  и перспективы Сборник статей: в двух частях. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 540-545.

12.            Щербаков  В.В.  Автоматизация  бизнес-процессов  в  логистике: учебник /  Щербаков В.В., Мерзляк А.В., Коскур-Оглы Е.О. – СПб.: Изд-во Питер, 2016. – 456 с. 


Количество просмотров: 1738
теги:
05.05.2018 16:23 | qazaблог автора

Еще публикации: