Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 8:21:31
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие транспортного сектора в рамках РЛТРС

Новикова (Красикова) Анна Александровна

Аспирант 3 курса,

Балтийский федеральный университет им. Им. Канта, 

г. Калининград,     Россия

E-mail: NovikAnna39@gmail.com

Научный руководитель – Волошенко Ксения Юрьевна 

к.э.н., директор центра моделирования  социально-экономического развития региона 

Института экономики и менеджмента,  

Балтийский федеральный университет им. Им. Канта 

г. Калининград,     Россия

Состояние транспортного сектора является одним из ключевых аспектов, определяющих  уровень  конкурентоспособности  региональной    (и национальной)  экономики.  Уровень  транспортных  расходов  –  один  из показателей  общей  транспортной  нагрузки  на  экономику,  который  от  нее зависит и на нее, в свою очередь, влияет. Информационной основой данной  работы  служит  материал  Калининградской  области,  региона,  со специфическими  условиями  развития  и  расположением.  Уровень  развития транспортного сектора является одним из важнейших для экономики региона. Данные об объемах перевозимых грузов, различными видами транспорта за период с 2007 по 2017г представлены на рисунке 1. 
 6c8349cc7260ae62e3b1396831a8398f.jpg

Рис.1. Динамика показателей деятельности транспортного сектора экономики Калининградской области, тыс. тонн.

Источник данных: Калининградстат, Администрация морских портов Балтийского моря.

За рассматриваемый период морской транспорт занимает лидирующие позиции  по  величине  вклада  в  общий  объем  перевозок  в  регионе.  Доля морского  транспорта    составляет  около  40    %  и    является  стабильной величиной. Соответственно, доля железнодорожного транспорта, изменяется также незначительно от 38 % (в 2007г) до 40% (в 2017г).  Наименьший вклад в объем грузовых перевозок приходится на воздушный вид транспорта (0,002% в 2017г).  

В   отношении  международных  грузов,  общий  объем  экспортно- импортного грузопотока региона  с 2012г по 2017 гг увеличился на 29 %↑, в том числе импорт на 23 %↑, экспорт на 50 %↑.  (таблица 1 )
d9d4f495e875a2e075a1a4a6e1b9770f.jpg 

 Таким образом, из общего объема перевозок в регионе на экспортно- импортные  перевозки  приходится  около  31  %  (данные  2017  г),  оставшаяся часть  грузопотока  добирается  за  счет  внутрирегиональных  перевозок  и перевозок между регионом и остальной территорией страны. 

Общий  объём  работы  транспортного  сектора  экономики  региона сократился с 40 002 тыс. тонн (в 2007г) до 27 926 тыс. тонн (в 2017г с учетом воздушного транспорта), то есть более чем на 30 %. Наиболее значительное снижение объемов перевозки наблюдается по железнодорожному транспорту. Отметим и дублирование грузопотоков  морского и железнодорожного видов транспорта.  Поскольку  груз,  поступивший  в  регион  морским  транспортом, часто  переваливается  на  железнодорожный  вид  транспорта  (и  наоборот). Грузопотоки,  соответственно,  учитываются,  как  в  данных  морских транспортных  компаний,  так  и  ЖД.    Таким  образом,  важно  повышение координации  деятельности  транспортных  компаний,  различных  видов транспорта, которое  возможно (в продолжение темы поднятой в работе [1, с.840-846])  за  счет  формирования  в  регионе  РЛТРС.  РЛТРС  является  относительно  новой  формой  взаимодействия  различных  участников  рынка, которые функционируют под определенным государственным контролем.  Большинство  авторов  по  данной  проблематике  отмечают,  что проектирование  РЛТРС  осуществляется  посредством  организации  единой системы  нормативно-правового,  организационного,  экономического  и информационного обеспечения управления системами грузо -и товародвижения в  регионе [3, с. 7].

Как отмечалось в работе [2, с. 845]  начальным этапом разработки такой системы является анализ величины и структуры грузопотоков региона, которые РЛТРС предстоит обслуживать.   Информационные данные о грузопотоках и общее    представление  о  структуре  их  изменения  позволяют  акцентировать внимание  при  проектировании  РЛТРС  на  ключевых  аспектах.  Анализ транспортного  сектора  экономики  и  информации  о  грузопотоках  показал наличие  ряда  проблем  в  этой  сфере:  общее  снижение  объемов  перевозки, значительные  сроки  доставки,  высокий  уровень  тарифов  и  низкий  уровень сервиса. Помимо этого  в регионе  часто возникает и проблема свободного перемещения грузов и пассажиров по территории третьих стран, обусловленная спецификой  его  географии.  Соответственно,  в  рамках  РЛТРС  необходимо найти  альтернативный  вариант  доставки,  который  расширит  возможности выбора и для заказчиков перевозки, которые сейчас особенно чувствительны к изменению  цен.  В  связи  с  этим  одним  из  наиболее  востребованных  и актуальных  в  настоящее  время  является    направление  развития  паромного сообщения,  ориентированного  на  разрешение  этих  проблем.  Рост  объемов перевозимых грузов на паромах за период с 2013 по 2017г уже составил более 70 % (однако, например, в 2015 году по сравнению с 2013 годом рост составлял более  чем  в  2  раза).  Значения  данных  показателей  свидетельствуют  о востребованности данного вида транспорта в эксклавном регионе России. В отношении паромного сообщения, выполняющего еще и социальную функцию по обеспечению связи Калининградской области с остальной территорией РФ, в настоящее  время  существует  ряд  проблем,  ограничивающих  возможность полноценного использования данного вида транспортного сообщения. К числу основных из них сейчас можно отнести: установленные тарифы на паромные перевозки,  количество  пассажирских  мест  на  отдельных  паромах,  а  также высокий уровень физического износа.

На  паромной  линии  функционирует  3  парома:  паром  «Балтийск» (грузовой, с 2007 года); паром «Петербург» (грузопассажирский, с 2010 года); паром «Амбал» (грузовой).

Оценка  потенциала  паромного  комплекса  для  указанного  количества транспортных  средств  (таблица  2)  показывает,  что  максимальный  объем перевозки грузов с помощью паромной линии составляет около 2,5 млн. тонн в год. 
67c6a1e7ce56d3d6fa748ab6d9af3fd7.jpg 

Учитывая, что средние потенциальные возможности по перевозке грузов одним паромом составляют 0,845 млн. тонн грузов в год для перераспределения международных  грузов  с  других  видов  транспорта,  которые,  например, предусматривают движение по территории 3-х стран, необходимо существенно увеличить их число. Для полного перехода на данный вид сообщения  до 10 единиц.

В   целом  совместные  решения  и  взаимодействие  участников  рынка грузоперевозок  и  государственное  регулирование  (например,  в  рамках программы  транспортной  доступности)  способны  существенно  улучшить ситуацию  в  сфере  распределения  и  доставки    при  наличии  четких обоснованных  планов  и  оценки  ожидаемых  результатов.    Соответственно, РЛТРС, предполагающая возможность перераспределения и перенаправления грузов,  между  различными  видами  транспорта,  если  такая  необходимость существует,  позволит  повысить общий уровень эффективности перевозок, снизить размер транспортных затрат, то есть общую транспортную нагрузку на экономику

Библиографический список:

1.       Новикова  (Красикова)  А.А.  Направления  проектирования региональной логистической  транспортно-распределительной системы (на материале  Калининградской  области).  [Электронный  ресурс]:  материалы Международного морского форума. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2016. – 840-846с.

2.       Новикова А.А., Малый Д.А. Модели – Транспорт - Моделирование развития транспортного сектора экономики региона [Электронный ресурс]// Информационно-аналитический  портал  БФУ  им  Канта.  URL: http://region.kantiana.ru.

3.     Прокофьева  Т.А.,  Лопаткин  О.М.  Логистика  транспортно- распределительных систем: Региональный аспект. – М.: РКонсульт, 2003. - 400с.

4.     Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]: URL http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858 &Itemid=2095/(дата обращения: 27.03.2018;  17:00). 


Количество просмотров: 1106
теги:
05.05.2018 12:58 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама