Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 4:32:10
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ товародвижения розничных продаж продовольственных товаров торговых сетей в Красноярском крае

Мишагин Роман Андреевич
аспирант 2 курса, Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск,     Россия
E-mail: RomanMishagin@yandex.ru

Научный руководитель – Лукиных Валерий Фёдорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет ,
г. Красноярск,     Россия 
E-mail: somcl@mail.ru 

Красноярский край начиная с 2012 г. стабильно лидирует среди регионов Сибирского федерального округа по обороту розничной торговли [1].

Из таблицы 1 видно, что оборот розничной торговли по Красноярскому краю за 2017 г. составил 515,8 млрд. рублей, в том числе: 235,5              млрд. рублей – пищевыми  продуктами,  включая  напитки,  и  табачные  изделия;  280,3         млрд. рублей – непродовольственными товарами [2].

В   структуре  розничной  торговли  просматривается  принцип  «золотого сечения». Доля розничной торговли в Красноярском крае формируется за счет сетевой  торговли  (60  %)  и несетевой  торговли (40 %). К сетевой  торговле относятся компания «Командор», «Красный яр», «Окей», «Лента» и прочие[3, 358]. 
6364d3f0f495b6ab9dcf8d3b5c6e0b01.jpg 

На  сегодняшний  день  рынок  Красноярского  края  довольно  насыщен различными  розничными  торговыми  сетями,  реализующими  как продовольственные, так и  не продовольственные товары. На местном рынке активно функционируют как федеральные сети, которые имеют свои торговые точки  в  любом  крупном  городе  России,  так  и  локальные  торговые  сети. Открываются торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, магазины формата "Cash & Carry", торгово-развлекательные комплексы) (табл.2).

Следует  отметить,  что  с  каждым  годом  все  больше  товаров  в  крае реализуется через розничные торговые сети, так как сети являются одним из крупных и современных сегментов рынка.
182be0c5cdcd5072bb1864cdee4d3d6e.jpg 
e369853df766fa44e1ed0ff613f563bd.jpg

Основную  пищевую  продукцию  на  полках  красноярских  магазинов можно условно разделить на товары местных производителей и завезенную из соседних регионов и заграницы. Среди местных сельхозтоваропроизводителей на рынке Красноярского края существует Ассоциация «Енисейский стандарт». Данная Ассоциация  при поддержке краевых властей и с участием местных производителей  разработала  программу  борьбы  с  продажей  продуктов, фактическое содержание которых отличается от заявленного.

Задача «Енисейского стандарта»  сделать  качественную  продукцию заметной, и по возможности обезопасить покупателя от фальсификата. Так, продукция, прошедшая сертификацию, будет отмечена специальным знаком качества «Енисейского стандарта».

На  основе  данных  сайта  Ассоциации,  структурированы  по  группам основные  ее  участники  -  сельхозтоваропроизводители  и  переработчики, продукция  которых  была  признана  качественном  самим  «Енисейским стандартом» [4]. Выделены пять основных групп (табл. 3):

·  молочная продукция;

·  мясная продукция;

·  хлебобулочные изделия;

·  кондитерские изделия;

 

·  крупа, мука, макаронные изделия. 
1c383cd30b7c298ab50293adfecb7b18.jpg 
19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22.jpg 

По таблице 3 можно сказать, что производители «Енисейский стандарт» создают  практически  всю  основную  молочную  продукцию.  Всего насчитывается шесть товаропроизводителей. Мясная продукция представлена более  скудно,  чем  молочная.  Отсутствует  мясо  говядины  и  свинины,  а производством  мяса  кур  занимается  только  одно  предприятие  -  АО "ЕнисейАгроСоюз",  остальные  два  производят  мясные  полуфабрикаты. Кондитерская продукция отличается разнообразием ассортимента, но можно заметить,  что  ее  выпуском  занимается  незначительное  количество предприятий-участников Ассоциации, всего четыре. Таблица 3 показывает, что производство круп, муки и макаронных изделий не отличается большим числом участников товаропроизводства. К примеру, макаронные изделия производит всего  одна  организация  –  АО  «Краскон»,  несмотря  на  высокий  спрос  и потребление  данного  товара.  ООО  «Мельник»  и  ИП  Безматерных  О.С. производят муку и крупы.

Был проведен анализ отдельных торговых объектов четырех розничных сетей:  О’кей  на  ул.  9  Мая  77  (ТРЦ  «Планета»),  Аллея  (гипермаркет  сети Командор)  на  ул.  Новосибирская  7  (ТЦ  «Славянский»),  Командор  на  ул. Новосибирская 9а и Красный Яр на ул. Менжинского 10а. Анализ необходим для  понимания  состояния  рынка  розничной  торговли  по  группам  товаров, производящихся  участниками  Ассоциации  «Енисейский  стандарт»  и определения  ценовой  конкуренции  с  другими  товаропроизводителями  не входящими  в  данное  объединение.  К  пяти  основным  группам  продукции, указанным  выше,  добавляется  еще  одна  немаловажная  группа  –  овощная продукция.

По результатам исследования можно сделать вывод, что ни в одной из перечисленный  сетей  не  представлена  овощная  продукция  под  маркой «Енисейский  стандарт»,  но  стоит  отметить,  что  почти  в  каждой  сети присутствуют  краевые  товаропроизводители.  Исходя  из  этого  можно  дать рекомендацию  о  вступлении  в  Ассоциацию,  такой  шаг  позволит  увеличить объем продаж до 30% за шесть месяцев, как это было установлено 19.03.2018 со слов представителя «Енисейский стандарт». Такое может произойти благодаря синергетическому эффекту, а также эффекту масштаба.  

 Предлагается  уделить  особое  внимание  оценке  стоимости  молочной продукции,  так  как  это  самая  обширная  группа  представленная производителями «Енисейский стандарт» (таблица 4).
a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d.jpg 

По  молоку  2,5%  и  3,2%  жирности  средняя  цена  для  производителей «Енисейский  стандарт»  составляет  48,  34  руб.  и  54,10  руб.  за  литр соответственно,  в  то  время  как  у  продукции  конкурентов  эти  показатели находятся  на  уровне  59,  84  руб./л  и  74,77  руб./л.  Разница  в  стоимости составляет 19,22% и 27,64% и показывает на сколько продукция «Енисейского стандарта» дешевле конкурентов.

Расчеты по 5% творогу показали следующее: в начале товар приравняли к общему весовому значению 200г, получились средние цены на продукции 85, 19 руб./200г – «Енисейский стандарт» и 84,02 руб./200г конкурентов или 1,4% ценовой разницы.

По сливочному маслу 72,5% жирности, расчеты и вовсе не в сторону более  низкой  стоимости  «Енисейский  стандарт».  Так  как  даже,  если  не приравнивать  товары  к  одному  значению  по  массе  продукта,  средняя  цена «Енисейский стандарт» составляет 134,23 руб./200г, а у товаров конкурентов – 105,03 руб./180г или 21,73%. 

Конечно, данный анализ не говорит однозначно за или против продукции товаропроизводителей «Енисейский стандарт», т.к. не учитывался ряд данных, например,  качества  продукции,  которое  часто  влияет  на  увеличение себестоимости, что неминуемо ведет к увеличению конечной стоимости для потребителя.  

Анализ по другим группам товаров не приводится, т.к. в рассматриваемой группе торговых объектов практически не обнаружена мясная продукция и в незначительной степени для сравнения и анализа обнаружены товары прочих групп. Это связано отчасти с тем, что многие из участников Ассоциации имеют свои фирменные магазины или торговые точки другого формата и не участвуют в  логистических каналах рассматриваемых торговых сетей.

В  заключении, выводы можно сделать следующие:

·  на  продовольственном  рынке  города  Красноярска  сложилась

тенденция доминирования крупных розничных сетей;
·   создание Ассоциации «Енисейский стандарт» показало правильность и

эффективность  создания  подобных  кооперационных  взаимодействий  групп сельхозтоваропроизводителей  и  переработчиков  сельскохозяйственной продукции,  а  также  возможность  их  влиять  на  механизм  равновесия  на продовольственном рынке;

·  потенциал Ассоциации «Енисейский стандарт» не раскрыт в полной

мере,  для  этого  необходимо  расширять  ассортимент  продукции  и  число  ее участников, но уже сейчас можно считать подобный опыт положительным и рекомендовать к использованию другими регионами.  

Библиографический список:

1.  Торговля  /Министерство  промышленности,  энергетики  и  жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края. [Электронный ресурс] Режим доступа  URL:         http://www.krskstate.ru/promtorg/torg .  (дата  обращения: 23.03.2018).

2.  Управление  Федеральной  службы  государственной  статистики  по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс]  Режим  доступа: http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/krsnStat/ enterprises/trade/. Copyright 1999 – 2017 Федеральная служба государственной статистики.

3.  Лубягина Ю. В. Обзор розничной торговли в России и Красноярском крае  //  Молодой  ученый.  —  2017.  —  №3.  —  С.  358-361.  —  URL https://moluch.ru/archive/137/38404/ (дата обращения: 12.03.2018).

4.  Ассоциация  «Енисейский  стандарт»  [Электронный  ресурс]  Режим доступа: http://eniseystandart.ru/uchastniki. 15 марта 2018 г. 


Количество просмотров: 1256
теги:
05.05.2018 12:39 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама