Залапина Александра Николаевна
аспирант,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
e-mail:
golden-sun@yandex.ru
Научный руководитель – Лукиных
Валерий Фёдорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный
университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
Сегодня повышение значимости логистики и управления цепями поставок считается закономерным явлением в контексте стратегических приоритетов развития Российской Федерации. Анализ мировых тенденций экономического развития показывает, что стратегический успех компаниям обеспечивают не отдельные товары и услуги, а процессы их создания и распределения. Такие процессы требуют четкого определения, классификации и изучения подходов к управлению ими. Бизнес-процесс в общем – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Понятие же логистического бизнес-процесса тесно связано с построением и функционированием логистической системы. Общепринятое определение логистической системы описывает ее как адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции, состоящую, из нескольких элементов и имеющую развитые связи с внешней средой. Значит под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы (или потребителем). Этот результат определяется ключевыми факторами логистики: общими затратами, временем исполнения заказа, качеством потребительского сервиса.
Принципиально важно, чтобы в основе управления логистическими бизнес-процессами лежала методология общей теории систем, т.е. рассмотрение компании или цепи поставок как целостной экономической системы. Основное положение системного подхода применительно к логистике
— принцип первичности процесса по отношению к логистической системе. В соответствии с ним организационная структура управления предприятием формируется в зависимости от идентифицированных в логистической системе бизнес-процессов и целей деятельности системы в общем.
Классификация логистических бизнес-процессов – тема дискуссионная. наиболее удачной и последовательной является модель, продвигаемая сегодня Советом по цепям поставок (Supply Chain Council — SCC). В SCOR-модели (Supply Chain Operations Reference-model — рекомендуемая модель операций в цепях поставок) рассматривается пять ключевых бизнес-процессов — это планирование цепи поставок, снабжения, производства, доставки, возврата. Эти пять логистических бизнес-процессов охватывают весь диапазон деятельности компании, в соответствии с выбранной стратегией, операционной деятельностью, непосредственно материальными потоками, потоками работ и информационными потоками. SСОR-модель базируется на стандартизации процессов управления цепями поставок и правилах приведения к стандартным характеристикам и функциям и взаимоотношениям между бизнес-процессами. Модель также определяет типовые бизнес-процессы, горизонтальные и вертикальные связи и правила, действующие в различных областях.
Модель SCOR может быть использована как для описания простейших цепей поставок, так и для сложных комплексных сетей, используя стандартный набор определений. В результате, несопоставимые отрасли бизнеса и отдельные компании могут быть легко интегрированы в описание структуры практически любой сетевой структуры цепей поставок. Модель позволяет описать и создать основу для совершенствования цепей поставок любого масштаба. Как только логистический бизнес-процесс описан в стандартных терминах SCOR-модели, он может быть однозначно идентифицирован. Все элементарные операции, их последовательности становятся измеряемыми, управляемыми и контролируемыми. Именно это предоставляет возможность перенастройки и трансформации логистических бизнес-процессов согласно влиянию рынка.
Рисунок 1. Модель SCOR - процессно-ориентированная модель Анализ любой рыночной ситуации, прежде всего, должен начинаться с оценки степени устойчивости рынка. Устойчивость рынка, отсутствие значительных диспропорций и колебаний являются благоприятными условиями для роста экономики в целом, а значит и отдельно взятых экономических единиц. Неустойчивость развития рынка обнаруживается в форме кризисных явлений, инфляционных ожиданий, проявлений ажиотажного спроса, проявления диспропорциональности и т. п. Рыночные колебания оцениваются как во времени, так и в пространстве. В первом случае рассматривают динамику - в форме ломаной линии тенденции изменения рынка, во втором - в виде неравномерного развития рынка (колебаний по предприятиям/по территории)
Для
оценки влияния неустойчивости рынка
на функционирование логистических
бизнес-процессов, достаточно рассмотреть рыночные колебания во времени, ведь
каждая рассматриваемая логистическая система уже имеет некоторые параметры
экономико-географического пространства. Это значит, что неустойчивое состояние
рынка либо его переход из одного состояния в другое могут быть описаны
коэффициентом аппроксимации и средним темпом роста. (Рисунок 2).
p |
i - i-й уровень динамического ряда; |
|
p |
t - сглаженный i-й уровень динамического ряда (тренд); |
|
N - число i-х уровней динамического
ряда.
В статистике принята аксиома, что, если показатель вариабельности, в нашем случае коэффициент аппроксимации:
1. меньше 10%, то степень рассеивания данных считается незначительной. В нашем случае – рынок устойчив по заданному параметру.
2. принимает значение из интервала от 10% до 20%, то рынок характеризуется средней степенью устойчивости.
3. больше 20% и меньше 33%, то можно говорить о значительной степени неустойчивости рынка.
4. превышает 33%, то рынок характеризуется как неустойчивый.
Средний
темпа роста описывает
динамику развития рынка (развитие/спад):
Рисунок 2. Варианты оценки устойчивости рынка. Расчетные характеристики устойчивости рынка дают понимание общей стратегии управления логистической системой, и в частности, пятью ее ключевыми бизнес-процессами: планированием, снабжением, производством, доставкой и работой с возвратными операциями (согласно SCOR-модели). Для каждого состояния рынка необходимо предусмотреть комплекс решений по управлению логистическими бизнес-процессами, направленный на получение максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово- экономической деятельности.
Библиографический список:
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2006.
2. https://statanaliz.info/metody/opisanie-dannyx