Егорова Лилиана Эгамбергеновна
Старший преподаватель кафедры экономики Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова
г.Абакан,Россия
E-mail: liliana-egorova@mail.ru
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, левобережной части бассейна реки Енисей, на Саяно-Алтайском нагорье Хакасско-Минусинской котловины. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге - с Республикой Тыва, на юго- западе - с Республикой Алтай, на западе - с Кемеровской областью. Протяженность территории с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. Площадь Республики Хакасия 61 900 км2 . Это 0,4 % от территории Российской Федерации. Расстояние от столицы Республики Хакасия - города Абакана до Москвы составляет 4218 км. Численность населения республики по данным Росстата составляет 537 513 чел. (2018).
Хакасия - один из уникальных в природно-ресурсном отношении регионов Российской Федерации. Только в разведанных месторождениях сосредоточено 25 % общероссийских запасов молибдена, 27 % барита, 13 % облицовочных камней, 6,5 % бентонита, 3 % каменного угля. Ведется добыча железа, золота, минеральных и радоновых вод, барита, мрамора, гранитов. Разведаны месторождения меди, фосфоритов, свинца, цинка, асбеста, гипса, нефрита, жадеита. Имеются разведанные запасы нефти и газа.
Транспорт играет важное
значение для республики
Хакасия. Главные железные дороги
Хакасии: Абакан-Ачинск (соединяет
республику с Транссибирской железнодорожной магистралью),
Абакан-Тайшет (связь с Кемеровской областью).
Осуществляется судоходство по
реке Енисей: в Абакане
имеется речной порт.
Главные автомагистрали: Усинский
тракт (Абакан-Минусинск-Кызыл),
Абазинский тракт (Абакан-Абаза-Ак-Довурак), автодорога Абакан-Черногорск-Красноярск. Авиасообщение
осуществляет Международный аэропорт Абакан.
Cпецифика территории Хакасии
характеризуется неразрывной
связанностью с Красноярским
краем, сформировавшейся в
единой транспортной системе. Одна из ярких
черт Республики Хакасия отдаленность от главных экономических центров страны, что усугубляется
экстремальными природными
условиями. Оценивая транспортно-географическое положение территории, следует,
отметить транзитный потенциал,
обусловленный центральным положением региона относительно западных и
восточных границ. Сегодня этот потенциал
используется далеко не
полностью. Транспортно-
логистические функции ограничены слабой освоенностью значительной части
территории региона.
Для более полного использования транспортно-логистического потенциала уже сейчас имеются достаточно широкие возможности, Хакасия входит в Южную транспортную зону. Эту зону от Тайшета до Абакана пересекает Южно-Сибирская магистраль и проходит федеральная дорога «Енисей», связывающая южные районы правобережья с центром края. Железная дорога Ачинск - Абакан соединяет Транссиб с Южсибом и тем самым связывает центральную часть края с югом. Параллельно железной дороге Ачинск - Абакан проходит и обеспечивает связь с районными центрами в юго- западной части края автодорога Ачинск - Назарово - Ужур - Шира. Большая часть южной зоны не имеет разветвленной сети автомобильных дорог, обеспечивающих транспортные подходы к этим магистралям.
Основой транспортной системы Хакасии и Красноярского края является железнодорожная сеть. Эксплуатационная длина путей составляет более 2,6 тыс.км. Сеть железных дорог представляют: Транссибирская магистраль, которая проходит по центральной территории края от Мариинска до Тайшета на протяжении 803 км; Южно-Сибирская магистраль - пересекает южные районы края на протяжении 969 км. С Транссибом железнодорожными ответвлениями на север и юг связаны основные промышленные узлы и минерально-сырьевые базы: Ачинск - Абакан (428 км); Уяр - Саянская (50 км); Ачинск - Лесосибирск (297 км); Решоты - Карабула (259 км); Дудинка - Норильск - Талнах (115 км).
Протяженность автомобильных дорог в Красноярском крае и Хакасии составляет более 17 тыс.км [3]. Однако автодороги распределены крайне неравномерно. Из общей площади двух регионов 2,43 млн.км2 лишь 420тыс.км2 покрыты сетью автодорог. Абакан и Шира – главные транспортные узлы Хакасии, в Курагино сходятся основные автодороги южной части Красноярского края, Уяр и Заозёрный - узлы на Транссибе. Далее по значимости следуют населённые пункты Берёзовка, Иланский, Нижний Ингаш, Аскиз, Саяногорск, Ужур.
Система водных путей Красноярского края и Хакасии представлена, главным образом, рекой Енисей и её судоходными притоками Ангарой, Нижней Тунгуской, Подкаменной Тунгуской и Хатангой. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей с 1980 года сократилась с 11тыс.км до 9тыс.км [1], что сопряжено, с одной стороны, с обмелением притоков Енисея, с другой - с сокращением грузовых и пассажирских перевозок. техническое состояние инфраструктуры - портов, пристаней флота и других сооружений навигационного направления по водной трассе - постепенно приходит в упадок. Флот постепенно физически и морально устаревает и требует существенной замены.
Транспортная сеть Хакасии не представляет собой целостную систему что препятствует формированию регионального рынка и функционированию республики как связанной экономической системы. Основной недостаток сложившейся сети - слабые связи центр-периферия.
Реконструкция объектов транспортно-логистической инфраструктуры позволит повысить предпринимательскую активность и сделать рынок более открытым и эффективным. Повышение надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры скажется на транспортной работе. [2].
Растущую значимость фактора транспортно-географического положения для обеспечения дальнейшего развития Хакасии важно учитывать при реализации крупных проектов на их территории. При этом как формирование региона в качестве транзитной территории, так и социально-экономическое развитие определяются перспективами обновления транспортной инфраструктуры и созданием международных транспортных коридоров.
Библиографический список:
1.
Распоряжение
Правительства РФ от
22.11.2008 г. №
1734-р «Отранспортной стратегии Российской
Федерации на период до 2030 года»//
ОАО «РЖД»: [сайт].
2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020
года. Утв. распоряжением Правительства Российской
Федерации от 5 июля 2010 г. №1120-р (в ред. Постановления Правительства
Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1505). Доступ из правовой системы
«КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2018).
3. Потенциал развития Республики Хакасия [сайт]. URL: https://r-19.ru/management/5697/53600.html (дата обращения: 01.03.2018).