Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:44:12
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Транспортная инфраструктура Республики Хакасия

Егорова Лилиана Эгамбергеновна

Старший преподаватель кафедры экономики Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

г.Абакан,Россия

E-mail: liliana-egorova@mail.ru

Республика  Хакасия  расположена  в  юго-западной  части  Восточной Сибири,  левобережной  части  бассейна  реки  Енисей,  на  Саяно-Алтайском нагорье Хакасско-Минусинской котловины. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге - с Республикой Тыва, на юго- западе  -  с  Республикой  Алтай,  на  западе  -  с  Кемеровской  областью. Протяженность территории с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. Площадь Республики Хакасия 61 900 км2 . Это  0,4  %  от  территории  Российской  Федерации.  Расстояние  от  столицы Республики  Хакасия  -  города  Абакана  до  Москвы  составляет  4218  км.    Численность населения республики по данным Росстата составляет 537 513 чел. (2018). 

Хакасия  -  один  из  уникальных  в  природно-ресурсном  отношении регионов  Российской  Федерации.  Только  в  разведанных  месторождениях сосредоточено 25 % общероссийских запасов молибдена, 27 % барита, 13 % облицовочных камней, 6,5 % бентонита, 3 % каменного угля. Ведется добыча железа, золота, минеральных и радоновых вод, барита, мрамора, гранитов. Разведаны месторождения меди, фосфоритов, свинца, цинка, асбеста, гипса, нефрита, жадеита. Имеются разведанные запасы нефти и газа.

Транспорт  играет  важное  значение  для  республики  Хакасия.  Главные железные  дороги  Хакасии:  Абакан-Ачинск  (соединяет  республику  с Транссибирской  железнодорожной  магистралью),  Абакан-Тайшет  (связь  с  Кемеровской  областью).  Осуществляется  судоходство  по  реке  Енисей:  в Абакане  имеется  речной  порт.  Главные  автомагистрали:  Усинский  тракт (Абакан-Минусинск-Кызыл),  Абазинский  тракт  (Абакан-Абаза-Ак-Довурак), автодорога  Абакан-Черногорск-Красноярск.  Авиасообщение  осуществляет Международный аэропорт Абакан.

Cпецифика  территории  Хакасии  характеризуется  неразрывной связанностью  с  Красноярским  краем,  сформировавшейся  в  единой транспортной системе.         Одна из ярких черт Республики Хакасия отдаленность от главных экономических центров страны, что усугубляется экстремальными природными  условиями.  Оценивая  транспортно-географическое  положение территории,  следует,  отметить  транзитный  потенциал,  обусловленный центральным положением региона относительно западных и восточных границ. Сегодня  этот  потенциал  используется  далеко  не  полностью.  Транспортно- логистические функции ограничены слабой освоенностью значительной части территории региона.

Для  более  полного  использования  транспортно-логистического потенциала уже сейчас имеются достаточно широкие возможности, Хакасия входит  в  Южную  транспортную  зону.  Эту  зону  от  Тайшета  до  Абакана пересекает  Южно-Сибирская  магистраль  и  проходит  федеральная  дорога «Енисей»,  связывающая  южные  районы  правобережья  с  центром  края. Железная дорога Ачинск - Абакан соединяет Транссиб с Южсибом и тем самым связывает  центральную  часть  края  с  югом.  Параллельно  железной  дороге Ачинск - Абакан проходит и обеспечивает связь с районными центрами в юго- западной части края автодорога Ачинск - Назарово - Ужур - Шира. Большая часть  южной  зоны  не  имеет  разветвленной  сети  автомобильных  дорог, обеспечивающих транспортные подходы к этим магистралям.

Основой транспортной системы Хакасии и Красноярского края является железнодорожная сеть. Эксплуатационная длина путей составляет более 2,6 тыс.км.  Сеть  железных  дорог  представляют:  Транссибирская  магистраль, которая проходит по центральной территории края от Мариинска до Тайшета на  протяжении  803  км;  Южно-Сибирская  магистраль  -  пересекает  южные районы  края  на  протяжении  969  км.  С  Транссибом  железнодорожными ответвлениями  на  север  и  юг  связаны  основные  промышленные  узлы  и минерально-сырьевые базы: Ачинск - Абакан (428 км); Уяр - Саянская (50 км); Ачинск  -  Лесосибирск  (297  км);  Решоты  -  Карабула  (259  км);  Дудинка  - Норильск - Талнах (115 км).

Протяженность автомобильных дорог в Красноярском крае и Хакасии составляет  более  17  тыс.км  [3].  Однако  автодороги  распределены  крайне неравномерно. Из общей площади двух регионов 2,43 млн.км2  лишь 420тыс.км2  покрыты  сетью  автодорог.  Абакан  и  Шира  –  главные  транспортные  узлы Хакасии,  в  Курагино  сходятся  основные  автодороги  южной  части Красноярского  края,  Уяр  и  Заозёрный  -  узлы  на  Транссибе.  Далее  по значимости следуют населённые пункты Берёзовка, Иланский, Нижний Ингаш, Аскиз, Саяногорск, Ужур.

 Система  водных  путей  Красноярского  края  и  Хакасии  представлена, главным  образом,  рекой  Енисей  и  её  судоходными  притоками  Ангарой, Нижней  Тунгуской,  Подкаменной  Тунгуской  и  Хатангой.  Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей с 1980 года сократилась с 11тыс.км до  9тыс.км  [1],  что  сопряжено,  с  одной  стороны,  с  обмелением  притоков Енисея,  с  другой  -  с  сокращением  грузовых  и  пассажирских  перевозок. техническое состояние инфраструктуры - портов, пристаней флота и других сооружений  навигационного  направления  по  водной  трассе  -  постепенно приходит  в  упадок.  Флот  постепенно  физически  и  морально  устаревает  и требует существенной замены.

Транспортная сеть Хакасии не представляет собой целостную систему что препятствует формированию регионального рынка и функционированию республики  как  связанной  экономической  системы.  Основной  недостаток сложившейся сети - слабые связи центр-периферия.

Реконструкция  объектов  транспортно-логистической  инфраструктуры позволит повысить предпринимательскую активность и сделать рынок более открытым  и  эффективным.  Повышение  надежности  и  безопасности функционирования транспортной инфраструктуры скажется на транспортной работе. [2].

Растущую значимость фактора транспортно-географического положения для  обеспечения  дальнейшего  развития  Хакасии  важно  учитывать  при реализации крупных проектов на их территории. При этом как формирование региона  в  качестве  транзитной  территории,  так  и  социально-экономическое развитие  определяются  перспективами  обновления  транспортной инфраструктуры и созданием международных транспортных коридоров.

Библиографический список:

1.                 Распоряжение  Правительства  РФ  от  22.11.2008  г.  №  1734-р  «Отранспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»//  ОАО  «РЖД»:  [сайт]. 
2.  Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. №1120-р (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1505). Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2018).

3. Потенциал  развития  Республики  Хакасия  [сайт].  URL:  https://r-19.ru/management/5697/53600.html (дата обращения: 01.03.2018). 


Количество просмотров: 5368
теги:
05.05.2018 10:54 | qazaблог автора

Еще публикации: