доцент,
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail: ta1204@mail.ru
В России в декабре 2016 года определены приоритеты научно- технологического развития на ближайшие десять лет [1]. Разработчики Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее по тексту – Стратегия НТР), наряду с прямым назначением, видят в ней инструменты консолидации экономических институтов, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности для обеспечения целостности и единства научно-технологического развития России [1, п.4].
В Стратегии НТР
отмечено, что она
(настоящая стратегия)
«…принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках,
высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции
являются ключевыми факторами,
определяющими
конкурентоспособность национальных
экономик и эффективность
национальных стратегий
безопасности» [1, п.8].
Развитие технологий, поддерживающих интеграцию бизнес-процессов (в значительной степени, на основе их контроллинга) является современной тенденцией и в российской, и в мировой экономике. Стратегически важным ресурсом, управляющим оборачиваемостью всех видов активов, обеспечивающим их высвобождение и сокращение затрат в рамках отчетного периода становится время исполнения заказа (длительность логистического цикла).
Прохождение экономикой границы технологического уклада характеризуется бурным развитием технологий, находящихся на этапе «Внедрение» своего жизненного цикла, высокой степенью динамичности среды и высокой степенью неопределенности, затрудняющей прогнозирование и планирование в цепях поставок. В качестве средства снижения неопределенности, интеграции планирования и высвобождения ресурсов на протяжении всей истории своего развития выступает логистика, а примерно с середины 90-х годов ХХ века – управление цепями поставок. Это подтверждает произошедшую в мире смену субъекта конкуренции: от конкуренции отдельных организаций, к конкуренции интегрированных хозяйственных образований — цепей поставок.
Возрастающая индивидуализация спроса (во многом связанная с развитием электронной торговли), распространение технологий использующих децентрализованные (одноранговые) компьютерные сети требуют от логистики и управления цепями поставок активного развития методологии, прежде всего – технологий интегрированного планирования цепей поставок (в рамках концепции Supply Chain Management - SCM).
Подтверждением важности управления цепями поставок (SCM) как фактора научно-технологического развития является «технологизация» взаимодействий участников цепей поставок: распространение с 2010 года условий Инкотермс на внутренние операции, активное развитие систем конкурсных закупок не только в государственном, но и в корпоративном секторе. Активные участники рынков выбирают хорошо формализованные технологии для выполнения процессов в цепях поставок, предпочитая их менее формализованным. Формализованные технологии означают четкое разграничение ответственности и рисков, соблюдение заявленной длительности логистических циклов, и, как следствие – ускорение оборачиваемости, высвобождение активов, сокращение затрат.
В последние два десятилетия технологии управления цепями поставок (SCM) активно развиваются во всем мире [2]. Так в автомобилестроении активно используется технология «Точно в последовательности (Just-in- Sequence)», реализующая «тянущий» («pull-») принцип организации товародвижения, требующая создания технологического кластера. Она предусматривает отказ от опережающего размещения запасов на основе передачи информации о заказе участникам кластера.
С середины 1990-х годов развиваются референтные модели, начиная со SCOR (Supply Chain Operation Reference-model – «Рекомендуемая модель операций в цепях поставок») [2]. Референтные модели выполняют опережающую разработку альтернативных вариантов логистических процессов участников цепей поставок, это означает разработку, администрирование и использование баз знаний. Также представляет интерес характерная для референтных моделей разработка систем сбалансированных показателей, «встроенных» в процессную модель.
В последние годы активно набирают популярность технологии интегрированной дистрибьюции, такие как «Планирование продаж и операций» (S&OP – Sales and Operation Planning), «Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов» (CPFR – Collaborative Planning Forecasting and Replenishment), позволяющие распределять между участниками, совместно планировать и контролировать работы по интегрированному планированию процессов в цепи поставок (CPFR), оптимально размещать заказы, формировать модели ресурсного обеспечения (инфраструктуры) для логистических циклов ( S&OP), реагируя на динамику внешней среды [2]. Анализ заявленных в Стратегии НТР приоритетов научно- технологического развития показывает существующие взаимосвязи с направлениями развития технологий логистики и управления цепями поставок, что свидетельствует об актуальности данной предметной области в Российской Федерации. Сформулированные в Стратегии НТР большие вызовы позволяют определить соответствующие им направления развития методологии логистики и управления инновациями в цепях поставок, поддерживающие приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации.
Наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации большими вызовами [1, п.15] и соответствующими им направлениями развития концепции управления цепями поставок являются:
а) «исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики...» [1, п.15] – требуются эффективные механизмы управления инновационным циклом и внедрение активно развивающихся технологий управления бизнес-процессами на уровне организаций и цепей поставок.
б) «демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни..., что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам» – становятся чрезвычайно востребованными технологии управления инновациями и процессного управления в цепях поставок в социальной и медицинской сфере. в) «возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов… рост рисков для жизни и здоровья граждан» [1, п.15] – требуется развитие методологии разработки и внедрения инноваций в управлении реверсивными процессами в цепях поставок («возвратными потоками», реверсивная логистика).
г) «потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России..., снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе» [1, п.15] – требует формирования эффективного логистического обеспечения и управления инновациями в цепях поставок в агропромышленном комплексе.
д) «качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем..., наращивание объема выработки и сохранения энергии, её передачи и использования» [1, п.15] – требует управления инновациями, развития и использования логистических технологий в цепях поставок энергии.
е) «новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы)..., обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности» [1, п.15] – требует развития управления инновациями, логистики и управления цепями поставок в международной сфере (транснациональных и глобальных цепях поставок) и военной сфере; разработки и внедрения технологий логистики, SCM и управления инновациями, позволяющих оперативно и эффективно реагировать на изменения среды участников транснациональных и глобальных цепей поставок, а также цепей поставок в военной сфере.
ж) «необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики» [1, п.15] – требует развития технологий управления инновациями, формирования логистической инфраструктуры в географически распределенных цепях поставок.
Таким образом, все сформулированные в Стратегии НТР большие вызовы и соответствующие им приоритеты научно-технологического развития требуют развития методологии и консолидации усилий научно-образовательного и реального секторов в предметных областях логистики и управления цепями поставок. Это взаимное влияние целесообразно учитывать при разработке и реализации как государственных программ в рамках Стратегии НТР, так и проектов в реальном секторе экономики в регионах Российской Федерации.
Библиографический список:
1 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016г. № 642 [электронный ресурс], http://kremlin.ru/acts/bank/41449. – Дата обращения 28.06.2017г.
2 Сергеев, В. И. Управление цепями поставок [Текст]: учебник для бакалавров/ В.И. Сергеев. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 479 с.