Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 12:42:07
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Формирование цифровой среды транспортной логистики

Дмитриев Александр Викторович

к.э.н., доцент  кафедры Логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 

г. Санкт-Петербург,     Россия

E-mail: poliskasko@bk.ru  

Движущими силами эволюции теоретико-методологических и практико- ориентированных  подходов  в  логистике,  имеющих  решающее  значение  для роста  конкурентоспособности  предпринимательских  структур  и  социально- экономического развития государства, на протяжении последних десятилетий являлись  повышение  эффективности  и  оптимизация  операционных  бизнес- процессов  товародвижения,  а  также  увеличение  скорости  физического перемещения и сокращение сроков доставки товаров от грузоотправителей до грузополучателей. [1]

Однако,  в  настоящее  время,  традиционные  логистические  методы  и модели,  основанные  на  частичной  автоматизации  и  информатизации транспортно-экспедиторского  обслуживания,  уже  не  позволяют   имплементировать высокие значения ключевых показателей логистики, снижая, например, уровень конкурентоспособности логистических  провайдеров и их клиентов в предпринимательской среде, и валовые экономических показателей государства в целом. [2]

В   России  до  сих  пор  абсолютное  значение  логистических  издержек значительно ниже, чем в промышленно развитых странах, хотя в структуре ВВП РФ сохраняется огромная по мировым меркам доля логистических затрат, достигающая сейчас почти 20% (табл. 1). 

Указанные  в  таблице  1  данные,  свидетельствуют  о  необходимости увеличения  объёмных  показателей  транспортно-логистического  сектора  в экономике России с одновременным опережающим ростом ВВП, поскольку именно  развитие  логистической  инфраструктуры  вкупе  с  наращиванием количества  и  качества  операций  логистики  добавленной  стоимости  создаст мультипликативный эффект общеэкономического роста. [3] 

Таблица 1 – Доля логистических издержек в ВВП ведущих стран мира


b6d767d2f8ed5d21a44b0e5886680cb9.jpg 
 
Для достижения  указанных целей назрела объективная необходимость скорейшего перехода из среды аналоговой, в которой по-прежнему реализуется большинство бизнес-процессов транспортной логистики, в среду цифровую. Глобальные  тенденции  последних  лет  неумолимо  ускоряют  цифровую трансформацию  и  создают  условия  для  реализации  новой  промышленной революции, известной как «Индустрия-4.0». Во всё большей степени экономия времени и увеличение скорости логистических операций в режиме «онлайн» приобретает  ключевой  характер.  Очевидно,  что  позитивные  последствия цифровизации цепей поставок и транспортно-логистической отрасли огромны.  Тем не менее, следует более подробно рассмотреть основные проблемы, вызовы  и  перспективы,  связанные  с  оцифровкой  и  цифровыми преобразованиями  в  грузовых  перевозках  и  логистике  и,  что  неизбежно,  в формировании цифровых цепей поставок.

По мнению большинства экспертов и руководителей предприятий сферы транспорта и логистики, переход к экономике в режиме реального времени положительно влияет на их организационные структуры и бизнес-стратегии. С точки  зрения  географических  границ  рынка,  логистические  процессы  в цифровой среде приобретают повсеместный и гиперсвязанный характер, что  позволяет  логистическим  операторам  реализовать  скорость  и  время  как конкурентное преимущество. 

Целый ряд компаний в различных странах (США, Китай) разрабатывают проекты  построения  логистических  сетей  на  базе  современных  цифровых технологий, способных доставлять грузы по системе «от двери до двери» в течение 24 часов в любую точку мира. Технологии онлайн бронирования и отслеживания  грузоперевозок  позволяют  получать  информацию  о местонахождении грузов в международных транспортных цепях, производить мониторинг  загрузки,  выгрузки  и  отслеживания  перемещения  грузов  по территории  терминально-складских  комплексов,  осуществлять  поиск подвижного  состава  с  необходимыми  характеристиками  и  перевозчиков, отвечающих выбранным клиентским критериям в полной мере. [4]

Среди  развивающихся  цифровых  тенденций  в  транспортной  отрасли, которые востребованы уже сейчас и являются условием успешного развития предприятий транспортно-логистического сектора, следует считать:

-   технологию  подключенного  автомобиля  –  это  такое  транспортное средство,  которое  обменивается  данными  с  другими  автомобилями  и устройствами,  сетями  и  сервисами,  и  подключено  к  широко  развитой информационной инфраструктуре, включая общественные и домашние сети;

-  технология самоуправляемого (беспилотного) автомобиля – данный тип транспортного  средства  оборудован  системой  автоматического  управления, может двигаться без участия человека и позволяет отслеживать и проводить анализ своего местоположения в режиме реального времени.

Внедрение  технологи  сетевой  подключенности  и  самоуправляемости, дающей  возможность  с  использованием  современных  информационно- коммуникационных  средств  подключить  к  интернету  любое  устройство, включая транспортное средство, и осуществлять беспилотное управление им в синергии  с  развитой  сетевой  инфраструктурой  позволяет  при  достаточно низкой себестоимости подключения получить следующие преимущества:

-  онлайн диагностику грузовых автомобилей;

-   контроль  состояния  узлов,  агрегатов  и  режима  работы  подвижного состава в любом мобильном устройстве;

-  автоматическую связь со службой поддержки и экстренными службами;

-  улучшение дорожной ситуации, снижение числа дорожно-транспортных происшествий;

-   обеспечение  экстренной  эвакуации  и  уменьшение  смертности  после ДТП;

-   маршрутизацию  транспортных  потоков,  координацию  движения  и адаптацию  к  дорожным  условиям,  возможность  избегать  участков  дорог  с высокой плотностью движения, предупреждать опасные ситуации;

-  оптимизацию тарифов страховых компаний по оформлению полисов «каско» и «карго» за счет снижения уровня логистических рисков доставки грузов и др. 

 Кроме  того,  использование  подключённых  самоуправляемых электромобилей, то есть такого вида транспорта, которое в качестве источника энергии использует электричество, а в приводе – один или несколько тяговых электродвигателей,  позволит  обеспечить  высокий  уровень  экологичности  в рамках реализации концепции «зелёной» логистики и обеспечить устойчивое развитие всего транспортно-логистического комплекса.

Распространение  цифровых  технологий  стимулирует  компании транспортной отрасли анализировать свои рыночные возможности и изучать конкурентное окружение для определения потенциальных возможностей роста. Инновации  технологии  и  модели,  связанные  с  цифровизацией, трансформируют  транспортную  отрасль  с  точки  зрения  повышения  её эффективности  и  увеличения  возможностей  по  формированию  архитектуры транспортной логистики будущего (табл. 2)

Таблица 2 – Сравнительный анализ классической и цифровой логистики

37693cfc748049e45d87b8c7d8b9aacd.jpg 

В  таблице 2 показано, что отличительными чертами цифровой логистики являются существующие и перспективные технологии, такие как: блокчейн, крипотвалюты, роботизация, омниканальность, аддитивность, нейронные сети, искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей и др.

Следует также отметить, что в настоящее время предприятиям в своей логистической  практике  для  повышения  уровня  конкурентоспособности  на рынке  транспортно-экспедиторских  услуг  необходимо  широко  применять  облачные технологии и различные системы электронного обмена данными. В частности, достижение высоких результатов работы такой сферы логистики, как  интермодальные  транспортные  системы,  напрямую  определяется внедрением  новой  формы  информационно-коммуникационного взаимодействия между различными звеньями транспортно-логистической цепи, а  одним из ключевых критериев эффективности подобных систем может быть выбран  уровень  ее  цифровой  организации.  Интермодальный  оператор, выступающий в системе в качестве организатора взаимодействий между всеми звеньями  транспортной  цепи,  будет  определять  не  только  коммерческо- правовой,  организационно-технологический  и  финансово-экономический режим,  но  и  электронную  платформу  взаимодействия  субъектов  указанной системы. [4]

Одним  из  необходимых  условий  функционирования  современных транспортно-экспедиторских  систем  является  широкое  использование современных цифровых технологий и логистических информационных систем, с  помощью  которых  возможно  управлять  заказами,  осуществлять планирование, организацию, мониторинг и контроль всей процедуры доставки товаров.  Информационный  поток  в  данном  случае  будет  носить  не  только опережающий,  но  и  определяющий  характер  по  отношению  к  процессу доставки,  то  есть  являться  не  производным  от  материального  потока,  а основным. Другими словами, информационный поток в логистике порождает материальный поток. 

Таким образом, можно спрогнозировать, что цифровая логистика будет представлять  собой  глобальную  интеллектуальную  систему,  ключевым ресурсом  которой  станет  информация.  Построена  данная  система  будет  на принципах нейронных сетей. Процессами в данных системах будет управлять искусственный  интеллект,  а  решения  принимать  машины,  на  основе алгоритмов и программ, написанных ими же сами самостоятельно, то есть это будут самопрограммируемые системы.

В   процессе  слияния  виртуального  и  реального  миров  образуется гибридный мир, в котором будут доминировать интернет вещей и дополненная реальность.

Библиографический список:

1.                  Логистика  и  управление  цепями  поставок:  учебник  для  академического бакалавриата / В.В. Щербаков [и др.]; под ред. В. В. Щербакова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 582 с. – (Бакалавр. Академический курс)

2.                  Дмитриев А.В. Проблемы логистической координации деятельности субъектов рынка  транспортно-экспедиторских  услуг  //  Вестник  Российской  академии естественных наук. – 2014. – № 1(18). С. 51-53.

3.                  Дмитриев  А.В.  Современные  тенденции  развития  логистики  цифровых платформ // Логистика и управление цепями поставок: Сб. науч. трудов. – Вып. 1 (14) /  Под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ. – 2017. C. 35-40

4.                  Дмитриев  А.В.  Цифровые  технологии  в  транспортной  логистике  //  РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – № 4. – 2017. С. 14-18. 

 


Количество просмотров: 1403
теги:
05.05.2018 10:46 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама