Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:12:03
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Целесообразность создания системы контроллинга на предприятии

Демченко Галина Анатольевна

старший преподаватель кафедры Логистики Красноярский государственный аграрный университет

г. Красноярск,     Россия

E-mail: galina.demchenko.75@mail.ru 

В  настоящее время контроллинг в логистических системах представляет собой функцию управления, без которой невозможно представить работу ни одной компании, стремящейся к лидерству в современных условиях рынка. Однако  и  в  теории,  и  на  практике  существуют  различные  мнения  и представления  о  понятии  контроллинга.  Зачастую  контроллинг  ошибочно отождествляется с контролем.

Между  тем  им  присущи  принципиальные  отличия.  Основными инструментами  контроля  выступают  наблюдение,  проверка  и  анализ  всех сторон уже произошедших действий на предприятии, и поэтому контроль  - лишь  одно  из  направлений  управленческой  деятельности,  направленной  на использование в практической работе положительного и отрицательного опыта прошлого функционирования, на выяснение времени ошибок и просчетов. В  отличие  от  контроля,  система  контроллинга  ориентирована  не  столько  в прошлое,  сколько  в  будущее,  и  нацелена  на  обеспечение  длительного устойчивого  и  эффективного  функционирования  логистической  системы  в настоящее время и в перспективе.

Поэтому служба контроллинга на предприятии должна стремиться так управлять  процессами  текущего  анализа  и  регулирования  планируемых  и фактических  показателей  деятельности,  чтобы  по  возможности  избежать ошибок, отклонений и просчетов не только в настоящем, но и будущем. Отсюда основное назначение контроллинга - своевременное обеспечение менеджмента логистической  системы  актуальной  и  необходимой  информацией  в  целях предупреждения  возникновения  кризисных  ситуаций  и  снижения  потерь упущенной выгоды. Феномену контроллинга в России более 20 лет.

С   тех  пор,  как  специалисты  в  области  экономики  и  управления производством  начали  активно  обсуждать  проблему  контроллинга,  немало воды утекло с тех пор. За это время был пройден путь от недопонимания к преувеличению  возможностей  и  естественный  возврат  к  стационарному состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только  как  философии  и  образа  мышления  руководителей,  но  и  как плодотворной  практической  деятельности,  направленной  на  эффективное использование ресурсов и развитие организации с акцентом на долгосрочную перспективу.

Успешное  развитие  идей,  методологии  и  практики  контроллинга базируется на трех китах:

·  на  потребности  руководителей  в  качественной  информационно- аналитической  поддержке  принимаемых  управленческих  решений,  прежде всего с учетом устойчивого развития организации;

·  на  системе  знаний,  методов  и  технологий  в  сфере  контроллинга, обеспечивающих решений поставленных задач;

·  на  возможности  комплексной  информационной  поддержки  методов  и технологий  контроллинга  в  составе  современных  интегрированных информационных управленческих систем.

Не  столь  важно,  какое  из  подразделений  выполняет  функции контроллинга.  Существенно  важнее  личность  контроллера.  На  крупных предприятиях контроллер обычно имеет довольно узкую специализацию, но при  этом  должен  соотносить  успешное  решение  своих  задач  с  целями организации.  На  малых  и  средних  предприятиях  контроллер  должен  быть "универсалом-умельцем",  способным  эффективно  реализовывать  функции контроллинга при достаточно ограниченных ресурсах. Его набор инструментов при  этом  зачастую  не  редуцируется,  а  расширяется.  При  этом  сами инструменты  должны  быть  приемлемыми  как  по  стоимости,  так  и  по эксплуатационным затратам. [1, с. 61]
Сбор  аналитической  информации  должен  быть  максимально автоматизирован,  чтобы  избежать  искажений,  ошибок  и  злоупотреблений. 

 Поскольку  алгоритм  сбора  информации  и  формы  отчетности  в  службе контроллинга специфические, то целесообразно иметь в штате специалиста, который  будет  отвечать  за  автоматизацию  контроллинговой  работы,  за  то, чтобы  в  процессе  автоматизации,  которую  ведет  отдел  автоматизации, учитывались потребности службы контроллинга. Контроллер – специалист по информационным системам должен решать задачу автоматизации в масштабе предприятия  и  координировать  решение  своей  задачи  с  задачами автоматизации других служб. 

Наиболее  эффективно  создание  специального  подразделения контроллинга, поскольку именно при таком подходе - с достаточно большим объемом  задач  -  возможна  наиболее  успешная  работа  отдела  контроллинга (лучшая  общая  координация,  центральная  инстанция  для  соответствующей коммуникации, квалификация и др.).

Системы контроллинга могут проектироваться для решения небольшого числа  задач  (например,  планирования,  контроля,  мониторинга  состояния локального  направления  деятельности)  и  обладать  небольшими  ресурсами (профессиональными, техническими, программно-информационными). Системы  контроллинга  можно  отнести  к  классу  человеко-машинных систем  (man-  machine  system,  или  система  «человек  -  машина»).  Это справедливо,  поскольку  в  состав  системы  контроллинга  входят  люди (специалисты-контроллеры)  и  технические  средства  (hard  and  soft  - вычислительная  техника,  специальное  программное  обеспечение,  алгоритмы решения задач и др.). При этом все ее элементы (контроллеры и используемые технические средства) взаимно дополняют друг друга

Результаты  разработки  организационной  части  проекта  являются исходными данными для разработки управленческой части проекта системы контроллинга,  которую  можно  называть  также  процессной  частью  проекта. Управленческая  часть  проекта  включает  описание  основных  процессов, происходящих в проектируемой системе в ходе подготовки варианте решения поставленных управленческих задач.

Задача контроллинга заключается в разработке системы бюджетов для конкретного  предприятия.  Этот  процесс  может  начинаться  с  разработки финансовой структуры предприятия, основанной на выделении так называемых центров ответственности, которые являются, по сути, бюджетными единицами. Таблица - Калькулируемые потери проекта автоматизации склада.98f13708210194c475687be6106a3b84.jpg 
3c59dc048e8850243be8079a5c74d079.jpg 

В   ходе  предпроектных  работ  выполняется  сбор  исходных  данных, необходимых  для  проектирования,  проводится  анализ  существующих  на предприятии  подходов  (практик)  к  принятию  управленческих  решений, определяется круг менеджеров (высшего руководства), для взаимодействия с которым  будет  создаваться  система  контроллинга,  назначаются  кураторы (спонсоры) проекта создания системы контроллинга.

 

Для  регламентации  деятельности  подразделения  контроллинга необходимы  следующие  документы:  положение  о  службе  контроллинга  и должностные инструкции. 

К   функциональным  областям  логистического  управления  относятся: закупочная  логистика;  производственная  логистика;  распределительная логистика;  транспортная  логистика;  логистика  запасов;  логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика. При изучении специфических  проблем, целей, задач и методов их решения в  конкретных функциональных  областях  логистики  будут  многократно  использованы  и проиллюстрированы  понятия,  принципы,  методология,  логистические концепции  управления,  общие  подходы  к  решению  задач  логистического управления.

Основной вывод, который, как мы считаем, можно обоснованно сделать на основании данной статьи, состоит в том, что в настоящее время контроллеры востребованы не только на крупных предприятиях, но и в среднем и малом бизнесе. Необходимость и целесообразность создания системы контроллинга определяется  не  размерами  предприятия,  а  готовностью  руководителя использовать  современные  технологии  управления  и  подобающий  этому экономико-управленческий сервис.

Библиографический список:

1.Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. c англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001. - 640 с.

2.Неруш Ю.М. Логистика: Учебник. Изд. 4-е перераб и дополн.- М.: ТК Велби, Проспект. 2006. – 520с.

3.Корпоративная логистика.300 ответов на вопросы профессионалов/ Под общей и научн. редакцией В.И.Сергеева. – М.: Инфра – М, 2004.-976 с. 

Количество просмотров: 1152
теги:
05.05.2018 10:42 | qazaблог автора

Еще публикации: