Гладкий Владимир Романович
аспирант 1 курса,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург,Россия
E-mail: itimes09@mail.ru
В сложившихся обстоятельствах транспортного
рынка классические методы
доставки товаров от производителей к покупателям отнюдь не всегда имеют возможность
гарантировать желаемо низкий
уровень расходов на транспортное обслуживание.
Транспортное обслуживание по-прежнему остаётся связывающим
звеном в экономической
системе, но с
целью максимизации
логистического эффекта работы
транспорта его деятельность следует расценивать и улучшать в
рамках логистической концепции. В научных трудах американских
учёных Доналда Бауэрсокса
и Дейвида Клосса замечается, что с целью наибольшего
вклада в результат работы
компании следует отвлечься от
«туннельного» мышления, свойственного
для многофункциональных структур с выделением различных сфер
специализации. Организация
деятельности транспортного обслуживания
обязана рассматриваться не как
цель, а являться
составляющей логистики и способствовать достижению единых целей
компании.
Так, то что на сегодняшний
день мы именуем
логистикой – не нововведение, а
явление, образовавшееся с
возникновением цивилизации, а прогрессивная наука
применяет и развивает
наиболее безупречные и прогрессивные ее достижения. В 1976 г.
Совет логистического менеджмента Соединённых Штатов Америки (Councilof
Logistics Management) предоставил определение
понятия «физического распределения», позднее
сменив его на слово «логистика» - процедура планирования
и предоставления (в том числе контроль)
успешного и постоянного
поступления продуктов, услуг
и сопутствующей информации с
того места, где
они формируются, к покупателям, направленная
на максимальную удовлетворенность потребительских запросов.
[5, с. 25]
В течении продолжительного
периода логистика никак не выделялась в отдельную академическую
дисциплину, а ее
вопросы решались разными способами в
рамках теории менеджмента.
Логистика – дисциплина синтетическая и содержит в себе
тенденции, сопряженные с производственным процессом, маркетингом,
экономической деятельностью, транспортным обслуживанием, математикой и
т.д. В случае если проанализировать область проблем, какие затрагивает
логистика в совокупности, в таком случае едиными для них станут проблемы
управления и оптимизации
различных потоков. «Логистика –
наука об управлении вещественными потоками, потоками услуг и сопряженными с
ними информационными и экономическими потоками с целью уменьшения итоговых
расходов на развитие данных потоков». [4, с. 13] Главным фактором
появления логистики, согласно
взгляду учёных, явилась «справедливая
потребность увеличения производительности экономических систем
в обстоятельствах возрастающего
уровня платёжеспособного
спроса, уменьшения доступности
источников сырья и увеличения
конкурентной борьбы». [4,
с. 27]. В
ходе изменения международный
экономической системы в сервисную экономику с рыночным приоритетом на
покупателя логистика приобрела сильный стимул к развитию. Увеличение производительности экономической
системы с помощью логистических способов осуществляется
путём формирования в ней новейших организационных форм,
направленных на сокращение
и переработку вещественных и иных потоков.
Такого рода организационной формой выступает логистическая система,
которая способна формироваться как путём коалиции некоторых компаний, так и в
рамках одной. При этом важно не
столько число компонентов
в логистической системе,
сколько присутствие между ними
установленных взаимосвязей и
осуществление данными компонентами установленных
функций. Подобным способом,
в основе методологии логистики
находится комплексный аспект,
который состоит в анализе
абсолютно всех компонентов
логистической системы равно
как взаимозависимых и взаимодействующих с
целью достижения общей
цели управления. При этом
в рамках системного
подхода выполняется
самооптимизация не единичных компонентов, а целой логистической системы в целом.
Один из первых в Российской Федерации предпринял попытку классифицировать концепцию, практику и иностранный опыт логистики А.А.Смехов. В своем труде «Основы транспортной логистики» ученый подчёркивает значимость транспортного обслуживания как инструмента физического распределения произведенных товаров в области реализации. Замечается, что «подбор каналов распределения – лишь одна из наиболее непростых проблем, с какими доводится обладать дело фирме при доставке продукции на рынок» [1, с. 7]. В основе достижений зарубежной транспортной логистики подчёркивается потребность предоставления принципа «точно в срок».
Основным объектом рассмотрения в данной работе является транспортное обслуживание как связывающий элемент логистической системы, целью которого считается предоставление слаженной деятельность абсолютно всех компонентов путём оперативной доставки материальных потоков с наименьшими издержками.
На настоящий период транспортная составляющая логистики акцентируется многочисленными учеными в отдельную область науки, чему содействуют следующие ключевые факторы [6, с. 52]:
- способность транспорта осуществить главную идею логистики – сформировать надёжную, стабильную и приемлемо функционирующую систему «обеспечение-изготовление-распределение-потребление»;
- неизбежность решения единого ряда непростых транспортных трудностей при подборе каналов распределения материала, полуфабрикатов и отделанной продукции в рамках логистической системы;
- высокий уровень транспортных потерь, наибольшая часть которых доходит до 50% в общих логистических расходах на развитие продукта с первичного источника материала вплоть до конечного покупателя отделанной продукции;
- наличие существенного количества транспортно-экспедиционных компаний, исполняющих значительную роль в организации подходящей доставки продуктов как во внутренних транспортировках, так и при международной перевозке.
Одним из основных вопросов транспортного обслуживания состоит в организации и выполнения передвижения материальных потоков в логистической системе с наименьшими расходами и при условии удовлетворение требований к качеству материального потока и качествах транспортных услуг. Реализация данной задачи становится возможным благодарю регулированию, управлению параметрами материальных потоков, обрабатываемых транспортными элементами и рационального сочетания их с потоками транспортных услуг.
Экспертами акцентируются
три ключевые предпосылки
потребности применения методологии логистики
на транспорте в
современных обстоятельствах глобализации экономики [6, с. 49]:
- всеобщая информатизация транспортного обслуживания. Сведения о пребывании груза и транспортного средства, о сопроводительных документах поступают в электронном варианте и обрабатываются программным обеспечением, совместимым для абсолютно всех участников торговой деятельности;
- развитие мультимодальных транспортировок. Инновационные технологические процессы доставки грузов вынуждают отказываться от межвидовой конкурентной борьбы транспорта в пользу тесной координации стараний по привлечению добавочных грузопотоков;
- усложнение организации транспортировок. На первый план выходит диспетчер смешанной (комбинированной) транспортировки – фирма, обеспечивающая доставку «точно в срок», «от двери до двери» и владеющая надлежащими технологиями и корпоративными взаимосвязями.
В настоящий период существует большое число суждений о сути и задачах транспортной логистики и замечается некая индивидуальность в представлениях о ней - различные участники движения товародвижения вкладывают в представление о транспортной логистике значение, принадлежащий к той области работы, которой они занимаются. Таким образом, с точки зрения грузовладельца, транспортная логистика призвана гарантировать подбор метода транспортировки и транспортного средства, а кроме того определение маршрутов доставки, которые обеспечивают удовлетворенность его критериев выбора. Для перевозчика транспортная логистика — это наличие технологий перевозочного процесса, а кроме того определенных промышленных средств, какие гарантируют его нужность при создании определенной транспортно-логистической цепочки. Логистический провайдер включает в представление транспортной логистики совокупность проблем, сопряженных с оформлением отношений с перевозчиком в условиях, предельно удовлетворяющих покупателя, а кроме того обеспечение взаимодействия разных типов транспорта при организации транспортировки определенного груза в рамках комбинированной транспортировки.
Возможно выделить должные ключевые задачи транспортного обслуживания:
- выбор рационального метода транспортировки и транспортных средств;
- определение оптимальных маршрутов доставки;
- скоординированное составление плана действий доставки на разных типах транспорта при исполнении комбинированной транспортировки;
- транспортировка;
- техническое и научно-техническое усовершенствование транспортного движения.
В настоящий период, согласно мнению специалистов, с невысокой эффективностью организации внутренней логистики компаний и транспортно- логистической системы государства в целом сопряжен высокий уровень логистических расходов в Российской Федерации. В валовом внутреннем продукте РФ часть логистических потерь достигает вплоть до 19%, в то время как в Китае составляет 18,1%, в Бразилии и Индии – в пределах 11-13%, в Соединенных Штатов Америки – 8,5%, в Италии – 9,4%, в Японии и Германии –8,7% и 8,3%, соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2011 г. расценивается Armstrong&Associates Inc. в 11,3%. [2, с. 56]
С целью увеличения объёмов реализации высококачественной продукции и предложения услуг, логистическая система ужесточает условия к любому основополагающему ее компоненту. В ином случае совершается вытеснение логистической системы с рынка, или неэффективный транспортный компонент в составе системы сменяется наиболее эффективным, который может эластично, вовремя и высококачественно удовлетворять потребности других логистических компонентов. Всё более увеличиваются требования к адаптивности транспортного обслуживания в логистической системе. Анализируя железнодорожный транспорт как главный компонент транспортно-логистической системы Российской Федерации, немаловажно заметить, что в минувшие года его позиции слабеют по сравнению с главным соперником - автотранспортом. Обслуживание, предоставляемое железной дорогой, прекратило удовлетворять множество грузоотправителей, требующих гибкого подхода к распределению собственных материальных потоков. После более 10 лет реформирования на железнодорожном транспорте случилась децентрализация управления оказанием транспортно-логистических услуг, в следствии чего поменялись формы взаимодействия транспортных учреждений с экономическими субъектами рынка. Так как теперь отправитель нацелен на подбор транспортно-логистической услуги, соответствующей его определенным условиям, основная цель транспортной логистики состоит в создании конкурентоспособных групповых услуг на базе 3PL и 4PLтехнологий с применением разных типов транспорта, а кроме того с перспективой большей интеграции в логистические процессы покупателя с целью повышения производительности услуг.
Таким образом, в данной работе рассмотрены такие основные понятия, как логистика и транспортное обслуживание. Систематизированы различные понятия о задачках транспортного обслуживания в рамках логистической науки, проанализировано его роль в экономической системе государства, а кроме того отмечена значимость использования методологии логистики при работе транспорта. Кроме того, в работе проанализированы трудности и направленности формирования транспортно-логистического рынка в Российской Федерации и произведены заключения по предстоящему пути его формирования с учётом существенной роли железных дорог в экономике государства.
Библиографический список:
1. Смехов А.А. Основы
транспортной логистики:Учеб. Для вузов. М.:Транспорт, 1995. – 197с.
2. РосБизнесКонсалтинг: «Рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 годах и прогноз до2015 года», аналитический обзор, седьмое издание.
3. Журавлева Н.А. «Экономика транспорта высокихскоростей». Сборник научных трудов Sworld. 2014.Т. 25. № 3. С. 19-30.
4. Гавришев С.Е., Дудкин Е.П., Корнилов С.Н., Рахмнгулов А.Н., Трофимов С.В. Транспортная логи-стика: Учеб.пособие. – С-Пб.: ПГУПС, Табл.10,Ил.28, 2003 – 279 с.
5. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логи-стика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./[Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. –М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 – 640 с.: ил.
6. Балалаев А.С., Леонтьев Р.Г. Транспортно-логисти-ческое взаимодействие при мультимодальных пе-ревозках: монография. – М.: ФГБОУ «Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. – 268 с.