Гармаш Ольга Валерьевна
Кандидат технических наук, доцент Казахстанско-Немецкий университет
г. Алматы, Казахстан
E-mail: garmash@dku.kz
Тюлюбаева Динара Муратбековна
Кандидат технических наук, доцент Казахстанско-Немецкий университет,
г. Алматы, Казахстан
E-mail: tyulyubayeva@dku.kz
Кегенбеков Жандос Кадырханович
Кандидат технических наук, доцент Казахстанско-Немецкий университет
г. Алматы, Казахстан
E-mail: kegenbekov@dku.kz
Среди всего общественного транспорта города Алматы, автобусный, занимает первое место и по количеству перевозимых пассажиров в день, и по разветвленности маршрутов. Это означает, что совершенствование данного вида общественного транспорта очень важно для жителей города и данная тема очень актуальна.
Сейчас большее количество парка общественного транспорта обновлено, но на этом останавливаться не нужно. Если сравнить парк общественного транспорта 10 летней давности и сегодняшний, то улучшение состояния парка налицо. Активно идет закупка новых автобусов, которые не загрязняют окружающую среду. Но такая положительная тенденция просматривается только в городе. На междугородних маршрутах все ещё работают автобусы которые не отвечают ни требованиям безопасности перевозки пассажиров, ни требованиям охраны окружающей среды. Междугородние маршруты действуют почти на всех направлениях. Основными являются Алматы- Каскелен, Алматы-Талгар, Алматы-Капчагай. Совершенствование перевозки на этих маршрутах имеет место быть, но оно незначительно. Для потребителя этих услуг очень важно улучшение качества перевозки. Ведь большинство из них разочаровываясь или попросту не имея возможности ездить на автобусах, из-за их малого размера и большого интервала движения пользуются услугами частного извоза.
В настоящее время ученые умы одно из первостепенных значений придают проблеме развития городского пассажирского транспорта. Это связано в первую очередь с темпами роста городов. Сейчас очень остро стоит проблема удовлетворения населения в перевозке городским транспортом. Для этого нужно улучшать качество перевозки, закупать новый, отвечающий всем требованиям подвижной состав, а так же улучшить взаимодействие разных видов транспорта.
В большинстве развитых городах мира приходится иметь дело с известными трудностями в организации перевозки пассажиров на городском транспорте. Одной из проблем можно назвать, большой рост количества автомобилей, что вызывает большие заторы на дорогах. Город Алматы не является исключением. Для потребителя этот фактор является очень важным. Одну из важнейших ролей в проблеме городского пассажирского транспорта играют вопросы эксплуатации, организации движения, планирования работы персонала и др. С более правильной организацией всего городского пассажирского транспорта существующие проблемы решатся очень быстро. Сейчас в Казахстане идет необратимый процесс преобразования рыночных отношений. Этот процесс требует абсолютно новых подходов, в том числе и к управлению процессами экономики практически во всех сферах общественной жизни. Пассажирский городской транспорт не является исключением этого. В настоящее время пассажирский городской транспорт все больше становится объектом рыночных методов исследования. Основным методом исследования является анализ рынка. Городской транспорт имеет решающее значение для экономики города, а также жизненно необходим для мобильности населения города, поэтому совершенствование перевозки пассажиров в городе Алматы, а также в города спутники очень важно в целом для транспорта города.
Общественный транспорт играет важную роль в жизни жителей города Алматы. В настоящее время в Алматы действует достаточно широкая сеть маршрутов городского общественного транспорта. В городе действуют автобусные, троллейбусные, трамвайные маршруты. С 2011 года в Алматы функционирует линия метрополитена.
Сеть общественного транспорта покрывает все районы города, однако плотность сети маршрутов значительно различается в различных районах города. Так, в центральной части города, на основных транспортных магистралях (например, проспект имени Абая) плотность маршрутов городского транспорта высока. Однако в удаленных от центра районах города плотность сети маршрутов общественного транспорта гораздо ниже. Низкая плотность сети является серьезной помехой для удобного и комфортного перемещения горожан в черте города. Отсутствие прямых маршрутов заставляет пассажиров использовать перекладные маршруты. Их использование значительно увеличивает транспортные расходы горожан.
Несмотря на то, что общественный транспорт Алматы, по сравнению с остальными городами страны очень развит. Совершенствования требуют многие виды транспорта, а так же инфраструктура города.
В общественном транспорте города Алматы очень много проблем. Существующие проблемы в работе транспортной системы города определяются сменой характера ее использования. Большой проблемой наземного транспорта города Алматы является перегруженность подвижного состава. Это касается автобусов, троллейбусов и трамваев. Так же очень остро стоит проблема по перезагруженности дорог индивидуальным транспортом. В 2011 году в городе Алматы был открыт метрополитен. Но метрополитен города так же имеет свои недостатки. Во первых, метрополитен города имеет очень маленькую сеть, во вторых метрополитен перевозит относительно маленькую часть пассажиров.
В работе транспортной системы города Алматы можно определить несколько проблем:
- неприспособленность общественного транспорта города Алматы к перевозке отдельных групп граждан, таких как инвалиды;
- удовлетворительное состояние дорог города в некоторых районах города;
- плохое техническое состояние подвижного состава;
- несоответствие уровня квалификации водителей;
- маршрутная схема города не соответствует потребностям населения;
- несоблюдение правил дорожного движения и безопасности;
- несоответствие количества транспорта количеству населения;
- несоответствие тарифов за проезд, качеству услуг.
Мероприятия по улучшению
перевозки пассажиров достаточно тривиальны. Первое
нужно закупить полностью
новый подвижной состав. Акимат города Алматы работает над
этим. В этом году были закуплены новые
автобусы для муниципально парка. Эти
автобусы работают на сжиженном газе, что очень хорошо для экологии города. Что
ещё не маловажно так это то, что на сегодняшний день в городе Алматы действуют
множество единиц автобусов на газовом
топливе. Это 70%
от всего муниципального парка
автобусов. Это хорошо, но это ещё
не 100%. А также есть не муниципальные парки. Автобусы принадлежащие частным
компаниям. Вот их нужно менять.
Рисунок 1- Новый автобус в Алматы, работающий на газе
Первое, что можно сделать это, выделить деньги для частных перевозчиков. На закупку нового транспорта. Но при этом проследить за покупкой на государственном уровне. Ведь для города Алматы экология является огромной проблемой.
Ещё одной проблемой, является неприспособленность подвижного состава для некоторых групп людей, таких как инвалиды. Ведь не все автобусы в городе Алматы оборудованы специальным подъёмным устройством для инвалидов. Данная ситуация является очень проблематичной. Ведь инвалиды не могут заехать в автобус без постороннй помощи. Оборудование всех автобусов или хотя бы части автобусов специальными устройствами для инвалидов решит данную проблему.
Во многих городах Европы и Америки практически все пассажирские
автобусы оборудованы специальным подъёмником для пассажиров инвалидов. Одной
из больших проблем
комфортности перевозки пассажиров, является переполненность автобусов.
Данная проблема стоит
очень остро практически во всех
городах Казахстана, а особенно в городе Алматы. Ведь автобусов в часы пик
слишком мало. И людям не остается ничего другого, как ездить на переполненном
транспорте. Потому что
другого транспорта в некоторые районы нашего города просто не
ходит.
Рисунок 2 - Пассажирский автобус оборудованный подъемником для инвалидов
Решение данной проблемы может быть увеличение числа общественного транспорта. Но это усугубит другую проблему. Проблему заторов на дорогах. С увеличением количества автобусов ситуация только ухудшится. Бороться с давкой в автобусах нужно с помощью развития других видов транспорта в городе. Например, развивать метрополитен. Ведь с покрытием метрополитена большей части города, у людей пропадет нужда ехать по пробкам в давке, используя наземный вид транспорта.
Бороться же с заторами нужно будет тогда, когда в городе станет развитым общественный транспорт, а это случится ещё не скоро.
Можно прибегнуть к методу запада. Например, в Бразилии, а именно в Рио-де-Жанейро есть практика запрета въезда некоторым автомобилям. По четным дням разрешен въезд только автомобилям с четными номерами, а по нечетным дням автомобилям с нечетными номерами. Данная практика очень эффективна, но требует очень развитого общественного транспорта. Людям нужно будет добираться на работу на общественном транспорте, и он должен покрывать весь город.
Ещё один вариант
борьбы с пробками
это запретить въезд
в город автомобилям,
зарегистрированным в области. Данная схема очень эффективна.
Так как в часы пик не будет заторов на въездах-выездах из/в город и на автовокзалах. Но для внедрения данных систем требуется высоко развитый общественный транспорт, в городе Алматы преимущественно автобус и метрополитен.
Ещё одной немаловажной проблемой общественного транспорта является не полное покрытие маршрутами всех точек города. Данная проблема одна из наиболее легкоразрешимых из тех, что имеются у нас в городе. Она решается простым увеличением числа маршрутов либо расширением покрытия у уже действующих маршрутов в городе.
Касаемо междугороднего общественного транспорта, то тут у нас очень много недочетов, а точнее говоря проблем. Как описывалось выше, междугородний транспорт должен соответствовать определенным нормам. Данные нормы сейчас в Казахстане практически не соблюдаются. Междугородний автобус должен быть оборудован мягкими сиденьями и подвеской, полками для багажа, а так же климатической установкой. Особенности технологии междугородных перевозок определяются эксплуатационными условиями на маршрутах и спецификой пассажиропотоков. Протяженность маршрутов и перегонов на них является одним из наиболее значимым фактором. По действующим правилам к междугородным относятся автобусные перевозки, которые имеют протяженность свыше 50 км от границы города.
Около 57% всех пассажиров в междугороднем сообщении перевозится автомобильным транспортом. Интенсивность спроса на междугородние перевозки всегда есть, но она не постоянна и зависит от времени года и месяца. Самое малое количество пассажиров перевозится автобусами в январе, а в июле самое большое. Это связано и с сезоном отпусков и с безопасностью перевозки.
В Казахстане огромной проблемой при междугородних перевозках является несоответствие подвижного состава требованиям. У нас междугородние перевозки осуществляются микроавтобусами, которые не могут вместить всех пассажиров желающих уехать в том или ином направлении. Решение данной проблемы вполне тривиально, нужен новый подвижной состав, который будет соответствовать нормам междугородних перевозок.
В данный момент люди с ограниченными возможностями могут рассчитывать лишь на специализированное такси, которое достаточно дорого, тем более для лиц получающих только выплаты по инвалидности.
Подводя итог, хочется отметить, что существует множество проблем в данной области. Такие как:
- неприспособленность общественного транспорта города Алматы к перевозке отдельных групп граждан, таких как инвалиды;
- неудовлетворительное состояние дорог города в некоторых районах города;
- плохое техническое состояние подвижного состава;
- несоответствие уровня квалификации водителей;
- маршрутная схема города не соответствует потребностям
населения;
- несоблюдение правил дородного движения и безопасности;
- несоответствие количества транспорта количеству населения;
- несоответствие тарифов за проезд, качеству услуг.
Данные проблемы являются самыми актуальными для транспорта в городе и городах спутниках. Касаемо данных проблем, все их можно решить, но это требует времени. Одной из важнейших проблем, требующей быстрого разрешения является несоблюдение водителями правил дорожного движения и скоростного режима. Многие водители автобусов не соблюдают скоростной режим, а ведь в автобусах ездят дети и старики. Которые при резком торможении либо ускорении автобуса рискуют упасть и получить травмы. Проблемы с общественным транспортом будут всегда. Невозможно решить все сразу и больше никогда не решать каких либо проблем. Но решать нужно своевременно по мере поступления. А не накапливать их до такой степени, что потом нужно менять всю систему сразу.
Как бы то ни было, общественный транспорт в городе требует развития.
А для развития нужны капиталовложения. А капиталовложения поступают от правительства. В любом случае дальнейшее развитие общественного транспорта в Казахстане зависит не только от капиталовложений, но и от нас самих, простых людей.
Библиографический список:
1 Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. – Москва: Издательский центр «Академия»,
2010. - 400 с.
2 Уалханов Б.Н. Городская логистика. –Алматы: УО «Казахстанско Немецкий Университет», 2010. – 95 с.
3 Кобдиков М.А., Бекжанов З.С.: Организация перевозок и управление движением. – Алматы: ТОО «Эверо», 2011. – 250 с.
4 Гольбрайхт М., Гладышев К., Нургалиев А., Оландер А. Алматинский троллейбус. – 2005. -http://almaty-bus.narod.ru/future.html
5 Алматинский трамвай.– 2015.
6 Справочник маршрутов. – 2015.// http://wikiroutes.info/almaty(был доступен 20 марта 2015)
8 Транспорт Алматы. – 2013. http://www.transport-almaty.kz/(был доступен 25 апреля 2015)
9 Алматы 2020. – 2014. http://www.nur.kz/333149.html (был доступен 30 апреля 2015)