Бубнова Галина Викторовна
д.э.н., профессор
зав. кафедрой «Экономика, организация производства и менеджмент», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта (МИИТ)»,
г. Москва, Россия
E-mail: bubisek@mail.ru
Сафронова Анастасия Анатольевна
д.э.н., профессор
профессор кафедры «Международный
транспортный менеджмент и управление цепями поставок»,
Федеральное государственное бюджетное
учреждение высшего образования «Российский университет транспорта (МИИТ)»,
г. Москва, Россия
E-mail: safronova21@bk.ru
Астафьев Алексей Владимирович
Старший преподаватель
кафедры «Управление транспортным
бизнесом и интеллектуальные системы»,
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта (МИИТ)»,
г. Москва, Россия
E-mail: aleks-astaf@yandex.ru
В современных
условиях на выбор
схемы поставки внешнеторговых грузов в смешанном сообщении
влияют не только традиционные параметры – объем перевозок, расстояние и цена
транспортировки, пропускные способности магистральных путей и портовых
мощностей, но и такие, как сроки навигации, глубины фарватеров
на подходах к
портам, формы оплаты
провозных платежей, размеры таможенных и других сборов в морских и
речных портах, порядок и продолжительность проведения таможенных и
сертификационных процедур,
толкование налоговыми органами
на местах положений
и инструкций Госналогслужбы, конвенционные
запреты и др.
Поэтому для решения данной
задачи необходим подход,
позволяющий учесть все
типы элементов, потоков и правовых связей, а также потоки интересов
субъектов транспортного и других рынков в едином комплексе.
Подход, основанный на топологических идеях, а также цифровые технологии управления позволяют учесть не только себестоимость перевозок [1, 2, 5, 6, 7], транспортные и грузовые потоки между физическими элементами торгово-транспортных систем (ТТС) – ж.-д. станциями, портами, перевалочными терминалами и другими, но также информационные и финансовые между юридическими – теми же станциями и портами, подразделениями аппарата ОАО "РЖД" и Минтранса, экспедиторскими и страховыми компаниями, таможенными брокерами, банками и другими, энергетические потоки, обеспечивающие перемещение транспортных, грузовых, информационных и финансовых потоков, а также взаимодействие элементов и потоков между собой, определяемые нормативно-правовыми документами и прямыми договорами, то есть нормативно-правовой базой, влияние характера этих взаимодействий на функционирование системы доставки внешнеторговых грузов (СДВТГ).
В настоящее время понятие цифровых технологий твердо закрепилось в нашей жизни и представить себе жизнь без цифрового устройства становиться практически невозможно.
В связи с созданием при промышленных предприятиях коммерческих структур различных форм собственности, занимающихся посреднической деятельностью, а также выработкой массовых грузов преимущественно из давальческого сырья, в перевозочных документах, даже при погрузке из одной
и той же складской емкости, в качестве грузоотправителя может фигурировать не только изготовитель продукции или переработчик сырья, но и давалец, ко- миссионер, дилер, дистрибьютор, джоббер и др. юридические лица, яв- ляющиеся собственниками отправляемого товара (грузовладельцами) на начальном этапе процесса транспортировки. Поэтому договора на оказание экспедиторских услуг заключаются именно последними.
В дореформенный период в порту отправления для внешнеторговых грузов применялась схема: грузоотправитель - морской торговый порт - морской перевозчик; в порту назначения: морской перевозчик - морской торговый порт - грузополучатель. Такие схемы соответствовали определению договора морской перевозки, данному в Кодексе торгового мореплавания (1968 г. изд., ст. 118), поскольку морской торговый порт по действовавшему тогда законодательству выполнял роль агента всех морских пароходств и был экспедитором всех отправителей и получателей грузов. Отношения между портом и морскими пароходствами регулировались внутренними инструкциями пароходств, а отношения в системе в целом - договором морской перевозки. Состоявшийся выход морских торговых портов из подчинения морских пароходств, вследствие акционирования и тех и других, и сохраняющееся определение договора морской перевозки обусловили новую схему отношений между участниками рассматриваемых процессов. В порту отправления груза: грузоотправитель - морской перевозчик; в порту назначения: морской перевозчик - грузополучатель. Для осуществления+ портовых операций между перевозчиком, грузовладельцем и производителем портовых услуг теперь возникают отношения не на условиях договора морской перевозки, как прежде. Эти отношения в новых условиях регулируются отдельными договорами - транспортной экспедиции, агентского, стивидорного, складского, сюрвейерского обслуживания и др.
Теперь отношения сторон при прохождении через порт экспортного груза, передаваемого с ж.-д. на морской транспорт, определяются следующим образом: железная дорога сдает груз получателю (грузовладельцу или представляющему его интересы экспедитору) на основе договора ж.-д. перевозки; получатель сдает груз порту по условиям договора на хранение и перевалку или же складской компании по условиям договора на хранение и стивидорной компании по условиям договора на перевалку; порт или складская и стивидорная компании выдают груз получателю, который затем становится отправителем, для погрузки на судно по условиям договора на хранение и перевалку; отправитель сдаёт груз судну по условиям договора морской перевозки. Аналогично определяются отношения по импортным грузам.
Для организации доставки грузов в смешанном сообщении до пункта назначения грузовладельцам теперь, помимо договоров на приобретение продукции и на перевозку, необходимо иметь договор с организациями, осуществляющими хранение и перевалку на другой вид транспорта, а также оказывающих другие услуги, т.е. процесс оформления и правового обеспечения надежности перевозок стал более сложным и трудоёмким.
При выборе направления следования грузопотока, порта перевалки, экспедиторской, стивидорной, сюрвейерской и других компаний принимается во внимание наличие соответствующих договоров, в которых оговаривается порядок оплаты услуг, взаимной информации и других взаимных обязательств сторон, то есть взаимодействие элементов СДВТГ и субъектов рынка транспортных услуг (РТУ) посредством перемещения транспортных, грузовых, информационных, финансовых, энергетических и других потоков, а также самих потоков между собой определяется правительственными документами, отраслевыми Уставами, Кодексами, Инструкциями, а также условиями выполнения прямых договоров.
Из всего сказанного
следует, что при
выборе маршрута следования транспортных (автомобиле-,
судо- и вагоно-)
потоков и грузовых
потоков необходимо учитывать все
виды (области, сферы,
формы, аспекты и
т.п.) взаимодействия и координации деятельности субъектов РТУ,
представляющие в совокупности топологию
структуры СДВТГ, в которой возможны различные схемы поставок, представляющие
собой рынок схем поставок, являющийся, как рынок экспедиторских услуг, составной частью
РТУ. Недаром в последнее время появилась перефразированная поговорка “не имей
сто рублей, а имей ... сто схем поставок”
[4], поэтому актуальной
является проблема создания интеллектуальной системы
выбора и управления
цепями поставок во
всех видах сообщения при экономическом мониторинге того или иного
варианта выбора и развития процесса транспортировки с использованием
современных цифровых информационно-компьютерных технологий.
Цифровые технологии позволяют на качественно новом уровне управлять перевозочным процессом во всех видах сообщения, а также всеми остальными производственными процессами во всех хозяйствах железнодорожного транспорта с использованием всех существующих и перспективных наработок в области управления перевозочным процессом на полигонах [3, 10], грузовых и сортировочных станциях [8, 9], пунктах взаимодействия различных видов транспорта. То есть в самой ближайшей перспективе будет осуществлён переход к ЛОГИСТИЧЕСКИМ амодальным перевозкам, управление которыми во всех видах сообщения осуществляется из единого диспетчерского ЛОГИСТИЧЕСКОГО центра (ЕДЛЦ).
Библиографический список
1. Методика расчетов и экономические показатели для распределения перевозок между видами транспорта // Под ред. В.И. Дмитриева; ИКТП при Госплане СССР.- М.: Транспорт, 1966.- 525 с.
2. Методические указания по разработке и применению показателей удельных затрат транспорта для размещения производства и распределения перевозок между видами транспорта.- М.: ИКТП при Госплане СССР, 1981.- 232 с.
3. Нехаев М.А., Куренков П.В., Мартынчук В.А. Ситуационно- логистическая система управления перевозочным процессом // Логистика и управление цепями поставок.- 2008.- № 5(28).- С.25-35.
4. Печкуров Е. Логистика в бизнесе России: не имей 100 рублей, а имей … 100 схем поставок.- Судоходство.- Одесса, 1998.- № 5.- С.58-60.
5. Сопоставимые издержки разных видов транспорта при перевозке грузов / Под ред. В.И. Дмитриева, К.Н. Шимко; ИКТП при Госплане СССР.- М.: Транспорт, 1972.- 488 с.
6. Указания к расчетам экономических показателей перевозок грузов различными направлениями на железнодорожном, речном и морском транспорте / ВНИИЖТ; ЦНИИРФ; ЦНИИМФ.- М.: 1950.- 32 с.
7. Хачатуров Т.С. Методы определения экономической эффективности различных видов транспорта. Ч.1.- М.: Трансжелдориздат, 1956.- 238 с. и Ч.2.- М.: Трансжелдориздат, 1956.- Картосхемы.
8. Куренков П.В., Нехаев М.А. Задачи ситуационно-процессного управления сортировочной станцией // Железнодорожный транспорт.- 2012.- № 4.- С.29-31.
9. Куренков П.В., Нехаев М.А. Моделирование работы сортировочной станции в интеллектуальной системе управления перевозками // Железнодорожный транспорт.- 2012.- № 9.- С.20-22.
10. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Система поддержки принятия экономически обоснованных решений // Экономика железных дорог.- 2005.- № 1.- С.18-26.