старший преподаватель кафедры «ОПУТ» Донецкий институт железнодорожного транспорта,
г. Донецк, ДНР
E-mail: zytjyf@mail.ru
В современной отечественной науке и практике логистика рассматривается как организация рационального движения товаров и услуг от производителя (поставщика) к потребителю на основе эффективного управления материальными, информационными и прочими сопровождающими потоками. К логистике как научной основе управления потоковыми процессами обращаются не только в промышленности, торговле и на транспорте, но и в сфере услуг, банковском и страховом деле, организации послепродажного сервиса, в коммунальном хозяйстве, в сфере образования, туризма и прочих отраслях народного хозяйства. Вместе с тем для железнодорожного транспорта возрастает актуальность и важность применения логистических принципов и подходов в практической организации пассажирских перевозок. Это диктуется усилением и глобализацией экономических, миграционных и прочих процессов, связанных с перемещением людей и товаров в пространстве и во времени, устойчивым спросом в сфере пассажирских перевозок, борьбой между различными видами транспорта за привлечение пассажиропотока. Несмотря на несомненную востребованность, зачастую пассажирские перевозки являются убыточными, что говорит о наличии проблем организационного и управленческого характера в данном секторе железнодорожного транспорта. Желание пассажира сократить время своего пребывания в пути до минимума чаще всего остается нереализованным, причем не по вине самого пассажира, а из-за нескоординированной работы собственно пассажирского транспорта, а так же сопровождающих компаний и сервис-компаний, связанных с обеспечением и обслуживанием транспортных процессов. Как отмечают С.П. Вакуленко и Е.В. Копылова [1], «сокращение времени нахождения пассажира в пути следования «от двери до двери» (с учетом пересадок) является основой производственной клиентоориентированности транспорта и может быть достигнуто только за счет применения логистических подходов». Эти же авторы приводят определение логистики пассажирских перевозок, а именно: логистика пассажирских перевозок – комплексное планирование, управление и контролирование всех пассажирских потоков и обслуживающих их транспортных средств, логистических объектов и процессов транспортировки или перевозки в транспортных системах, а также связанных с ними информационных и финансовых потоков [1]. Белорусские ученые О.А. Ходоскина и Р.Б. Ивуть в своем исследовании [2] выражают мнение, что логистике железнодорожных пассажирских перевозок в отечественных исследованиях практически не уделялось внимания. Авторы отмечают, что принципиальная новизна логистического подхода выполнения железнодорожных пассажирских перевозок заключается в выделении укрупненных элементов – вокзала, плацкарты, тяги, инфраструктуры, органичной взаимной связи и интеграции выделенных областей в единую систему при сквозном и едином управлении транспортными и финансовыми потоками. Представители украинской научной школы, занимающиеся проблематикой в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, говорят, что рост пассажиропотоков требует необходимости исследования проблем, связанных с логистическими технологиями. Развитие сетевой инфраструктуры пассажирского железнодорожного комплекса на основе региональных информационных логистических центров должно предусматривать формирование целостных логистических систем управления пассажирскими перевозками [3]. При этом основной упор предлагается сделать на грамотное информационное обеспечение логистических процессов, протекающих в логистических пассажирских системах. Так, Е.С. Алешинский и А.А. Примаченко в работе [4] отмечают: «Широке проникнення логістики у сферу пасажирських перевезень залізничним транспортом можливе завдяки комп’ютеризації та автоматизації обробки та надання інформації». Ю.В. Елагин говорит, что основой обслуживания пассажиров является информационное обеспечение, поэтому следует считать, что с активно продолжающимся развитием информационных технологий главными являются именно информационные потоки, которые обеспечивают логистические процессы [5]. Несомненно, информационные потоки, сопровождающие процесс зарождения, продвижения и распыления пассажиропотоков, являются в некотором смысле стратегическими, так как в данный момент невозможно представить себе какое-либо даже самое простое действие человека без обращения к сети Интернет и мобильным средствам связи. Поэтому целесообразно рассматривать логистическую систему и информационную систему обеспечения пассажирских перевозок как единую информационно- логистическую систему (далее ИЛС), где логистика и информация являются взаимосвязанными элементами единого информационного пространства. Поскольку пассажирский комплекс является основным элементом ИЛС, то данные положения в полной мере относятся и к нему. Пассажирский комплекс
– наиболее реальный транспортный объект, на базе которого возможно создавать ИЛС. Однако для реализации подобной идеи многие существующие пассажирские комплексы требуют модернизации инновационного характера, как в области технического обеспечения, так и в области управления ими. Основными направлениями совершенствования крупных пассажирских комплексов, с учетом мнения авторов [6], являются следующие:
- применение маркетинго-логистического подхода для создания нового механизма управления пассажирскими терминалами;
- совершенствование материально-технической базы пассажирских комплексов;
- увеличение рыночной доли железных дорог на транспортном рынке за счет реализации активной маркетинговой стратегии, повышения качества обслуживания пассажиров;
- оживление инвестиционной деятельности, направленной на развитие материально-технической базы пассажирских терминалов и внедрение ресурсосберегающих технологий их работы;
- совершенствование ценовой политики на основе гибкого регулирования цен, дифференциация тарифов в зависимости от уровня комфортабельности и сложности поездки, участия одного или нескольких видов транспорта, наличия
в перевозке подвозящего и развозящего транспорта;
- создание условий для дальнейшего сокращения затрат в секторе железнодорожных пассажирских перевозок, прежде всего за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, развития эталонного подхода к нормированию затрат;
- повышение эффективности взаимодействия с туристическими агентствами.
Реализация столь обширного
спектра мероприятий невозможна
без создания четкой упорядоченной информационной среды, которая на
местном и региональном уровнях может
быть организована в
виде информационно-
логистического центра пассажирского
комплекса (ИЛЦ ПК),
созданного на базе пассажирского комплекса крупной железнодорожной
станции. На рисунке 1 представлен вариант реализации
взаимосвязей в ИЛЦ ПК.
В пределах железнодорожной сети Государственного предприятия «Донецкая железная дорога» имеется пять железнодорожных станций с крупными пассажирскими комплексами – Ясиноватая, Иловайск, Дебальцево, Никитовка, Донецк, на базе которых наиболее перспективно создать ИЛЦ, которые будут обеспечивать не только логистику железнодорожных пассажирских перевозок, но и смешанных пассажирских перевозок с участием нескольких видов транспорта.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейших исследований и разработок в области создания информационно-логистических центров, обеспечивающих унимодальные и мультимодальные пассажирские перевозки, и формирования информационно-логистической системы в сфере управления работой пассажирских железнодорожных комплексов.
Библиографический список:
1. Вакуленко, С.П. Логистика пассажирских перевозок:
особенности и основные
понятия / С.П. Вакуленко, Е.В. Копылова // Мир транспорта. – 2015. – Том 13,
№3. – С. 32-36
2. Ходоскина, О.А. Формирование логистики железнодорожных пассажирских перевозок / О.А. Ходоскина, Р.Б. Ивуть // Новости науки и технологий. – 2017. – №1 (40). – С. 11-19.
3. Глушенко, Т.М. Інновації у сучасній логістиці у контексті пасажирських залізничних перевезень / Т.М. Глушенко // Вісник ОНУ імені І.І. Мечникова. – 2013. – Т.18, вип.. 4/1. – С. 106-109.
4. Альошинський, Є.С. Дослідження перспектив розвитку логістики пасажирських залізничних перевезень в країнах Східної Європи / Є.С. Альошинський, Г.О. Примаченко // Science and Education a New Dimension. Natural and Technical Sciences. – 2017. – V(15), Issue: 140. – P. 52-55.
5. Єлагін, Ю.В. Сутність та роль інноваційно-логістичних підходів в підвищенні ефективності обслуговування пасажирів / Ю.В. Єлагін // Проблеми транспортного комплексу України, 2013. – №44. – С. 44-46.
6. Аксенов, И.М. Современные экономические проблемы пассажирских терминалов железнодорожной отрасли / И.М. Аксенов, А.В. Литковский // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. – 2010. - №35. – С. 211-214