Регион: Выбрать регион
Сейчас: 28 марта 16:23:17
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ перспектив развития информационно-логистических систем в сфере пассажирских железнодорожных перевозок

Бауэр Алла Владимировна
старший преподаватель кафедры «ОПУТ» Донецкий институт железнодорожного транспорта,
гДонецкДНР
E-mail: zytjyf@mail.ru

В   современной  отечественной  науке  и  практике  логистика рассматривается как организация рационального движения товаров и услуг от производителя  (поставщика)  к  потребителю  на  основе  эффективного управления материальными, информационными и прочими сопровождающими потоками. К логистике как научной основе управления потоковыми процессами обращаются не только в промышленности, торговле и на транспорте, но и в сфере  услуг,  банковском  и  страховом  деле,  организации  послепродажного сервиса, в коммунальном хозяйстве, в сфере образования, туризма и прочих отраслях народного хозяйства. Вместе с тем для железнодорожного транспорта возрастает актуальность и важность применения логистических принципов и подходов в практической организации пассажирских перевозок. Это диктуется  усилением  и  глобализацией  экономических,  миграционных  и  прочих процессов, связанных с перемещением людей и товаров в пространстве и во времени, устойчивым спросом в сфере пассажирских перевозок, борьбой между различными видами транспорта за привлечение пассажиропотока. Несмотря на несомненную  востребованность, зачастую пассажирские перевозки являются убыточными,  что  говорит  о  наличии  проблем  организационного  и управленческого характера в данном секторе железнодорожного транспорта. Желание пассажира сократить время своего пребывания в пути до минимума чаще всего остается нереализованным, причем не по вине самого пассажира, а из-за нескоординированной работы собственно пассажирского транспорта, а так  же  сопровождающих  компаний  и  сервис-компаний,  связанных  с обеспечением и обслуживанием транспортных процессов. Как отмечают С.П. Вакуленко и Е.В. Копылова [1], «сокращение времени нахождения пассажира в пути следования «от двери до двери» (с учетом пересадок) является основой производственной  клиентоориентированности  транспорта  и  может  быть достигнуто  только  за  счет  применения  логистических  подходов».  Эти  же авторы приводят определение логистики пассажирских перевозок, а именно: логистика пассажирских перевозок – комплексное планирование, управление и контролирование  всех  пассажирских  потоков  и  обслуживающих  их транспортных средств, логистических объектов и процессов транспортировки или  перевозки  в  транспортных  системах,  а  также  связанных  с  ними информационных  и  финансовых  потоков  [1].  Белорусские  ученые  О.А. Ходоскина  и  Р.Б.  Ивуть  в  своем  исследовании  [2]  выражают  мнение,  что логистике  железнодорожных  пассажирских  перевозок  в  отечественных исследованиях  практически  не  уделялось  внимания.  Авторы  отмечают,  что принципиальная  новизна  логистического  подхода  выполнения железнодорожных  пассажирских  перевозок  заключается  в  выделении укрупненных  элементов  –  вокзала,  плацкарты,  тяги,  инфраструктуры, органичной  взаимной  связи  и  интеграции  выделенных  областей  в  единую систему при сквозном и едином управлении транспортными и финансовыми потоками.  Представители  украинской  научной  школы,  занимающиеся проблематикой  в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, говорят, что  рост  пассажиропотоков  требует  необходимости  исследования  проблем, связанных с логистическими технологиями. Развитие сетевой инфраструктуры пассажирского  железнодорожного  комплекса  на  основе  региональных информационных  логистических  центров  должно  предусматривать формирование  целостных  логистических  систем  управления  пассажирскими перевозками [3]. При этом основной упор предлагается сделать на грамотное информационное  обеспечение  логистических  процессов,  протекающих  в логистических  пассажирских  системах.  Так,  Е.С.  Алешинский  и  А.А. Примаченко в работе [4] отмечают: «Широке проникнення логістики у сферу пасажирських  перевезень  залізничним  транспортом  можливе  завдяки комп’ютеризації та автоматизації обробки та надання інформації». Ю.В. Елагин говорит,  что  основой  обслуживания  пассажиров  является  информационное обеспечение,  поэтому  следует  считать,  что  с  активно  продолжающимся развитием  информационных  технологий  главными  являются  именно информационные потоки, которые обеспечивают логистические процессы [5]. Несомненно,  информационные  потоки,  сопровождающие  процесс зарождения,  продвижения  и  распыления  пассажиропотоков,  являются  в некотором  смысле  стратегическими,  так  как  в  данный  момент  невозможно представить  себе  какое-либо  даже  самое  простое  действие  человека  без обращения  к  сети  Интернет  и  мобильным  средствам  связи.  Поэтому целесообразно  рассматривать  логистическую  систему  и  информационную систему  обеспечения  пассажирских  перевозок  как  единую  информационно- логистическую систему (далее ИЛС), где логистика и информация являются взаимосвязанными  элементами  единого  информационного  пространства. Поскольку  пассажирский  комплекс  является  основным  элементом  ИЛС,  то данные положения в полной мере относятся и к нему. Пассажирский комплекс

  наиболее  реальный  транспортный  объект,  на  базе  которого  возможно создавать ИЛС. Однако для реализации подобной идеи многие существующие пассажирские комплексы  требуют модернизации инновационного  характера, как в области технического обеспечения, так и в области  управления ими. Основными  направлениями  совершенствования  крупных  пассажирских комплексов, с учетом мнения авторов [6], являются следующие:

-  применение маркетинго-логистического подхода для создания нового механизма управления пассажирскими терминалами;

-   совершенствование  материально-технической  базы  пассажирских комплексов;

-  увеличение рыночной доли железных дорог на транспортном рынке за счет  реализации  активной  маркетинговой  стратегии,  повышения  качества обслуживания пассажиров;

-  оживление  инвестиционной деятельности, направленной на развитие материально-технической  базы  пассажирских  терминалов  и  внедрение ресурсосберегающих технологий их работы;

-  совершенствование ценовой политики на основе гибкого регулирования цен, дифференциация тарифов в зависимости от уровня комфортабельности и сложности поездки, участия одного или нескольких видов транспорта, наличия

в  перевозке подвозящего и развозящего транспорта;

-   создание  условий  для  дальнейшего  сокращения  затрат  в  секторе железнодорожных пассажирских перевозок, прежде всего за счет внедрения ресурсосберегающих  технологий,  развития  эталонного  подхода  к нормированию затрат;

-   повышение  эффективности  взаимодействия  с  туристическими агентствами. 

Реализация  столь  обширного  спектра  мероприятий  невозможна  без создания четкой упорядоченной информационной среды, которая на местном и региональном  уровнях  может  быть  организована  в  виде  информационно- логистического  центра  пассажирского  комплекса  (ИЛЦ  ПК),  созданного  на   базе пассажирского комплекса крупной железнодорожной станции. На рисунке 1  представлен вариант реализации взаимосвязей в ИЛЦ ПК.
 c51ce410c124a10e0db5e4b97fc2af39.jpg
 

В   пределах  железнодорожной  сети  Государственного  предприятия «Донецкая  железная  дорога»  имеется  пять  железнодорожных  станций  с крупными пассажирскими комплексами – Ясиноватая, Иловайск, Дебальцево, Никитовка,  Донецк,  на  базе  которых  наиболее  перспективно  создать  ИЛЦ, которые  будут  обеспечивать  не  только  логистику  железнодорожных пассажирских перевозок, но и смешанных пассажирских перевозок с участием нескольких видов транспорта. 

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  необходимости  дальнейших исследований и разработок в области создания информационно-логистических центров, обеспечивающих унимодальные и  мультимодальные пассажирские перевозки, и формирования информационно-логистической системы в сфере управления работой пассажирских железнодорожных комплексов.

Библиографический список:

1. Вакуленко, С.П. Логистика пассажирских перевозок: особенности и основные понятия / С.П. Вакуленко, Е.В. Копылова // Мир транспорта. – 2015. – Том 13, №3. – С. 32-36 

2. Ходоскина,  О.А.  Формирование  логистики  железнодорожных пассажирских  перевозок  /  О.А.  Ходоскина,  Р.Б.  Ивуть  //  Новости  науки  и технологий. – 2017. – №1 (40). – С. 11-19.

3. Глушенко,  Т.М.  Інновації  у  сучасній  логістиці  у  контексті пасажирських залізничних перевезень / Т.М. Глушенко // Вісник ОНУ імені І.І. Мечникова. – 2013. – Т.18, вип.. 4/1. – С. 106-109.

4. Альошинський, Є.С. Дослідження перспектив розвитку логістики пасажирських  залізничних  перевезень  в  країнах  Східної  Європи  /  Є.С. Альошинський, Г.О. Примаченко // Science and Education a New Dimension. Natural and Technical Sciences. – 2017. – V(15), Issue: 140. – P. 52-55.

5.  Єлагін, Ю.В. Сутність та роль інноваційно-логістичних підходів в підвищенні ефективності обслуговування пасажирів / Ю.В. Єлагін // Проблеми транспортного комплексу України, 2013. – №44. – С. 44-46.

6. Аксенов,  И.М.  Современные  экономические  проблемы пассажирских  терминалов  железнодорожной  отрасли  /  И.М.  Аксенов,  А.В. Литковский  //  Наука  и  прогресс  транспорта.  Вестник  Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. – 2010. - №35. – С. 211-214 


Количество просмотров: 1199
теги:
04.05.2018 16:56 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама