Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 14:03:02
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ТОРГОВОЙ СЕТИ

Чеботарева Дина Валерьевна

магистрант 1 курса

Красноярский государственный аграрный университет, 

г. Красноярск, Россия

E-mail: d.ach@bk.ru

Научный руководитель – Пантелеев Владимир Иванович

к.и.н., доцент кафедры Логистики,

Красноярский государственный аграрный университет, 

г. Красноярск, Россия

E-mail: vpanteleev@yandex.ru

В условиях усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Сети магазинов — один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX в. Сеть магазинов — это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, а возможно аналогичное архитектурное оформление.

Как мировой, так и российский опыт подтверждают, что объединение магазинов в единую сеть — самый эффективный путь развития розничной торговли.

В торговых сетях, доверив специалистам управление торговым ассортиментом и товарными потоками, руководство определяет необходимые полномочия и зоны их ответственности, что должно быть зафиксировано в должностных инструкциях и в системе мотивации закупщиков.

Работа отдела закупок оказывает влияние на всю деятельность компании: на продажи, эффективное использование оборотных средств, удовлетворенность потребителей ценами и ассортиментом, наполненность складов и эффективность внутренней цепи поставок. Она связана с работой сотрудников практически всех отделов — от бухгалтерии до транспортной службы. В связи с этим необходимо тщательно продумать организационные аспекты закупочной логистики.

К основным стратегиям закупок относятся:

1.                Стратегия поиска материальных ресурсов в зависимости от количества поставщиков – один, два или множество.

2.                Стратегия, учитывающая объект закупки – закупка отдельных элементов или комплектов материальных ресурсов.

3.                Стратегии в зависимости от географической зоны охвата – локальные или глобальные закупки.

4.                Стратегии, учитывающие время поставки:

а) «своевременная» стратегия – закупка материальных ресурсов к моменту их непосредственного использования, требующая надёжных поставщиков, которые обеспечивают компанию материальными ресурсами высокого качества в указанный срок. При реализации данной стратегии поставки с избытком или недостатком практически исключаются, поскольку рассчитывается оптимальный объём заказа. Поставщики должны использовать стандартную тару и упаковку, обеспечивающие сохранность материальных ресурсов;

б) стратегия форвардной сделки – приобретение материальных ресурсов вперёд с отсрочкой поставки, в результате чего компания страхует себя от возможного повышения цен на материальные ресурсы в будущем;

в) стратегия осреднения цены – закупки осуществляются с фиксированными в году интервалами (например, раз в квартал) по цене, средней за интервал (это наиболее распространённая стратегия закупок в России).

В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 1

 

 

Таблица 1 - Сравнительный анализ методов закупок материальных ресурсов

Название

Сущность

Преимущества

Недостатки

Закупка по долгосрочному контракту

Частные поставки материальных ресурсов по мере необходимости в производстве

Ускорение оборота капитала; снижение уровня запасов до нулевого

Жёсткие требования к качеству материальных ресурсов, срокам и объёмам поставки

Оптовые закупки

Поставка материальных ресурсов большой партией за один раз

Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота

Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала

Регулярные закупки

Поставка материальных ресурсов мелкими партиями в течение заданного периода

Ускорение оборота капитала, экономия площади склада

Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества материальных ресурсов

Оперативные закупки по котировочным ведомостям

Поставка дешёвых, часто используемых материальных ресурсов заданного объёма

Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижение затрат на хранение материальных ресурсов

Постоянный контроль уровня запасов материальных ресурсов

Закупка с немедленной сдачей

Поставка редко используемых материальных ресурсов различными поставщиками

Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение

Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе

Наиболее сложные модели организации закупочной деятельности характерны для крупных сетей магазинов. Анализ отечественного и зарубежного опыта дает возможность выделить следующие модели закупочной логистики торговых сетей.

Модель 1. Напрямую от поставщика

Поставщики напрямую снабжают все магазины сети товарами. Очевидно, что это самая неэффективная схема с точки зрения транспортной логистики, которая к тому же характеризуется высоким уровнем затрат.

Модель 2. Через распределительный центр

Розничная торговая сеть создает собственный распределительный (дистрибуторский) центр. Отметим положительные стороны данного варианта: уменьшение товарных запасов на складах магазинов, повышение оборачиваемости и управляемости товарных запасов, обеспечение наличия товара в пики продаж, обеспечение качества товаров за счет организации централизованной службы качества, упрощение взаимодействия с поставщиками.

Несмотря на явные преимущества второй модели, специалисты рекомендуют в первую очередь небольшим торговым сетям проводить тщательный анализ рентабельности создания распределительного центра.

При использовании распределительного центра в небольшой розничной сети могут возникнуть следующие сложности:

Компания должна вкладывать крупные средства в строительство распределительного центра (при этом с учетом развития сети), что далеко не всегда выгодно.

Большой срок окупаемости распределительного центра.

Распределительный центр может быть не полностью загружен, а издержки на его содержание требуется нести в полном объеме.

Содержание и модификация современной и достаточно сложной складской информационной системы.

При аренде распределительного склада он может оказаться не приспособлен к профилю деятельности торговой сети (например, не отвечать требованиям температурного режима, влажности, пожарной безопасности).

Необходимость покупки и использования собственного транспорта, что не всегда экономически оправданно.

Если торговая сеть небольшая и не предусмотрено увеличение количества магазинов, то можно рассматривать вопрос о работе с хорошим оптовым торговым предприятием (дистрибутором). Опираясь на эффективную логистику дистрибуторов, сеть может значительно снизить расходы на приобретение и содержание собственных логистических ресурсов.

Отдел закупок является подразделением, где принимаются решения о приобретении товаров, заключаются контракты на поставку продукции, решаются вопросы выбора поставщиков, устанавливаются требования к качеству продукции и т. д. Внутренними потребителями результатов деятельности службы закупок являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется закупаемая продукция.

Важность этого подразделения в структуре торговой компании трудно переоценить, как трудно переоценить и важность правильно организованной закупочной логистики для работы всего предприятия.

Для управления закупочной логистикой предприятие должно иметь информационные системы управления показателями ее функционирования. Они должны обеспечивать возможность тщательного анализа и контроля выполнения бизнес-процесса «Закупка».

Существенную помощь в проведении анализа процесса снабжения компании ресурсами, формировании заказов поставщикам можно получить, используя правильно выбранное программное обеспечение. При этом необходимо обратить внимание на возможности программы формировать аналитические отчеты. Каждое предприятие с помощью компьютерной информационной системы формирует свой комплекс отчетности по закупкам исходя из целей и задач, сформулированных высшим менеджментом.

В принципе закупка ресурсов в компании может быть построена централизованно или децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие разных структурных подразделений будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает свои потребности, чем кто-либо другой. Процесс закупки при этом подходе может осуществляться быстрее.

Тем не менее у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют этот подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел закупок с полномочиями приобретения ресурсов в интересах всех подразделений торгового предприятия.

Специалисты отдела закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии с заявками, полученными от внутренних потребителей, или же самостоятельно отслеживают возникновение потребности в ресурсах. Внутри самого отдела закупок операции, составляющие бизнес-процесс «Закупка», часто подвергаются дальнейшей специализации с целью развития профессионализма менеджеров по закупкам.

Закупочные центры крупных розничных торговых сетей обычно состоят из подразделений, ответственных за закупки какой-либо части товарного ассортимента. Распределение ассортимента между подразделениями часто происходит по принципу сходства характеристик товаров. Такое распределение труда позволяет закупщикам накопить максимум знаний о своем товаре. Чем крупнее компания-ритейлер, тем уже специализация работников в ее закупочном центре.

В небольшой компании, где отдел закупок представлен одним человеком, естественно, никакого разделения функций не будет.

Таким образом, решение о том, какую модель организации закупочной логистики выбрать, принимается торговой компанией в первую очередь исходя из стратегии собственного развития и экономической целесообразности.

Библиографический список:

1.                Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 8 ноября 2007г.).

2.                Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2008 г.)/ СПС «Гарант».

3.                Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2008 г.) / СПС «Гарант».

4.                Государственный и муниципальный заказ. Режим доступа: http://www.dmpmos.ru - Загл. с экрана.

5.                Основные принципы размещения государственного заказа - Режим доступа: http://urp.volcity.ru/business_foundation/state_order/ - Загл. с экрана.

6.                Особенности рынка государственных закупок. Режим доступа: http://www.konkir.ru/ - Загл. с экрана.

7.                Способы размещения заказов для государственных нужд- Режим доступа: http://www.vkursedela.ru - Загл. с экрана.


Количество просмотров: 2269
теги:
03.04.2018 14:51 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама