Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 ноября 11:10:23
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Тюкалова Татьяна Алексеевна

магистрант 2 курса

Сибирский федеральный университет

г. Красноярск, Россия

E-mail: tatyana-tyukalova@yandex.ru

Научный руководитель  – Лукиных Валерий Федорович

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики

Красноярский государственный аграрный университет,

 г. Красноярск, Россия

E-mail:somcl@mail.ru

Туризм является одной из самых высокодоходных и динамичных отраслей народного хозяйства. По подсчетам Всемирной туристской организации (ВТО), доходы, получаемые от экспорта индустрии туризма, самые большие в мире по сравнению с соответствующими доходами остальных сфер деятельности. Более того, до 2020 года ВТО прогнозирует рост доходов индустрии туризма в  среднем на 6,7% в год, в то время как рост материального благосостояния в мире будет возрастать лишь на 3% в год.

         Сегодня Россия не занимает соответствующего места на мировом туристическом рынке – на ее долю приходится около 1 %  мирового турпотока. Между тем, потенциальные возможности нашей страны позволяют, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако число приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 20,3 млн. человек в год,  что явно не соответствует ее туристскому потенциалу. Возможно, что ситуация сложилась таким образом из-за того, что все традиционные способы управления в данной сфере, а именно, в туризме, исчерпали себя. Поэтому становится  необходимым использовать новые, более прогрессивные методы управления, которые нам предлагает логистика.

В настоящее время, говоря о современном развивающемся предприятии, нельзя не затронуть вопрос о его логистической системе, которая непосредственным образом влияет на весь характер функционирования данной организации. Логистика в широком смысле охватывает все процессы, которые служат для перемещения ресурсов предприятия во времени и пространстве. Поэтому предлагается совершенствовать логистическую систему туристической компании  на основе бизнес-проекта.

Для примера была проанализирована компания ООО «Олимп». Компания является коммерческой организацией, осуществляет деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма. Общество зарегистрировано в г. Красноярске 12 сентября 1995 года.

В компании существует проблема резкого падения спроса, образовавшаяся в связи с ростом курса валют, негативной политической ситуацией, кризисом, а так же из-за снижения покупательской способности граждан. Это повлекло за собой рост логистических издержек. Играет роль и специфичность бизнеса, а именно сезонность. Еще одной составляющей проблемы является невозможность интернет торговли и консультирования клиентов по средствам интернет ресурсов, так как у компании нет сайта. Фирма снижает свое конкурентное преимущество, из-за невозможности для клиентов оплаты услуг по средствам инновационных технологий.

Для наглядности проведу анализ, отражающий основную проблему логистической деятельности организации и причины ее возникновения.

На Рисунке 1 представлена диаграмма Исикавы для предприятия ООО «Олимп».

0cc0126eb339b683ff8ea19d75828151.jpg 

 

Рис.1. Основные проблемы логистической системы ООО «Олимп»

 

Исходя из данных проведенного анализа на рисунке 1, можно сказать, что основная проблема как следствие ряда причин это неэффективно выстроенная логистическая система. Причины данной проблемы можно разбить на 4 группы:

внешние условия, менеджмент, технологии, издержки.

Рассмотрим некоторые финансовые показатели, отражающие деятельность ООО «Олимп».

Проанализируем товарооборот компании по кварталам в таблице 1.

Целью анализа товарооборота является оценка положения предприятия на рынке и объема данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.

 

Таблица 1 - Анализ товарооборота ООО «Олимп» по кварталам года

Кварталы

2015

2016

Отклонение

(+;-)

Темп изменения, %

сумма,

тыс.руб.

уд.вес,

%

сумма,

тыс.руб.

уд.вес,

%

I

29415,8

11,7

18243,6

11,8

11172,2

62

II

77215,6

30,6

59214,3

38,3

18001,3

76,7

III

114240,1

45,2

72620,8

47

41619,3

63,6

IV

31551,1

12,5

4457,8

2,9

27093,3

14,1

Всего за год

252422,6

100

154536,5

100

97886,1

61,2

 

По кварталам товарооборот туристской компании распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте 2016 года занимает оборот третьего квартала – 47%, а наименьший удельный вес, в годовом обороте приходится на четвертый квартал – 2,9%.

Для удобства рассмотрим изменения товарооборота ООО «Олимп», который представлен  на рисунке 2.

 c9ec146fdbf4ccb4f828df3ee10b8581.jpg

Рис. 2. Товарооборот ООО «Олимп»

 

Из рисунка 2 видно, что распределение товарооборота по кварталам продолжает изменяться. Это объясняется тем, что пик на услуги туристской компании наблюдался с марта по сентябрь месяц. Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном  снижении развития товарооборота туристской фирмы по кварталам. Неритмичное развитие товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. По кварталам года товарооборот фирмы распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Эффективность текущей деятельности туристического предприятия может быть измерена показателями рентабельности, увязывающими объем получаемой в отчетном периоде прибыли с величиной требующихся от этого затрат. В таблице 2 проведем анализ эффективности деятельности в ООО «Олимп» 

 

Таблица 2 - Анализ рентабельности деятельности ООО «Олимп»

 

2015

2016

Отклонение (+;-)

Рентабельность, %

 

 

 

основного капитала

7,0

4,4

2,6

собственного капитала

12,1

7,6

4,5

основных средств

21,9

13,9

8,0

Из таблицы видно, что показатель рентабельности основного капитала в 2016 году снизился на 2,6% по сравнению с 2015 годом. Показатель рентабельности собственного капитала в 2016 году так же снизился на 4,5%  по сравнению с 2015 годом. показатель рентабельности основных средств в 2016 году уменьшился по сравнению с 2015 годом на 8,0%.

Рассмотрим  на рисунке 3 логистическую систему ООО «Олимп». Данная система отражает логистическую систему туристической компании ее элементы и взаимосвязи. Элементами системы являются:  клиенты, туристическое агентство, офисы в зарубежных странах, отели, а так же сервис, который предоставляется клиентам.

         Логистическая система работает на уровне низкого качества. Т.е. удовлетворяет клиента лишь на 50-60 %.

 5cd25ee8f0161c1360efb36c7fbb9004.jpg

Рис. 3. Описание логистической системы ООО «Олимп»

Рассмотрев логистическую систему, экономическую характеристику и изучив основные показатели торгово-хозяйственной деятельности компании, можно сделать вывод, что вышеизложенные проблемы существуют и есть необходимость их решать. Для этого нужно совершенствовать логистическую систему компании по средствам разработки и внедрения бизнес-проекта, позволяющего сформировать бесперебойно работающую логистическую систему. Необходимость проекта объясняется рядом проблем, указанных выше.

Ожидаемыми результатами внедрения проекта являются: повышение конкурентоспособности и доли рынка компании, новые методы/способы оплаты и приема заказов/платежей, увеличение эффективности использования ресурсов, оптимизация логистического менеджмента, запущен сайт, увеличение качества предоставляемых услуг, повышение эффективности работы компании, за счет пересмотра работы с  посредниками. В целом повысится надежность и скорость предоставления туристических услуг. Снизятся издержки - увеличится доход. Обмен информацией будет ускорен.

         Сегодня никто не может игнорировать или преуменьшать значение туризма для подъема национальной экономики. Именно въездной туризм способствует достижению странами высокого уровня национальных экономик, поступлению иностранных валют в страну.

         Российская Федерация обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Однако результаты,  достигнутые нашей страной в области международного туризма, остаются пока еще очень скромными.

         Актуальность внедрения и использования проектов для совершенствования логистических систем в туризме обусловлена все возрастающим объемом подлежащих обработке данных. Обычными, традиционными способами уже не удается из потока данных извлечь нужную информацию и использовать ее для управления предприятием. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот информации все существеннее влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи.

В целом, при использовании технологий логистики и управления проектами в туристической сфере становится возможным создать единую систему учета и контроля над формированием и движением туристического продукта; сокращать временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта; сокращать время и повышать качество обслуживания в процессе предоставления туристической услуги.

 

Библиографический список:

1.     Смирнов І.Г. Логістика туризму: Навч. Посібник. – К.: Знання, 2009.– 444 с.

2.     Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме – М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.

3.     Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

4.     Бунич Г.А. Туризм: Теория и практика: Монография. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 236 с.

5.     Чуваткин П.П., Косов С.А. Логистическая модель туристской системы//Российское предпринимательство.-2008.-№5 Вып. 2.-c. 178.


Количество просмотров: 1266
теги:
03.04.2018 14:10 | stacyблог автора

Еще публикации: