Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 ноября 11:59:46
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Тринос Алина Витальевна

магистрант 1 курса

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Императора Александра I,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mailtrinos.alina@mail.ru

Научный руководитель – Юдникова Елена Сергеевна

д.э.н., профессор  кафедры «Логистика и коммерческая работа»

 Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Императора Александра I,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mailelena.judnikova@yandex.ru

В рамках глобализации мировой экономики важную роль играет развитие международных транспортных коридоров (МТК), через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки.

Интеграция российского рынка в мировой предполагает использование перемещения грузов в контейнерах. Контейнерные перевозки являются выгодным способом транспортировки грузов из-за совершенствования, автоматизации и механизации перевозочного процесса, снижения транспортных расходов, устранения тяжелого физического труда в пунктах перевалки грузов и повышения сохранности перевозимых грузов от отправителя до грузополучателя.

В целях развития МТК Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание развитию инфраструктуры морских портов, припортовых логистических центров и созданию на их территории современных контейнерных терминалов.

Система МТК на территории России включает в себя евроазиатские коридоры «Север-Юг» и «Транссиб», Северный морской путь, панъевропейские коридоры №1 и №9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами Азиатско-Тихоокеанского региона            (Приморье - 1, 2).

           Ключевыми звеньями в  рамках коридора «Север-Юг» являются следующие российские морские порты на Балтике: Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк и развивающийся морской порт Усть-Луга. В рамках транспортного коридора «Запад-Восток» на западе задействованы морские порты Санкт-Петербургского транспортного узла, Мурманск, Калининград [2].

Водный транспорт позволяет осуществлять доставку грузов между далеко расположенными странами, минуя промежуточные государства, на границах с которыми часто возникают дополнительные потери финансов и времени, связанные с прохождением пограничных и таможенных процедур.

         Расширение и специализация портовых терминалов на Северо-Западе России определяется существующими и перспективными тенденциями экономического развития этого региона, всего государства и мирового сообщества в целом. Географическое положение характеризуется наличием  неземной границы с государствами – членами Европейского Союза и прямым выходом в Балтийское море. Санкт-Петербург и Ленинградская область отличаются высоким уровнем экономического развития, являются потребителями и производителями большого количества различной продукции. В зоне транспортной доступности, по отношению к расположенным здесь терминалам, находятся экономически развитые территории, включая Московский регион, в котором  сосредоточены почти все федеральные органы государственной власти, центральные офисы крупнейших компаний, а также многочисленные предприятия, компании и торговые организации.

Мировой рост контейнерных перевозок обуславливает необходимость создания современных контейнерных терминалов, о чем свидетельствует ежегодный рост перевозок грузов в контейнерах, который составляет 10-15%.

Северо-Западный регион - ключевой узел экспортно-импортных перевозок. Крупнейшие контейнерные терминалы региона:  Первый Контейнерный Терминал (ПТК), Усть-Лужский Контейнерный Терминал (УЛКТ), КТ «Бронка», Петролеспорт, Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП), Моби-Дик [1].

         В Таблице 1 представлены основные характеристики контейнерных терминалов Санкт-Петербурга и Лен. области.

 

Таблица 1. Характеристика портовых контейнерных терминалов Санкт-Петербурга и Лен. области.

Контейнерный Терминал (владелец)

Пропускная способность,

TEU в год

Общая площадь,

Га

Ёмкость склада,

Тыс. TEU

Глубина  у причала,

м

Длина причалов,

м

Ёмкость рефзоны,

розеток

Первый контейнерный терминал
(Global Ports)

1350

89

31,8

11

780

2905

Контейнерный терминал Санкт-Петербург
(UCL Holding )

750

76,8

18,4

11,4

787,2

1148

Усть-Лужский Контейнерный Терминал
(Global Ports)

440

50,4

16,8

13,5

440

420

Бронка
(ООО «Феникс» ЗАО «Холдинговая компания «Форум»)

500

75

14,3

14,4

1220

4000

Моби Дик
(Global Ports)

400

59,4

7,5

8,9

613

504

Петролеспорт
(Global Ports)

1000

34,5

10,5

11

2365,68

3630

 

Как видно из таблицы 1, Первый Контейнерный Терминал (ПКТ) и «Петролеспорт» – сопоставимы по мощностям, но обладают разными возможностями для дальнейшего развития.

Первый контейнерный терминал расположен в Большом Порту Санкт-Петербург, является крупнейшим по общей площади и имеет наибольшую ёмкость склада. Пропускная способность ПТК составляет 1,35 млн TEU. Терминал площадью 89 га с причалами длиной 780 метров способен перегружать различные типы контейнеров. Рефрижераторная площадка ПКТ по своим возможностям является одной из крупнейших в Европе [6].

К настоящему моменту ПКТ практически выработал свой ресурс по мощностям и не имеет резервов для значительного роста, достичь небольшого прироста можно лишь за счет оптимизации работы уже построенных мощностей.

Мощность «Петролеспорта» составляет 1 млн TEU. Терминал также обрабатывает контейнеры всех типов, включая рефрижераторные, контейнеры с опасными и негабаритными грузами. В настоящее время к причалам «Петролеспорта» швартуются суда около 20-ти контейнерных линий. Резервы терминала позволяют удвоить его мощности [7].

Усть-Лужский контейнерный терминал (УЛКТ)  – первый глубоководный контейнерный терминал на северо-западе России, расположен в порту Усть-Луга, в южной части Финского залива (Ленинградская область, Кингисеппский район) в 120 км от Санкт-Петербурга и в 57 км от границы с Эстонией. УЛКТ имеет выгодное географическое положение, располагает условиями для создания успешного портово-промышленного кластера и сочетает в себе развитую транспортно-логистическую и портовую инфраструктуру [8].

ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) расположен на территории четвертого грузового района Большого порта Санкт-Петербург, в обновленном виде введен в эксплуатацию в 2011 году. Новый комплекс построен на месте устаревших производственных мощностей. Мощность терминала составляет 430 тыс. TEU в год. В настоящее время терминал включает в себя два причала длиной 479 метров и глубиной до 11,5 метра, он перегружает все виды контейнеров, включая рефрижераторные (количество подключаемых рефрижераторных контейнеров – 1120) [4].

ПКТ, УЛКТ, Моби Дик и Петролеспорт входят в группу Global Ports, одним из крупных конкурентов которой в перспективе должен стать контейнерный терминал «Бронка»

ММПК Бронка начал операционную деятельность в декабре 2015 года. ММПК "Бронка" находится в границах Большого порта Санкт-Петербург и осуществляет перевалку контейнерных, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также накатной техники и грузов на паромах. Площадь контейнерного терминала Бронка составляет 75 га, в его состав входит 5 причалов протяженностью причальной линии 1220 метров [3].

Удачное географическое положение, близость кольцевой автодороги, современные технологии и разворотный подходной канал, который сэкономит судовладельцу время – главные преимущества данного порта.  Бронка не так удалена от рынков сбыта, как Усть-Луга, и, в отличие от терминалов, расположенных в историческом центре, имеет возможности для развития припортовой территории.

Порт Моби Дик − это относительно молодой терминал. пропускная способность терминала оценивается в 400 тысяч TEU в год. Терминал Моби Дик специализируется на обработке контейнерных грузов, хотя причалы оборудованы для проведения погрузочно-разгрузочных работ и других типов судов, отличных от контейнеровозов, в том числе судов типа ро-ро. На территории порта оборудована площадка для хранения контейнеров-рефрижераторов, имеется склад временного хранения. Основными преимуществами терминала «Моби Дик» являются: приспособленность к обработке различных типов грузов, удобное географическое положение, работа с основными морскими линиями Северо-Атлантической морской секции. [5]

На сегодняшний день лидерами контейнерной перевалки в российской части Балтики выступают ПКТ и «Петролеспорт».  Также, обостряется конкуренция  контейнерных терминалов Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Можно предположить, что со временем будет происходить дифференциация потоков контейнерных грузов, и Усть-Луга, используя свои преимущества, постепенно сформирует свою нишу в сфере контейнерной перевалки региона. 

Больше половины контейнеров, переваливаемых в российских портах, приходится на Северо-Западный регион, который  в настоящее время  обладает избыточными мощностями, что дает возможность для дальнейшего развития контейнерных перевозок в данном регионе.  Межпортовая конкуренция за контейнерные перевозки  на Балтике активно проявляется между «Большим портом Санкт-Петербург», Бронкой и развивающейся Усть-Лугой.

Слияние Global Ports и «Национальной контейнерной компании»  НКК создает значительные преимущества при реализации программы расширения пропускной способности отдельных терминалов.

В результате консолидации активов в руках Global Ports, обостряется конкуренция между терминалами ПКТ и «Петролеспорт», которые традиционно конкурировали за контейнерные потоки, а теперь развиваются в рамках одной стратегии. Появление УЛКТ и Бронки усилило конкуренцию на рынке контейнерных терминалов.

В последние годы контейнерооборот на Балтике уменьшился за счет санкций и падения потребительского спроса, но текущий курс рубля повышает конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках, за счет чего доля груженых контейнеров в структуре российского экспорта увеличивается.

В сегменте накатных грузы (ро-ро), относящиеся к категории высокодоходных, властвуют прибалты (Клайпеда, Таллин, Вентспилс), через территорию которых проходят основные паромные маршруты региона. Конкуренцию здесь может составить портовый комплекс «Бронка», избравший ро-ро одной из основных специализаций которого наряду с контейнерами.

Расширение российских контейнерных мощностей на Балтике ведет к росту конкуренции с соседними терминалами стран Прибалтики, которые долгое время были ориентированы на  поток контейнерных грузов, следующих в Россию. Высокое качество обслуживания, развитая инфраструктура и более низкие цены  в портах Финляндии, Германии и стран Балтии затрудняют перенаправление  грузов в российские порты.

В настоящее время важную роль играет  создание конкурентоспособных портово-промышленных кластеров (ППК), формируемых в районе крупного морского порта. В результате, морской порт превращается из простого портового узла в трансграничный портово-промышленный кластер, объединяющий промышленные предприятия и транспортно-логистические комплексы.

Центром транспортно-логистического кластера Северо-Западного региона должен стать морской порт Усть-Луга, который обладает конкурентными преимуществами и позволяет создать крупнейший на Северо-Западе портово-промышленный кластер. Порт Усть-Луга  способен объединять в себе сухой порт, транспортно-логистический комплекс, складские площадки открытого и закрытого типа, контейнерные, металлургические, угольные и другие терминалы, международный пассажирский терминал, таможенный терминал, производственные предприятия, комплексы по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, офисные помещения и т.д.

Создание транспортно-логистического кластера обеспечит экономический рост и повышение конкурентоспособности региона за счет развития единой транспортно-логистической инфраструктуры.

 

Библиографический список:

1.     Global Ports [Электронный ресурс] URL: http://www.globalports.com/globalports/about-us/operating-segments/russian-ports (дата обращения: 30.03.2017)

2.     Ассоциация морских торговых портов [Электронный ресурс] URL: http://www.morport.com/rus/ (дата обращения: 02.04.2017)

3.     Порт Бронка [Электронный ресурс] URL:   http://port-bronka.ru/descr/kontejnernyj-cin-81/ (дата обращения: 02.04.2017)

4.     Контейнерный терминал Санкт-Петербург [Электронный ресурс] URL: http://www.terminalspb.ru/o_kompanii/obwie_svedeniya/ (дата обращения: 02.04.2017)

5.     Моби Дик – паромно-перегрузочный комплекс  [Электронный ресурс] URL: http://www.moby-dik.ru/Power/ (дата обращения: 02.04.2017)

6.     Первый контейнерный терминал [Электронный ресурс] URL: http://www.fct.ru/about/ (дата обращения: 02.04.2017)

7.     Петролеспорт [Электронный ресурс] URL:  http://www.petrolesport.ru/ (дата обращения: 02.04.2017)

8.     Порт Усть-Луга [Электронный ресурс] URL http://www.port-ustluga.ru/ (дата обращения: 02.04.2017)


Количество просмотров: 2180
теги:
03.04.2018 14:00 | stacyблог автора

Еще публикации: