Тихонова Юлия Евгеньевна
Студентка 2 курса,
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail: ulysik777@mail.ru
Гончарова Любовь Геннадьевна
Студентка 2 курса,
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail: goncharova_lubov1997@mail.ru
Научный руководитель – Трубин Александр Евгеньевич
к.э.н., доцент, кафедра прикладной и инновационной экономики
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail: niburt@yandex.ru
Закупочная деятельность в рамках рыночной экономики находится в центре внимания как государства с целью эффективного использования бюджетных средств, так и собственников и руководителей коммерческих организаций. В структуре затрат любого предприятия, организации, учреждения, индивидуального предпринимателя большую часть занимают затраты на закупки товаров, работ и услуг. Немаловажной составляющей объёма закупок являются государственные закупки. Вне зависимости от мировой обстановки и кризисов государство всегда нуждается и потребляет огромное количество товаров. Именно по этой причине в современных реалиях госзакупки так популярны [1]. С законодательной точки зрения государственные закупки регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон (44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В таблице 1 представлено сравнение объём государственных закупок и оборота оптовой торговли за 2011-2015 года. Проанализировав данные, было рассчитана доля госзакупок в обороте оптовой торговли. Среднее значение за 2011-2015 года составляет 0,074%.
Таблица 1 - Сравнение объёма государственных закупок и оборота оптовой торговли
Год |
Объём государственных закупок, млрд. рублей |
Оборота оптовой торговли, млрд. рублей |
Доля, % |
2011 |
5313,145 |
39154 |
0,073 |
2012 |
5913,3719 |
42946 |
0,072 |
2013 |
6332,447 |
45121,4 |
0,071 |
2014 |
6022,3496 |
47611,2 |
0,079 |
2015 |
6447,6459 |
50075,75 |
0,077 |
Источник: Рассчитано по данным gks.ru и zakupki.gov.ru
Как известно, одним из эффективнейших инструментов увеличения объемов торговли является реклама. Однако, целенаправленной рекламной политики для привлечения новых игроков в сферу госзакупок на государственном уровне практически не ведется. В общем понятии, рекламная политика выступает, как совокупность различных правил и идей, основанных на поставленной цели, которая, в свою очередь, является базой для формирования взаимовыгодных отношений субъекта рекламной политики с объектом, и направлена на привлечение потенциального потребителя. Тем не менее, статистика «Яндекс-директ», показывает, что число поисковых запросов слова «госзакупки» неизменно растет (рисунок 1), следовательно, данная сфера привлекает все больше внимания.
Рис.1. История
показов по фразе «госзакупки»
При этом, стоит отметить, что в настоящий момент происходит интеграция многих бизнес-процессов с рекламной деятельностью и наоборот [2].
Произведенный анализ показал, что при увеличении объема рынка рекламы на 6,64 миллиона, оборот оптовой торговли увеличивается на 1 миллиард. Коэффициент детерминации (R-квадрат) равен 0,94. Это свидетельствует о сильной взаимосвязи объёма рынка рекламы России и оборота оптовой торговли [3].
Можно предположить, что поскольку объём рынка рекламы влияет на объём оптовой торговли, а оптовая торговля, в свою очередь, тесно связана с государственными закупками, следует, что объём рынка рекламы может оказать влияние на привлечение к государственным закупкам новых поставщиков и покупателей из частного сектора. То есть, следуя из того, что при увеличение объёма рынка рекламы 6,64 миллионов оборот оптовой торговли увеличивается 1 миллиард доля государственных заказов в обороте оптовой торговли за 2011-2015 года в среднем составляет 0, 074 %, можно прийти к выводу, что при увеличение объёма рынка рекламы на 6,64 миллиона, объём государственных закупок в обороте оптовой торговли увеличиваются на 740 тысяч.
Также можно проследить долю региональных государственных закупок в региональном обороте оптовой торговли и их взаимосвязь (таблица 2 и рисунок 2).
Таблица 2 - Сравнение объём региональных государственных закупок и оборота региональной оптовой торговли за 2013 год»
Регион |
Оборот оптовой торговли |
Оборот госзакупок |
Волгоград |
340062 |
39136 |
Екатеринбург |
1380343 |
135360 |
Казань |
1009264 |
84833 |
Красноярск |
489049 |
76301 |
Нижний Новгород |
747950 |
63720 |
Новосибирск |
665221 |
71015 |
Омск |
444875 |
36393 |
Пермь |
642400 |
56443 |
Ростов-на-Дону |
1089685 |
79914 |
Самара |
603066 |
70264 |
Уфа |
594309 |
78927 |
Челябинск |
594309 |
40063 |
Из рисунка 2 можно сделать вывод, что доля государственных закупок в обороте оптовой торговли очень маленькая. Тем не менее, из раннее проведённого исследования можно сказать, что при увеличении объема регионального рынка рекламы на 37 тысяч, оборот региональной оптовой торговли соответственно увеличивается на 1 миллион, что будет приносить дополнительный доход в бюджет регионов [3].
Увеличение государственных закупок в первую очередь выгодно для бизнеса. Рассматривая бизнес-модели В2В (business-to-business), B2C (Business-to-Consumer) и B2G (business-to-government), можно выявить, что рост объёмов госзакупок выгоден для В2В, B2C и B2G. Также стоит заметить, что государству также важен рост госзакупок. Поскольку государство получает дополнительный доход за счет налогов с В2В и экономии бюджетных средств благодаря B2G.
Рис.2. Анализ региональных
государственных закупок и регионального оборота оптовой торговли
Проведение государственных закупок сопровождаться многими проблемами. Зачастую это происходит из-за сложности и запутанности законов, по которым осуществляется процесс закупок. Важнейшей проблемой в сфере государственных закупок является улучшение эффективности процесса проведения тендеров. Несовершенство системы госзакупок является причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств. Также остро стоит вопрос о честности проведенных тендеров. Поэтому рекламная политика государства направленная на увеличение числа новых игроков на рынке госзакупок, будет способствовать росту конкуренции, а, следовательно, снижению цен и повышению степени прозрачности данной системы.
Библиографический список:
1. Интеграция электронных торговых площадок в структуру логистических информационных систем, как элемента управления временем и качеством исполнения заказа в деятельности экономических субъектов / А.Е. Трубин, А.В. Артемов, Д.А. Вершинина, А.С. Конищев // Информационные системы и технологии. - Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева». – 2016. - №6 (98) с. 5-14.
2. Аванесян Л.А., Трубин А.Е. Современные проблемы интеграции логистики в рекламную деятельность предприятий / Тенденции развития логистики и управления цепями поставок: сборник статей международной научно-практической конференции; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. – 404 с., с. 10-16
3. Куприянов А.Н., Логвинов Д.А., Трубин А.Е., Гончарова Л.Г., Тихонова Ю.Е. Рекламная деятельность, как инструмент управления экономическим развитием регионов / Новые подходы и технологии эффективного управления в глобальной экономике // материалы XI международной научно-практической конференции (25 - 26 октября 2016 г., Орел). Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2016. – 259 с. с.150-156.