Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:51:04
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СОЗДАНИЕ ПАРТНЕРСТВ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Суркова Раиса Александровна

магистрант 2 курса,

Иркутский государственный  университет путей сообщения, 

г. Иркутск, Россия

E-mailsurkova@bk.ru

Научный руководитель – Фрейдман Оксана Анатольевна

к.э.н., доцент, ст. науч. сотрудник

Иркутский государственный  университет путей сообщения, 

г. Иркутск, Россия

E-mail: oksana-frey@mail.ru

Конкурентоспособность предприятий в кризисных условиях  характеризуется следующими основными показателями, а именно:

- себестоимость продаж (или лучше написать производства)

- рентабельность продаж

- объем реализованной продукции

Себестоимость продаж является стоимостной оценкой используемых в процессе производства продукции или услуг всех видов ресурсов.

Рентабельность продаж характеризует эффективность деятельности предприятия и показывает количество чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.

Кроме того, следует учитывать факторы внешней среды, влияющие на деятельность предприятия, а именно: уровень экономического развития страны, государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса, наличие конкурентов, уровень доходов населения, инфляция. Два последних фактора имеют непосредственное влияние на доход торговых предприятий.

Необходимо отметить, что доход предприятия полностью зависит от покупательной способности населения. Для этого необходимо оценить среднемесячный уровень доходов населения и уровень инфляции. По данным Иркутскстата среднедушевой денежный доход населения Иркутской области в 2016 году снизился на 703,3 рубля по сравнению с предыдущим годом. Динамика среднемесячного среднедушевого денежного дохода населения Иркутской области представлена на рисунке 1.

60a3a77b41cf0aa7410fe43e29e726cf.jpg
Рис.1. Среднедушевой денежный доход населения Иркутской области (в руб.)

Нельзя оставить без внимания и уровень инфляции. Прирост цен на потребительском рынке Иркутской области в январе 2017 года составил 0,7%, при этом инфляция в России за этот же период составила 0,6%. Цены только на продовольственные товары выросли на 0,3%[1]. 

Полученные данные свидетельствуют о снижении покупательной способности населения Иркутской области. В этом случае торговые предприятия должны принять определенные меры, ведущие к сокращению издержек, при этом сохранив качество самого обслуживания.

Решающим фактором в этом вопросе является грамотная организация торгового процесса. Одним из подходов, позволяющим решить организационные и экономические проблемы малых предприятий, является применение принципов теории массового обслуживания, в частности:

- обеспечение баланса между улучшением качества обслуживания и дополнительными допустимыми затратами;

- принципы «одного окна»;

- принципы «обратной связи»;

- принцип качества и доступности услуг.

Системы массового обслуживания используются для бесперебойного снабжения торговых предприятий товарной продукцией, что позволяло снизить уровень запасов и сократить издержки на их хранение.

Теория массового обслуживания основывается на теории вероятностей и математической статистики. Целью данной теории является рациональный выбор структуры системы обслуживания и самого процесса обслуживания на основе изучения потоков требований на обслуживание, поступающих в систему и выходящие из неё, длительности ожидания и длины очередей.

Системой массового обслуживания является такая система, в которой производится обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание данных требований производится обслуживающими приборами, количество которых может быть неограниченно[3].

Система массового обслуживания представляет собой модель, состоящую из четырех основных элементов: входящий случайный поток требований, очередь, каналы обслуживания, выходящий поток.

Входящим случайным потоком требований называют определенное количество поступивших в систему требований за период времени. Требование или заявка является запросом клиента на обслуживание.

Последовательность требований или заявок, которые, заставая систему обслуживания занятой, не выбывают, а ожидают ее освобождения, называют очередью.

Период времени, в течение которого обслуживается одно требование, называется временем обслуживания.

Каналами обслуживания называют обслуживающее устройство или средство, способное в момент времени обслуживать лишь одно требование.

Выходящим потоком называют поток обслуженных заявок, покидающих систему массового обслуживания [5].

В торговой деятельности одним из основных показателей является уровень качества обслуживания. Данный показатель является интегральным, он включает в себя такие показатели как, стабильность и качество товарного ассортимента, скорость обслуживания. Уровень качества обслуживания является важным фактором для обеспечения конкурентоспособности коммерческого предприятия в современных рыночных условиях.

Скорость обслуживания является важным конкурентным преимуществом торгового предприятия. Чем быстрее произойдет полное качественное обслуживание одного клиента, тем раньше начнется обслуживание другого. Следовательно, очереди из заявок будут в разы меньше, и количество удовлетворенных требований возрастет. Использование методов теории массового обслуживания позволить определить оптимальную численность персонала, которое обеспечит эффективное обслуживанием клиентов и минимально возможные издержки.

Надежность доставки является важным критерием эффективности деятельности предприятия, обеспечивающим качество и стабильность товарного ассортимента. Несвоевременность поставок дает сбои в работе компаний, простои, а, следовательно, влечет за собой дополнительные издержки. Кроме того, своевременность поставок дает представление об эффективности логистической цепи.

Инструментарий теории массового обслуживания позволяет грамотно организовать поставку продукции торговым предприятиям, с целью сокращения запасов, что в свою очередь приведет к сокращению издержек.

Следует отметить, что продовольственные товары обладают определенными характеристиками, такими как – срок годности, условия хранения. Потеря качества продукции ведет к убыткам. Данный факт необходимо учитывать, располагая продукцию на складе.

Для обеспечения прибыльности предприятия, на складе должны храниться только необходимые запасы в нужном количестве. Хранение излишков товарных запасов приведет к затовариванию склада, снижению оборачиваемости складских запасов и, как следствие, к снижению прибыли, получаемой отделом запасных частей. 

В условиях высокой конкуренции совершенствование потенциала предприятия имеет важнейшее значение. Потенциал предприятия определяется возможностями самого предприятия привлекать потенциальных потребителей с помощью имеющихся ресурсов. Но в силу высоких издержек у предприятий возникает необходимость их интеграций.

Техника маркетинг-аудита для оценки маркетингового потенциала предприятия, предложенная О.У. Юлдашевой, предполагает выделение ключевых компетенций [3,6]. Под компетенциями предприятия принято понимать качественные характеристики его нематериальных ресурсов, организационные и управленческие способности предприятия. Оценивая потенциал предприятия необходимо также учитывать и наличие материальных ресурсов, ведь именно они позволяют реализовать его компетенции.

В процессе объединения двух и более предприятий происходит слияние их систем. Целью интеграции является оптимизация логистических затрат в части экономии расходов на содержание запасов товарной продукции и расходов, связанных с содержанием собственных технических средств.

Другим направлением получения эффекта является рост потребительского рынка компаний-партнеров, достигаемый не только за счет объединения баз данных, но и за счет привлечения новых клиентов, обеспеченное повышением качества и скоростью их обслуживания.

На данном этапе рекомендуется использовать принципы системы массового обслуживания. Поскольку торговые предприятия выполняют схожие операции, такие как погрузка и выгрузка товарных запасов, их транспортировка и хранение, то объединение управленческих усилий в рамках партнерства обеспечит возникновение синергетического эффекта путем субаддитивности издержек и супераддитивности доходов [2].

Под синергетическим эффектом в данном случае понимается превышение результата деятельности объединенных в систему элементов над суммой результатов работы данных элементов, действующих разрознено.

Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном производстве товаров или услуг, чем при их отдельном производстве в рамках различных предприятий.

Под супераддитивностью доходов подразумевается, что сумма доходов предприятий по отдельности не превышает их доходов при объединении.

Внедрение принципов систем массового обслуживания коммерческих организаций, основанное на объединении их материальных ресурсов позволит получить следующие эффекты:

1.                Эффект снижения удельных затрат, иначе эффект масштаба или субаддитивности затрат. Снижение операционных расходов, снижение расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных запасов. В случае организации партнерства малых предприятий, на примере торгово-розничного предприятия Карпович Н.Н. данный эффект может составить более 130 тыс.рублей.

2.                Эффект супераддитивности доходов, или эффект повышения доходов за счет роста рыночной силы предприятия. Для торгового предприятия возможны два пути развития бизнеса, либо снижение стоимости продукции, за счет снижения себестоимости, что привлечет новых покупателей, либо сохранение стоимости продукции, что повлечет увеличение прибыли, опять же за счет снижения себестоимости. В данном случае экономический  эффект за первый год от организации партнерства может превысить 210 тыс.рублей, а совокупный – 340 тыс.рублей. 

Методы теории массового обслуживания нашли свое применение в условиях создания партнерств малых предприятий торговли. Описание схемы и процесса товародвижения в рамках партнерства малых предприятий торговли было уже представлено ранее [4].

Торговые предприятия, планируя свою деятельность, ориентируются на потребительский спрос только своего сегмента. В условиях рыночной неопределенности, возникают с рисками, как со стороны поставщика товарной продукции, так и со стороны потребителя и образования излишков запасов. Организация партнерств позволяет формировать единую заявку на поставку товарной продукции на общий склад, что имеет свои преимущества.

Во-первых, торговые предприятия только выигрывают, так как стоимость доставки делится между всеми участниками партнерства.

Во-вторых, расходы на содержание запасов на складе также снижаются за счет совместного использования склада.

В-третьих, товарная продукция, поступившая на общий склад, распределяется по требованиям торговых предприятий.

В-четвертых, скорость и качество обслуживания обеспечит предприятие необходимым ассортиментом в кратчайшие сроки.

Таким образом, использование принципов ТМО в создании партнерств малых торговых предприятий будет способствовать эффективной организации торгового процесса, снижению издержек и как следствию увеличению чистой прибыли.

 

Библиографический список:

1.                Интернет-портал Территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Иркутской области
[Электронный ресурс] http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics

2.                Горид А.Л. Оценка динамики маркетингового потенциала компании с учетом стратегий интеграции с бизнес-партнерами [Текст] // А.Л. Горид //  Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2006. – 178 с. 

3.                Павский, В.А. Теория массового обслуживания [Текст] // В.А. Павский //учебное пособие // Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008. - 116 с.

4.                Фрейдман О.А., Суркова Р.А. Логистический подход в управлении товарными запасами малых и средних предприятий [Текст] / О.А. Фрейдман, Р.А. Суркова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 208-211.

5.                Юлдашева О.У. Промышленный маркетинг: теория и практика [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.marketing.spb.ru/read/m13/index.htm

6.                Юлдашева О.У., Горид А.Л. стратегии интеграции компаний [Текст] // О. Юлдашева, А. Горид // Новости электротехники. –2006. –№ 4 (40). –С.112-114 


Количество просмотров: 1213
теги:
03.04.2018 12:59 | stacyблог автора

Еще публикации: