Стороженко Светлана Евгеньевна
студентка 3 курса
Омский государственный университет путей сообщения,
г. Омск, Россия
E-mail:sveta-storozh@mail.ru
Научный руководитель – Левкин Григорий Григорьевич
к. в. н., доцент кафедры ЭТЛиУК
Омский государственный университет путей сообщения
г. Омск, Россия
E-mail: lewkin_gr@mail.ru
Транспортная система большого города входит в общую систему жизнеобеспечения территорий и имеет инфраструктурное значение. При этом, транспортная инфраструктура формирует все требующиеся условия для оперативной работы народного хозяйства всех отраслей промышленности и городского хозяйства. Решение проблем транспортного обеспечения города приводит к улучшению работы всех систем его жизнеобеспечения.
Цель исследования – дать характеристику транспортной системы города Омска.
Задачи исследования: дать определение транспортной системы; рассмотреть пассажирские и грузовые перевозки города Омска; выделить на основании вышеизложенного проблемы транспортной системы крупных городов, на примере города Омска.
Объектом данного исследования является транспортная система города Омска.
Предмет исследования – анализ и характеристика транспортной системы города.
Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования транспортной системы города Омска.
Термин «транспортная система» употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. Транспортная система – это транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управляющие организации [1, с. 86].
Элементами транспортной системы, а точнее ее технологическим звеном являются подвижной состав, пути сообщения и постоянные технические устройства. Для перевозки грузов и получения транспортной продукции необходимо также наличие компетентного персонала на всех уровнях транспортной системы.
Чтобы технологическое звено обеспечивало целенаправленный транспортный процесс, необходимо подключение управляющего звена, которое предназначено для управляющей функции. Поэтому, транспортная система должна состоять из двух подсистем: управляющей и управляемой. Управляющая подсистема осуществляет организационное управление транспортным процессом. Управляемая – оперативно организует транспортный процесс и осуществляет технологическую функцию при заданных параметрах управления.
Транспортную систему следует определить как территориальное объединение путей сообщения, технических средств и служб перевозок, объединяющие все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса а так же их взаимодействие. Важную роль в создании транспортной системы города играет развитие транспортной инфраструктуры.
Объектами транспортной инфраструктуры города являются железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование [2, с. 182].
Для характеристики транспортной системы города Омска рассмотрим пассажирские и грузовые перевозки. В городе Омск функционирует 3806 единиц общественного пассажирского транспорта (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика парка общественного пассажирского транспорта города Омска [3]
Вид транспорта |
Средняя вместимость, мест |
Количество в движении, ед. |
Доля от общего количества, % |
1 Автобус: |
29 |
3696 |
97,2 |
1.1 Особo малый |
13 |
2048 |
53,8 |
1.2 Малый |
25 |
1122 |
29,5 |
1.3 Средний |
50 |
15 |
0,4 |
1.4 Большой |
100 |
463 |
12,2 |
1.5 Особо большой |
140 |
48 |
1,3 |
2 Троллейбус |
118 |
81 |
2,1 |
3 Трамвай |
123 |
29 |
0,7 |
Bсего |
- |
3806 |
100,0 |
Наибольшая доля в его количестве приходится на автобусы особо малой вместимости – порядка 54%. Стоит отметить низкую долю трамваев в структуре парка общественного пассажирского транспорта города Омска – менее 1%. Маршрутная сеть города Омска включает 228 маршрутов общей протяженностью 8017 км. Видовое соотношение транспортных средств в маршрутной сети города Омска отражена на рисунке 1.
Более половины маршрутов общественного пассажирского транспорта в городе – это автобусные маршруты. В городе отсутствует метрополитен. Остановочные пункты пассажирского транспорта – специально оборудованные места, предназначенные для остановки городского пассажирского транспорта с целью посадки и высадки пассажиров.
Рис. 1. Соотношение видов транспорта в маршрутной сети города Омска [3, с. 5]
В настоящее время перспективным и развивающимся видом услуг являются грузовые перевозки. В соответствии с требованиями рынка число фирм, которые занимаются перевозками грузов, постоянно растут [4]. Выполнение доставки грузов в установленный срок является необходимым условием в соответствии с нормальным развитием торговых отношений, что напрямую оказывает влияние на рост экономики и благосостояния людей. В городах важность грузоперевозок тем более возрастает, так как необходимо своевременно осуществить транспортировку различных товаров большого количества, в том числе для личных нужд.
В г. Омске преобладающий объем грузов перемещается с помощью автомобильного транспорта, так как этот вид доставки грузов доступный и удобный по сравнению с другими видами в связи с возможность доставки по технологии «от двери до двери». Также распространены грузоперевозки из города и в город по железной дороге. В этом случае грузы могут перевозиться в крытых вагонах, полувагонах, на платформах. Осуществлять доставку грузов из Омска железнодорожным транспортом довольно выгодно, так как товарные партии перевозятся в большом объёме на дальние расстояния, прибывая в любую точку страны.
Одной из основных проблем транспортных систем современных российских городов являются транспортные заторы, которые представляют собой превышение транспортного потока по определенному участку улично-дорожной сети над пропускной способностью данного участка, которая возникает в определенный интервал времени. Следует так же учитывать, что транспортные единицы различного транспорта имеют разные габариты, то есть они должны по-разному учитываться в отношении к пропускной способности. Характерной особенностью функционирования транспортной системы большого города является «конфликт» пассажирских и грузовых перевозок, поэтому часто доставку грузов в розничные торговые сети планируют на ночное время.
Пассажиропоток представляет собой реализованную корреспонденцию – количество людей, проехавших по определенному участку улично-дорожной сети, посредством определенного вида транспорта, в определенный интервал времени. При этом, необходимо учитывать мощность пассажиропотоков, не только в количестве человек, но и в количестве транспортных единиц [5, с. 352].
Выраженное несоответствие может появляться в результате воздействия многих факторов, которые, в целом, являются репрезентативными для совокупности российских городов. В силу этого обстоятельства, рассмотрим причины несоответствия пропускной способности и пассажиропотоков на примере города Омска. Основные причины, обуславливающие транспортные заторы в транспортной системе города Омска, можно объединить в четыре группы [6].
Группа 1. Дорожная сеть отстает в развитии что выражается в следующем: износ дорожного покрытия ключевых транспортных магистралей город; отсутствие дорог дублеров; недостаточная ширина проезжей части полотна дорог в центральной, исторической части города; отсутствие строительства новых дорог. отсутствие альтернатив в выборе вида общественного транспорта; концентрация маршрутов общественного транспорта по основным магистралям города.
Группа 2. Отсутствует сбалансированная и организованная маршрутная сеть общественного транспорта; дублируются маршруты транспорта; отсутствуют альтернативы в выборе вида общественного транспорта; концентрация маршрутов общественного транспорта по основным магистралям города.
Группа 3. Поддерживаются проигрышные стратегии развития индивидуального транспорта: отказ от развития электрического общественного транспорта; отсутствуют мероприятия, которые стимулируют население выбирать общественный транспорт вместо индивидуального; меры поддержки развития индивидуального транспорта.
Группа 4. Отсутствие способов альтернатив перемещения по городу: отказ от развития альтернативных систем общественного транспорта; отсутствие стремления в создании условий и стимулировании населения выбирать безмоторные способы перемещения по городу; отсутствие мероприятий по созданию безбарьерной среды.
Данная ситуация требует быстрого решения, притом, это связано с минимизацией ресурсов, которые затрачены и максимизацией получаемых результатов. Все вышеизложенные группы проблем допустимо разделить на проблемы, которые обуславливают недостаточность пропускных способностей участков улично-дорожной сети и избыточность пассажиропотоков.
Таким образом, любые возникшие проблемы транспортной системы влекут за собой экономические потери, следовательно, не только транспортная система в целом, но и все ее составные части, необходимо совершенствовать и развивать, что благоприятно отразится на экономике региона. Развитие транспортной системы большого города должно быть направление на согласованную работу пассажирского транспорта и грузовых перевозок.
Библиографический список:
1.Левкин Г.Г. Основы логистики: Конспект лекций / Г. Г. Левкин, Н.Б. Куршакова, К.О. Дзюбина. М.: Директ-Медиа, 2016.
2. Стукач В.Ф. Логистика: Учебное пособие / В.Ф. Стукач и др. Омск: ОмГАУ, 2004.
3. Болтенко Ю.А. Характеристика системы пассажирского транспорта г. Омска / Ю.А. Болтенко // Фундаментальные и прикладные науки – основа современной инновационной системы. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015. С. 217-223.
4. Левкин Г.Г. Роль бизнес-процессов в деятельности логистического посредника / Г.Г. Левкин, Е.А. Панова // NovaInfo.Ru. 2016. №43. С. 193-196; URL:http://novainfo.ru/article/5082
5. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник / Ю.М. Неруш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
6. Беев А.П. Выявление направлений городской транспортной системы / А.П. Беев // NovaInfo.ru. 2016. №41-2. URL: http://novainfo.ru/article/4469.