Стебловская Валерия Витальевна
магистрант 1 курса,
ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского",
Институт экономики и управления,
г. Симферополь, Россия
E-mail: steblovskaya.valeriya@mail.ru
Научный руководитель – Ваховская Маргарита Юрьевна
к.э.н, доцент
ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского",
Институт экономики и управления,
г. Симферополь, Россия
E-mail: margo_vah@mail.ru
Одной из важнейших составляющих экономической системылюбого государства и мировой экономики в целом является транспорт. Результат работы этой отрасли крайне важен не только для нужд производства, но и для непроизводственной сферы, поскольку, подобно работе кровеносной системы в человеческом организме, транспорт способен перемещать потоки – необходимое количество ресурсов и людей – в указанное место тогда, когда это необходимо, и тем самым поддерживать нормальное функционирование экономики.
Туризм и транспорт - две тесно взаимосвязанные отрасли. Общепринято считать, что именно развитие транспорта послужило катализатором активного развития туризма. Действительно, строительство железных дорог, налаживание пароходных путей, а также создание автомобилей и воздушных судов стало предпосылкой для обретения туризмом массового характера. Эту взаимосвязь отмечают как отечественные, так и зарубежные авторы. Так, В.Б. Сапрунова в своей книге «Туризм: Эволюция, структура, маркетинг» отмечает, что изобретение парохода и паровоза можно считать революционными изменениями в развитии транспорта. Их развитие напрямую связано с развитием туризма [1].
По мнению В.Г. Герасименко «при исследовании взаимосвязи в системе «туризм — транспорт» обычно уделяют больше внимания роли и значению транспорта как решающему фактору в развитии туризма[2].
Ученый из Великобритании Дж. Уокер даже делит всю историю становления и развития туризма на две части и поворотной точкой считает появление и массовое использование транспорта. Период развития туризма после внедрения транспорта он подразделяет на отдельные этапы, непосредственно связанные с появлением новых видов транспорта [3].
Однако утверждать, что транспорт явился причиной возникновения туризма нельзя. Эволюция транспорта лишь стимулировала трансформацию видов и форм туризма и спровоцировала ускорение темпов его развития.
Допуская, что совершенствование процесса организации транспортного обеспечения туристских потоков может существенным образом повлиять на интенсивность потоков туристов, а интенсификация потоков туристов простимулирует развитие инфраструктуры туристского и соседних регионов, целесообразно рассмотреть основные понятия, среди которых «транспортное обеспечение», «туристский поток», «процесс организации», а также выявить взаимосвязи между ними.
Так, определяя понятие «транспортное
обеспечение», К.В. Хлопов и
А.М. Голубчик основываются на принципах системного подхода: «Транспортное
обеспечение (ТО) – это система, представляющая собой совокупность технических,
технологических элементов, экономических, правовых и организационных
воздействий, а также форм и методов управления транспортными процессами и
операциями» [4].А.П. Румянцев и соавторы определяют транспортное обеспечение
преимущественно в отношении внешнеэкономической деятельности как «перемещение
товаров между двумя или более странами мирового сообщества»[5]. Большинство
авторов, рассматривающих транспортное обеспечение в отношении туризма, сходны в
том, что это понятие включает в себя несколько составляющих: туристские
перевозки (основная часть ТО в туризме), трансфер, а также транспортное
обслуживание программных мероприятий по туру.
При этом нужно отметить, что понятие «транспортное обеспечение»нельзя приравнивать к транспортному обслуживанию, что зачастую происходит, когда речь идет о пассажирских перевозках. «Транспортное обслуживание – это процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями» [6]. Из определения следует, что транспортное обслуживание выступает конечным результатом деятельности транспортных фирм, и это понятие уже, чем транспортное обеспечение.
Обращаясь к понятию туристского потока, рассмотрим несколько определений, предлагаемых различными авторами. «Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион» [7].
«Туристский поток (турпоток) – число туристов, совершающих путешествие в те или иные туристские регионы в течение определенного периода времени» [8].
«Поток туристов (туристский поток) – это совокупность людей, которые покидают место постоянного проживания, чтобы путешествовать в разнообразных направлениях пешком или на каком-либо транспорте в сроки от 24 часов до одного года без осуществления оплачиваемой деятельности и возвращаются назад» [9].
Таким образом, очевидно, что туристский поток является одним из наиболее значимых показателей в сфере организации туризма. Он отражает интенсивность прибытия туристов в регион или страну, позволяет оценить уровень популярности отдельных регионов и получить данные для расчета необходимого количества транспорта, мест размещения и питания и других параметров индустрии гостеприимства. Немаловажно, что он имеет четкую привязку ко временному интервалу и характеризуется интенсивностью в единицу времени, т.е. постоянно изменяется. Тем важнее правильность прогнозирования интенсивности турпотока в различные отрезки времени в течение года для организации комфортного и безопасного перемещения туристов к местам отдыха и обратно.
Если взять за основу предложенную трактовку транспортного обеспечения в туризме изложенную выше, то число туристов сократится до тех лиц, которые пользуются транспортом, предоставляемым турфирмой. Но не все туры включают транспортное сопровождение, а также, как было отмечено ранее, туристы могут путешествовать на личном и на общественном транспорте. Нельзя исключать из числа туристов и тех, кто отправляется на неорганизованный отдых.
Таким образом, определение транспортного обеспечения в туризме можно трансформировать следующим образом: «Транспортное обеспечение в туризме – это система, состоящая из совокупности технических, технологических элементов, экономических, правовых и организационных воздействий, а также форм и методов управления транспортны мипроцессами и операциями, которая позволяет доставить туриста внужное время и нужное место с минимальными затратами».
Библиографический список:
1. Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. - М.: «Вот-89», 1997.– 160с.
2. Герасименко В.Г. Організація транспортних подорожей і перевезень туристів: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / В.Г. Герасименко, А.В. Замкова. - Х.: Бурун Книга, 2011. - 108 с.
3. Уокер Джон. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999.- 463 с.
4. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник / Под ред. К.В. Холопова. - М.: Юристъ, 2000. – 236 с.
5. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие для студ. экон. спец. / А.П. Румянцев, В.И. Крамаренко, Н.Н. Панова, А.П. Дударь, Н.С. Румянцева; Киев. нац. ун-т им. Т.Шевченко. - Симф., 1999. - 222 c.
6. ГОСТ Р 51006-96. Услуги транспортные. Термины и определения. — Введ. 1997-01-01.— М.: Изд-во стандартов, 1997.— 7 с.
7. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512с.: ил.
8. Туризм и сервис в России [Электронный ресурс]: информационныйпортал. - Режим доступа: http://eluoru.ru/page/glossary. – Загл. с экрана.
9. Дядечко Л.П. Економіка туристичного бізнесу. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 224 с.