Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 20:16:53
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУНКЕРНЫХ КОМПАНИЙ

Синьков Илья Александрович

студент 4 курса,

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-maililyasincov47911@gmail.com

Научный руководитель – Долгов Александр Петрович

д.э.н., профессор,

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: ad-logman@yandex.ru

Морской транспорт играет важнейшую роль в международной логистике. Организация и обеспечение перевозки груза морскими судами является уникальной и необходимой услугой, так как в некоторых ситуациях транспортировка груза морским транспортом остаётся единственным способом его доставки до потребителя. Поэтому с уверенностью можно сказать, что морской транспорт в глобальной логистике имеет первостепенное значение [1, с. 464].

В международном рейтинге глобальной логистики, выпускаемом Всемирным банком с 2007 года, Россия традиционно занимает крайне низкие позиции (90-99 из 155-160 стран). Несмотря на достаточно субъективный характер методики данного рейтинга [2, с. 114; 3, с. 129-134], для таких оценок имеются некоторые основания, связанные с высоким уровнем логистических издержек в национальной экономике [4, с. 153]. Поэтому в настоящее время одной из самых актуальных задач на среднесрочную и долгосрочную перспективу является снижение уровня логистических затрат посредством развития и совершенствования всех компонент национальной логистической системы [5, с. 72-97].

В российской логистической системе преобладают континентальные грузоперевозки, однако в случае внешнеторговых перевозок на первый план выступает морской транспорт. При этом не следует забывать роль и значение морского транспорта в отдельных регионах страны (например, в Арктическом бассейне), где практически отсутствует альтернатива доставки массовых грузов. Помимо каботажного плавания в ряде ситуаций стратегическое значение имеют морские грузопассажирские паромные переправы, предопределяемые как географическими факторами (Ванино – Холмск), так и геополитическими (Санкт-Петербург – Калининград, Усть-Луга – Балтийск, порт Кавказ – Керчь).

Для передвижения морским судам необходимо снабжение топливом и моторными маслами (горюче-смазочными материалами, или ГСМ), которые предоставляют бункерные компании. В данном случае и возникает потребность в бункеровочном процессе. Бункеровка представляет собой сложный процесс доставки топлива с производственного предприятия до судов контрагентов, который зачастую осуществляется с привлечением логистики. Для того, чтобы определить логистические процессы, встречающиеся в бункерных компаниях, необходимо иметь понятие, что такое бункеровка и бункерные компании. Бункеровка – это процесс снабжения морских судов топливом и моторными маслами. Соответственно, бункерная компания – это компания, занимающаяся бункеровочной деятельностью. Бункеровщиком также является морское судно или автозаправщик, который поставляет на другое морское судно топливо или моторное масло. Судно, которое принимает топливо, называется бункеруемым судном [6, с. 26-30].

Существует несколько вариантов реализации бункеровочного процесса:

·                   с портового причала на морское судно (либо у причала, т.е. с бункерующего судна, отшвартованного к причалу порта, либо с берега, т.е. с автоцистерны или от трубопровода);

·                   с бункеровщика на морское судно, находящееся на рейде (якорной стоянке);

·                   с бункеровщика на морское судно на ходу или в дрейфе.

Бункеровка включает ряд последовательных и взаимосвязанных процессов: закупка отдельных нефтепродуктов, их транспортировка до портовой нефтебазы, приём и перегрузка в резервуары для хранения, загрузка в топливозаправочные танкеры, транспортировка топлива к морским судам, приобретающим топливо, и заправка этих судов [7, с. 14]. С точки зрения логистики, в деятельности бункерных компаний наибольший интерес представляют следующие процессы:

·                   снабжение (закупка), транспортировка, формирование и хранение запасов ГСМ;

·                   процесс доставки нефтепродуктов до топливозаправочных танкеров;

·                   транспортировка топлива к судам контрагентов.

Топливо и нефтепродукты приобретаются бункерной компанией в основном у нефтеперерабатывающих, мини-нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов.

Прямые поставки продукции с производственных предприятий до портовых нефтебаз осуществляются железнодорожным, автомобильным, речным и морским транспортом, а также по трубопроводу. Как правило, по заключённому договору транспортировка нефтепродуктов с производственного предприятия до баз хранения входит в обязанности поставщика, поэтому бункерная компания зачастую не имеет возможности влиять на выбор транспортного средства на данном участке логистической цепи. Стоимость самой транспортировки от поставщика до нефтяного терминала по договору уже входит в конечную стоимость приобретаемого топлива. Поступающие на портовую нефтебазу от поставщиков топливо и моторные масла, принимаются, хранятся на базе и отгружаются на морские суда. Приём на базу хранения и перекачивание топлива на танкеры-бункеровщики осуществляется c помощью специализированного комплекса слива нефтепродуктов. Данный комплекс на нефтяном терминале осуществляет приём из железнодорожных цистерн различных нефтепродуктов и их отгрузку на стоечные суда-накопители. С этих судов топливо и моторные масла с помощью насосов перекачиваются на танкеры и плавбункеровщики.

Помимо перевалки и доставки нефтепродуктов от поставщика до топливозаправочных танкеров бункерные компании также осуществляют логистическую деятельность, организуя транспортировку топлива к судам контрагентов. Существует несколько способов доставки топлива бункеруемым судам. Как правило, бункеровочные операции производятся при помощи:

·                   специализированных танкеров-бункеровщиков;

·                   несамоходных барж;

·                   автозаправщиков (автоцистерн);

·                   бункерного сервиса «ex-pipe» [8, с. 309].

Во многих морских портах бункеровка судов преимущественно осуществляется с использованием самоходных танкеров-бункеровщиков. Танкер-бункеровщик является весьма мобильным судном и способен быстро осуществлять бункеровку в разных районах акватории порта. Также заметным преимуществом танкеров является большое количество одновременно хранящихся на борту моторных масел и нефтепродуктов. Танкер-бункеровщик состоит из отдельных, изолированных друг от друга танков (отсеков), благодаря чему бункеровка может осуществляться одновременно несколькими видами топлива.

Ещё одним способом осуществления бункеровки является использование несамоходных барж. Баржи могут передвигаться только с помощью буксира. Данный способ используется реже предыдущего. По сравнению с самоходными танкерами-бункеровщиками постройка несамоходных барж имеет более низкую себестоимость, а также не такие высокие эксплуатационные затраты. Бункеровка с использованием несамоходных барж используется преимущественно в крупных портах.

Также бункеровка может производиться с помощью автозаправщиков. Как правило, бункеровка топливом, доставляемым автотранспортом, осуществляется в небольших объёмах, поэтому такой способ заправки морских судов встречается довольно редко. Бункеровка топливом такого количества больше всего актуальна речным судам, портовым буксирам, катерам, а также судам каботажного плавания. Поскольку поставка большого объёма топлива автотранспортом занимает много времени, а простой судна в порту очень накладно обходится судовладельцам, бункеровку данным способом можно считать экономически нецелесообразной.

Помимо перечисленных способов бункеровки, заправка судов также может осуществляться с помощью бункерного сервиса «ex-pipe». В данном случае бункеровочный процесс осуществляется непосредственно с нефтяных терминалов по трубопроводной системе. Одним из преимуществ данного способа бункеровки является то, что бункеровка танкера осуществляется параллельно с погрузкой на него экспортного груза. Помимо этого отсутствие дополнительного транспортного звена в процессе бункеровки снижает себестоимость нефтепродуктов. Именно поэтому данная схема погрузки является весьма привлекательной для судовладельцев [8, с. 311].

Как правило, в деятельности каждой бункерной компании встречаются как стандартные логистические процессы – снабжение (включая процесс закупки), транспортировка, формирование и хранение запасов, так и специальные – процесс доставки нефтепродуктов до топливозаправочных танкеров и доставка топлива до судов контрагентов. Нужно заметить, что данные процессы весьма актуальны в деятельности бункерных компаний, поскольку именно на них приходится большая часть логистических издержек, потенциал их минимизации (без снижения уровня обслуживания), и тем самым, совершенствуют процесс доставки товара до конечного потребителя. При этом одним из слабых мест отечественных бункерных компаний является организация управления запасами ГСМ, что ведет к росту логистических издержек [5, с. 72-74] и снижению уровня логистического сервиса [9, с. 359]. Можно с уверенностью сказать, что логистика играет большую роль в деятельности бункерных компаний, и должна быть ориентирована на снижение затрат компаний и повышение качества их логистических услуг. При этом определенный синергетический эффект может быть достигнут при использовании кластерного подхода [10, с. 246-248], поскольку любой крупный морской порт можно рассматривать как транспортно-логистической кластер соответствующей экономической системы.

 

Библиографический список:

1. Пономарёв Н. Е. Морская логистика и особенности морских перевозок / Н. Е. Пономарёв // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 464-466.

2. Долгов А. П. Оценка России и стран-лидеров в рейтинге глобальной логистики / А. П. Долгов // Логистика: современные тенденции развития : Материалы ХIII Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2014. С. 114-117.

3. Долгов А. П. Россия в глобальной логистике: оценки и реалии / А. П. Долгов // Логистика – евразийский мост : Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск : Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2013. С. 129-134.

4. Долгов А. П. Проблема оценки совокупных логистических издержек в национальной экономике / А. П. Долгов // Логистика: современные тенденции развития : Материалы ХIV Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2015. С. 153-156.

5. Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник. 3-е изд., изм. / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. М. : Юрайт, 2015. 734 с.

6. Абрамович А. В. Организация и повышение эффективности работы бункеровочных компаний морского транспорта : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / А. В. Абрамович. Владивосток, 2007. 160 с.

7. Костров А. В. Совершенствование системы бункеровки судов на речном транспорте : дис. … канд. техн. наук : 05.22.19 / А. В. Костров. Нижний Новгород, 2001. 148 с.

8. Бондаренко Р. А. Организация логистической деятельности по доставке нефтепродуктов в евразийском регионе / Р. А. Бондаренко // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 309-311.

9. Лукинский В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. М. : Юрайт, 2016. 359 с.


Количество просмотров: 2136
теги:
02.04.2018 19:10 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама