Регион: Выбрать регион
Сейчас: 24 апреля 17:36:09
Среда
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

Селютин Артур Юрьевич

магистрант 2 курса

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: artur.selyutin@mail.ru

Научный руководитель – Широченко Наталья Васильевна

К.э.н., доцент кафедры логистики

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: nvshir@mail.ru

Фармацевтический рынок России в настоящее время можно охарактеризовать как растущий и перспективный. В современной экономике в качестве тенденций развития российского фармацевтического рынка можно отметить следующее: рост объема фармацевтического рынка; усиление взаимодействия по схемам производитель-дистрибьютор-аптека и дистрибьютор-аптека; концентрация компаний в дистрибьюторском и розничном секторе; внедрение маркетинговых подходов в организацию работы субъектов фармацевтического рынка; внедрение новых технологий том числе Интернет и электронная торговля товарами аптечного ассортимента), автоматизация работы аптек[1,2,3].

 

Основными субъектами фармацевтического рынка являются производители, дистрибьюторы и аптечные организации.      

В настоящее время на фармацевтическом рынке действуют более 600 отечественных компаний, в том числе   Фармстандарт,  Валента (отечественные лекарства), Акрихин,  Штада,  Верофарм,  Сотекс и  др[3,5,6].

Кроме того, на рынке РФ присутствуют более 400 зарубежных производителей, такие как САНОФИ-АВЕНТИС (Франция), БЕРЛИН-ХЕМИ (Германия), ПФАЙЗЕР (США).  СЕРВЬЕ (Франция), НОВАРТИС (Швейцария), ГЕДЕОН РИХТЕР (Венгрия), НИКОМЕД (Норвегия), и пр.

Всех производителей фармацевтической продукции по степени инновации можно разделить на компании, производящие новые, не имеющие аналогов лекарственные средства (ЛС) и компании, ориентирующиеся на производство  дженериков (таких производителей в мире и в нашей стране большинство). На фармацевтическом рынке РФ обращается только 12% оригинальных ЛС лекарственных средств, а остальные 88% являются дженериками[8,9].

На региональном оптовом фармацевтическом рынке выделяют национальных дистрибьюторов, межрегиональных и региональных. Иногда дополнительно выделяют специализированных и  нишевых дистрибьюторов.

 

Таблица 1. TOП-10 корпораций-производителей лекарственных препаратов по доле в аптечных продажах в России стоимостном выражении) 2016/2017[8,9]

Рейтинг

Корпорация-производитель

Доля от стоимостного объёма продаж, руб., %

Доля от натурального объёма продаж,  уп., %

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

1

1

BAYER

5,1

4,5

1,5

1,3

2

3

SANOFI-AVENTIS

4,1

4,0

1,8

1,7

3

2

NOVARTIS

4,0

4,3

2,2

2,4

4

5

ОТИСИФАРМ

3,7

3,2

3,5

3,1

5

8

SERVIER

3,1

2,9

1,5

1,4

6

7

TAKEDA

3,0

2,9

2,1

2,0

7

4

GLAXOSMITHKLINE

2,9

3,4

1,8

2,1

8

9

BERLIN-CHEMIE

2,8

2,8

1,8

1,9

9

10

STADA

2,8

2,7

3,6

3,5

10

6

TEVA

2,6

3,1

2,1

2,6

Общая доля ТОП-10

34,1

33,7

21,8

22,0

 

Национальные, межрегиональные и региональные дистрибьюторы имеют в целом схожую структуру товарооборота. Обращает на себя внимание то, что у региональных дистрибьюторов доля рецептурных препаратов ниже, чем безрецептурных[9].

Согласно данным центра молодежных исследований «Фармэксперт», в России зарегистрировано более 2500 оптовых компаний, среди которых около 1000 активно присутствуют на фармацевтическом рынке, 95% среди них - компании с негосударственной формой собственности. Например, СИА  Интернейшнл, Протек, Роста,  Биотек, Катрен.  Морон и др. Основными тенденциями развития этого субъекта рынка является: укрепление на рынке национальных дистрибьюторов и увеличение конкуренции между ними; концентрация рынка; рост и расширение ассортимента; развитие собственных розничных сетей; поиск новых форм работы с аптечными организациями, например, предложение некоммерческого партнерства (создание ассоциаций - "Союз-фарма", АФП, Alphega); включение аптек в закупочный союз (специальные скидки и условия поставки, приобретение и модернизация оборудования, компьютеризация, оптимизация управления товарными запасами и персоналом); доступ к современным технологиям; обучение сотрудников аптеки[7,11].

 

Таблица 2. ТОР-10 дистрибьюторов по доле на рынке прямых поставок ЛС, % (включая льготное лекарственное обеспечение), 2016/2017[8,9]

Рейтинг

Дистрибьютор

Доля на рынке прямых поставок ЛС, % 2016 г.

Доля на рынке прямых поставок ЛС, % 2017 г.

2016 г.

2017 г.

1

2

Катрен

18,40

17,55

2

1

Протек

18,07

18,35

3

3

Пульс

10,73

12,75

4

4

РОСТА

9,92

7,07

5

7

БСС

4,67

3,79

6

6

Р-фарм

4,40

4,33

7

8

Фармкомплект

3,84

3,57

8

9

Профитмед

1,99

1,66

9

14

Агроресурсы

1,56

0,83

10

10

Евросервис

1,54

1,59

 

Количество действующих фармацевтических дистрибьюторов в России оценивается по-разному. По данным Росздравнадзора имели лицензию на фармацевтическую деятельность по оптовой реализации лекарственных средств 2918 предприятий[10]. Центр молодежных исследований «Фармэксперт» полагает, что на российском рынке работают 1120 дистрибьюторских компаний, а в компании "ПРОТЕК", одном из крупнейших дистрибьюторов России, считают, что примерно 1000 компаний. Другие эксперты оценивают этот показатель в 500-700 компаний, уточняя, что на практике огромное количество выданных лицензий не используется. В частности, не занимаются дистрибьюторской деятельностью крупные региональные аптечные сети, имеющие в своей структуре центральные склады, получившие лицензию на осуществление оптовой торговли. Реально функционирующих фармацевтических дистрибьюторов, по их мнению, порядка 100, что вполне согласуется с мировыми показателями: в Великобритании работают 10 дистрибьюторских компаний, в США - 40, в Испании и Италии - 60-100[6,7].

В целом, ассортимент дистрибьютора не превышает 70% потребности аптеки. Дефектура в прайс-листе имеется даже у самого успешного дистрибьютора в России, это во многом обусловлено отсутствием нужных препаратов у компании-производителя.

Маржинальный доход отечественных фармацевтических дистрибьюторов, в среднем равный 15%, значительно выше, чем у зарубежных, но величина чистой прибыли приблизительно такая же, около 1,5-2,5% (без учета "карманных" оптовиков). Это связано с тем, что средняя цена упаковки лекарственного препарата в России почти в разы ниже,   чем в странах Запада. В результате, российский дистрибьютор при таком же объеме продаж, как на Западе, имеет существенно более высокие операционные расходы, значительная часть которых, как известно, зависит именно от числа перерабатываемых упаковок лекарственных препаратов[6,7,9].

В настоящее время главными организационно-экономическими проблемами фармацевтических дистрибьюторов является действие регулятора и дебиторская задолженность розничного коммерческого сектора. Известно, что фармацевтический рынок является одним из самых "зарегулированных" государством во всех развитых странах мира. В наибольшей степени интересы фармацевтических дистрибьюторов задевают меры государственного ценообразования на лекарственные препараты. Новое законодательное пространство лекарственного обращения предусматривает на федеральном уровне государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты , а на уровне субъектов РФ - установление предельных оптовых и розничных торговых надбавок на  жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Фармацевтические дистрибьюторы в наибольшей степени по сравнению с другими субъектами товаропроводящей сети ощутили на себе влияние ограничения оптовых торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, доля которых в общем объеме рынка приближается к 50%, а для ряда специализированных дистрибьюторов и вовсе может составлять 100% оборота[11].

Другой важной проблемой отечественных фармацевтических дистрибьюторов является недостаточно эффективная работа коммерческого розничного сектора, который не в состоянии обеспечить своевременность платежей за поставку. Нарушая финансовую дисциплину, задерживая оплату за поставленные лекарственные препараты, он вынуждает фармацевтических дистрибьюторов брать кредиты банков, чтобы вовремя рассчитаться с производителями, естественно, это негативно сказывается на показателях финансовой эффективности их деятельности.

 

Библиографический список:

1.Акопян А.С. Маркетинговая деятельность и логистика на медико-фармацевтическом рынке // Маркетинг. – 2012. №3. – С. 84-89.

2.  Багирова Е.Л. Управление и экономика фармации // Экономика. – 2012.

3. Е. Суконкина. Современные концепции и технологии в логистике и управлении цепями поставок [Электронный ресурс]. URL: http://lscm.ru/index.php/ru/po-rubrikam/item/1124(дата обращения 02.01.2017).

4. Евстратов А.В., Рябова Г.А. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой учёный. – 2014. - №19. – с. 299-304.

5. Ковалева О.И. Алгоритм управления информационным потоком в снабжении аптечной сети // Ковалева О.И., Широченко Н.В. – Современные проблемы экономического и социального развития. – 2014. Выпуск 10.

6. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч.1. // Проблемы современной экономики. – 2012. - №2. – с. 372-376.

7. Основные тенденции развития российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс] // - 2015. – Режим доступа – URL:http://riaami.ru/read/21162

8. Перспективы фармацевтического рынка [Электронный ресурс] // Фармацевтический вестник. – 2015. – Режим доступа – URL: http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/obzory/dsm-group-v-2015-g-fatmrynok-rossii-demonstriroval-padenie.html#.V2ifEquK1S5  (дата обращения 12.05.2016).

9. Росздравнадзор [Электронный ресурс] // – Режим доступа – URL: http://www.roszdravnadzor.ru/

10. Фармацевтический рынок России[Электронный ресурс] // сайт маркетингового агентства DSM Group. – 2016. – Режим доступа – URLhttp://www.dsm.ru/

11. Широченко Н.В. Особенности процесса товародвижения на фармацевтическом рынке Логистические системы в глобальной экономике: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (14–15 марта 2017 г., Красноярск) : электрон. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2017 – Режим доступа: http://sibsau.ru/index.php/nauka-i-innovatsii/ nauchnye-meropriyatiya/konferentsii-sibgau/logisticheskie-sistemy-v-globalnoj- ekonomike, свободный. – Загл. с экрана


Количество просмотров: 2499
теги:
02.04.2018 19:05 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама