Патроева Елена Андреевна
Магистрант 2 курса
Петербургский государственный университет
путей сообщения Императора Александра 1,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: elena.patroeva@inbox.ru
Научный руководитель – Коровяковский Евгений Константинович
к.т.н., доцент, зав. кафедрой Логистика и коммерческая работа
Петербургский государственный университет
путей сообщения Императора Александра 1,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: ekorsky@yandex.ru
Этапы получения специального разрешения
Федеральное дорожное агентство выдает специальные разрешения на перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в соответствии с утвержденным Административным регламентом. Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги [1]. Федеральное дорожное агентство имеет представительства в разных регионах России, которые называются управления дороги.
Этапы получения специального разрешения приведены на рисунке 1.
Рис. 1.Этапы получения разрешения
Этап 1. Сбор документов – необходимо обладать следующей информацией о перевозке: полный и точный маршрут перевозки, с адресами погрузки, таможенного оформления (для международных перевозок) и разгрузки; количество планируемых рейсов и их даты (хотя бы примерные, чтобы понимать, на какой срок нужно разрешение); колесная формула сцепки (грузовика) и межосевые расстояния; погрузочная высота платформы полуприцепа (кузова).
Далее необходимо собрать пакет документов: заявление; схема транспортного средства с грузом; копии документов на тягач и полуприцеп (свидетельства о регистрации с обеих сторон или ПТС с обеих сторон), заверенные подписью и печатью заявителя; договор(ы) аренды на ту технику, которая не в собственности заявителя; некоторые управления дорог требуют документ на груз с указанием его параметров или письмо от перевозчика с указанием параметров; для получения международного разрешения обязательно потребуется нотариально заверенная копия допуска к международным грузоперевозкам [1]. Копии документов заверяются подписью и печатью владельца транспортного средства или нотариально.
Этап 2. Подача документов. В зависимости от начального пункта маршрута, определяется управление дорог. Туда нужно отправить пакет документов, собранный на первом этапе, одним из четырех способов:
1) Принести оригиналы лично;
2) Отправить документы по факсу (используется крайне редко);
3) Отправить скан-копии документов по электронной почте;
4) Подать заявление и остальные документы через портал Государственных услуг.
Специалист в управлении дорог принимает документы, в течение 4 рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет их и либо принимает в работу (регистрирует и присваивает входящий номер), либо отправляет мотивированный отказ, в случае ошибок в документах [1].
Этап 3. Рассылка заявок на согласование участков маршрута и сбор согласований с владельцами автомобильных дорог и с Госавтоинспекцией.
Согласование с Госавтоинспекцией проводится также в случаях, если для движения транспортного средства требуется: укрепление отдельных участков автомобильных дорог; принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах маршрута транспортного средства; изменение организации дорожного движения по маршруту движения транспортного средства; введение ограничений в отношении движения других транспортных средств по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения [6].
На этапе сбора согласований могут возникнуть следующие подэтапы:
1) В случае если есть превышение нормативов по общей массе и/или осевым нагрузкам, балансодержатель вычисляет ущерб, выставляет счет;
2) В случае если общая длина транспортного средства (далее ТС) превышает 22 м или автопоезд имеет 2 и более прицепа; и/или ширина ТС составляет 5 м и более и высота от поверхности дороги 4,5 м и более, а маршрут пересекает (не по путепроводам) железнодорожные переезды, балансодержатель дороги высылает в течение 1 рабочего дня дополнительный запрос владельцам ж/д инфраструктуры на согласование пересечения ж/д путей. Железная дорога дает ответ в течение трех дней с выставлением счета;
3) В случае если общая высота автопоезда превышает 4 м, а часть маршрута проходит по улицам населенных пунктов вне федеральных трасс, то балансодержатель может потребовать согласования с энергохозяйством, обслуживающими энергосети этого населенного пункта. Энергохозяйство также может потребовать оплаты сопровождения груза [1].
В некоторых случаях, если габариты автопоезда превышают определенное значение (для каждой дороги — свое), балансодержатель прописывает в особых условиях движения требование о предоставлении проекта организации дорожного движения (ОДД). Это отдельный большой документ, в котором нужно подробно описать, как планируется осуществлять перевозку. Есть два варианта действий: либо найти объезд этого искусственного сооружения и согласовать новый участок маршрута, либо составить проект укрепления искусственного сооружения, для доведения разрешенной нагрузки на него до уровня, который позволит разрешить проезд в соответствии с Главой 5 приказа Минтранса РФ №258 от 24 июля 2012 года.
Этап 4 – Получение разрешения. Когда все согласования балансодержателей будут собраны, управление дорог может распечатать разрешение и отправить его в ГИБДД на подписание. Необходимо оплатить госпошлину в размере 1600 рублей, а также должны находиться оригиналы всех документов, которые были собраны и поданы на первых двух этапах. После подписания, разрешение отправляется назад в управление дорог, где можно получить его лично или отправив сотрудника или курьера с доверенностью [1]. На рисунке 2 представлена блок-схема всех этапов получения разрешения.
Рис.2. Блок-схема процесса получения специального
разрешения
Так же при согласовании разрешения на перевозку груза, органы автоинспекции определяют необходимость и вид сопровождения. Сопровождение может осуществляться:
ѕ автомобилем прикрытия и (или) тягачом;
ѕ патрульным автомобилем ГАИ [5].
Учитывая особенности перевозимых грузов, водитель должен иметь:
ѕ специальное разрешение на перевозку негабаритного груза;
ѕ путевой лист;
ѕ товарно-транспортная накладная.
Следует обратить внимание на то, что при измерении габаритов и массы груза, перевозимого автомобильным транспортом, необходимо измерять его размеры и массу вместе с транспортным средством. Кроме того, для выполнения перевозок грузов, превышающих вышеперечисленные параметры, требуется специальное разрешение. Срок получение такого разрешения составляет от 15 до примерно 60 дней в зависимости от параметров груза и сложности его перевозки.
Библиографический список:
1. Информационный портал Спецраз - [Электронный ресурс] – Режим доступа http://specraz.info/ [Дата обращения – 19.03.2017]
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017)
3. Правовой календарь на 3 квартал 2013 года - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.consultant.ru/ [Дата обращения – 19.03.2017]
4. Приказ Министерства транспорта России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32585)
5. Приказ Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258 «Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов)» С изменениями и дополнениями от: 16 июня 2016 г.
6. Семенихин В.В. Перевозки и автотранспорт. [Текст] /В.В Семенихин – М. : ГроссМедиа, 2013. – 1030с.