Панкратова Нелли Борисовна
студентка IV курса,
Полоцкий государственный университет,
г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: nellypankratova@list.ru
Научный руководитель – Банзекуливахо Мухизи Жан
к. т. н., доцент кафедры учёта и аудита, логистики и менеджмента
Полоцкий государственный университет,
г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: bamuje@mail.ru
При логистическом обслуживании, грузы испытывают множество воздействий в результате производственно-технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно – увеличиваются число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру, классифицируемых как логистические. В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный «набор» специфических рисков, но в логистической системе, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков.
Риски в логистике можно разделить на следующие основные виды:
1. Коммерческий риск - срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков поставки, невыполнение сторонами финансовых обязательств в логистической системе;
2. Риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки;
3. Риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий;
4. Риски обусловленные нарушением техники безопасности и пожарной безопасности;
5. Риски хищений;
6. Риски экологические (происшествие с товаром либо несоответствие его свойств упаковке, которое может нанести ущерб окружающей среде);
7. Технический риск - отказ и поломка транспортного средства и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков;
8. Риск, вызванный низкой квалификацией контрагентов в логистической системе (халатность, утрата документов, их задержка и т. п.);
9. Риск гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам [1].
Преступность в грузоперевозках – довольно-таки распространенное явление. Немалый удельный вес страховых взносов в компаниях, занимающихся страхованием, составляают случаи, наступившие в результате противоправных действий третьих лиц. К таким действиям можно отнести кражи, грабежи, разбойное нападение, умышленное или неосторожное уничтожение (повреждение) имущества и т.пНачало формы.Конец формы
Рассмотрим классическую мошенническую схему совершения краж при перевозке грузов в цепях поставок продукции предприятий автомобильным транспортом:
1. Злоумышленники регистрируют фирму-однодневку, обычно на территории другого государства (оффшорные зоны), где более лояльное законодательство и легче будет «замести следы» и избежать наказания, или же крадут регистрационные документы, страховки, и технические паспорта на грузовики, у реальных транспортных компаний;
2. Покупаются sim-карты для мобильных телефонов – на территории западной Европы и Содружества независимых государств (СНГ). Это можно сделать без паспорта, так что никто и не узнает имени владельца номера. Регистрируются учётные записи Skype и другие коммуникаторы, несколько адресов электронной почты (e-mail), выглядящих на первый взгляд вполне солидно и не вызывающих подозрений;
3. Проделав предварительную работу, подготовив все нужные реквизиты, чтобы ничем не отличаться от реальной добросовестной транспортной компании, мошенники начинают активный поиск заказчиков грузовладельцев в интернете;
4. Как правило, грузовладелец – это среднестатистический пользователь, который не любит вникать в детали перевозок, лицо, занятое организацией своего бизнеса, зачастую беглого знакомства с транспортными компаниями, предлагающими приемлемые условия и стоимость перевозки груза, да ещё и в подходящий срок, кажется достаточным, чтобы сделать выбор;
5. Когда все договоренности достигнуты, мошенники пригоняют транспортное средство в нужную страну на место загрузки, причём номера грузовика и полуприцепа могут быть как поддельными, так и настоящими, когда водитель используется «в темную», т.е. нанят мошенниками, но даже не подозревает, что участвует в преступной схеме. Ценный груз увозится с пункта загрузки, но уже никогда не будет доставлен его владельцу, которому резко прекращают отвечать на все сообщения на сайте в интернете и в Skype, не поднимают телефон, а вскоре и вовсе отключаются и пропадают [2].
Существуют варианты сговора перевозчика с заказчиком. При отгрузке товара, часть недогружается, в документах указывается завышенное количество. Груз страхуется заранее. В пути водитель инсценирует кражу товара. Страховую компанию в этом случае ждёт возмещение убытков, причиненных пострадавшей стороне.
Нередки и случаи, когда обе стороны сделки – грузоотправитель и грузоперевозчик вступают в преступный сговор, имитируют кражу груза на дороге и заявляют о страховом случае. После разбирательств получают страховку и делят пополам.
Каждый владелец груза и перевозчик рано или поздно рискует столкнуться с фактом кражи при временном хранении груза в терминале таможенной службы. Очень часто кражи происходят при проведении экспертизы или плановой проверке грузов. Все эти действия сопровождаются многократными процедурами погрузки-выгрузки, в результате чего часть груза где-то теряется. Особенно рискуют при этом предприниматели, пересекающие несколько границ с грузом. Доказать, что часть груза была похищена именно на конкретном таможенном посту, практически невозможно [3].
Перечислить все возможные способы и схемы мошенничества и краж грузов не представляется возможным.
Логистика нашего времени располагает многими методами и средствами, которые служат обеспечению безопасности перевозок грузов. Так, обеспечение безопасности транспортируемых грузов достигается опломбированием грузовых контейнеров, сопровождением грузов с помощью вооруженной охраны, использованием современных технологий спутниковой системы отслеживания транспортных средств типа, например, GPS (Global Positioning System – система глобального позиционирования), страхованием грузов и т.п. [4].
Если грузовладелец решает использовать сторонние организации-перевозчики, то в данном случае имеет место добиться прозрачности всей цепи поставок. Во-первых, необходимо работать с теми организациями, которые пользуются хорошей репутацией, т.е. широко известны, либо являются членами признанных профессиональных организаций и отвечают определенным стандартам. Во-вторых, необходимо обеспечить оптимальную конфиденциальность всей исходящей информации. Это предполагает в себе защиту информации и данных, имеющих отношение к отгруженным товарам и ограничение объёма открытой информации о типе груза, маршруте движения транспортного средства и т.п. В-третьих, следует запрашивать у предполагаемого перевозчика всю необходимую транспортно-грузовую документацию (договора, лицензии на осуществление перевозки, CMR-накладные, технический паспорт автомобиля, информацию о водителе и др.). Эти и многие подобные действия позволят не «нарваться» на перевозчиков-мошенников и свести к минимуму возможные риски.
Уменьшение криминальных рисков при перевозке грузов автомобильным транспортом в цепях поставок продукции предприятий будет способствовать повышению качества и эффективности управления ими, т.е. минимизации их последствий, а также рационализации цепей поставок с последующим улучшением финансового положения хозяйствующих субъектов, представленных в них, и повышением надежности использования посторонних услуг по перевозке грузов.
Библиографический список:
1. Логистические риски: виды, классификация и методы оценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sitebs.ru. – Дата доступа: 07.04.2017.
2. Внимание хищения грузов. Как воруют грузы. Мошенничество при грузоперевозках, «подставные» перевозчики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://com-stil.com. – Дата доступа: 07.04.2017.
3. Мошенничество и хищения в структуре грузоперевозок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transportal.by. – Дата доступа: 07.04.2017.
4. Безопасность грузов – как снизить риски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bcoreanda.com. – Дата доступа 07.04.2017.