Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:02:04
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Низамова Алина Константиновна

Магистрант 1 курса,

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: nizamova66@mail.ru

Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович

д.э.н., профессор, зав. Кафедрой Логистики

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

Логистический сервис определяется как совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное обеспечение спроса потребителей в процессе управления логистическими потоками, при и оптимальном уровне затрат. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

Развитие рыночных отношений, сопровождающееся появлением большого числа коммерческо-торговых, транспортных, экспедиторских, складских, информационных и других предприятий-посредников, повлекло за собой усложнение и качественное изменение форм взаимодействия, как между ними, так и между производителями, посредниками и потребителями продукции. В таком аспекте все большее значение приобретают производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразного потребительского спроса, который не ограничивается только спросом на товар. Усиление, с одной стороны, конкуренции, с другой, – различных интеграционных процессов организационных структур бизнеса также ведет к повышению спроса на услуги. В этих условиях организация должна быть готова поставлять на рынок не только качественный товар в его физической форме, но и разнообразные наборы услуг. При этом потребители сами диктуют состав и качество товаров и услуг, уровень обслуживания. Выделяясь из общей системы управления фирмой, услуги, интегрированные по потребительскому, рыночному или другому признаку, зачастую принимают товарную форму. Таким образом, решающим фактором приобретения услуг становится не только цена и потребительские свойства, но и реальная способность организаций обеспечить необходимое обслуживание на конкурентоспособном уровне.

К проблемам логистического сервиса относятся: показатели оценки логистического сервиса, качество обслуживания и определение оптимального уровня обслуживания.

Актуальность проблем усовершенствования логистического сервиса обусловлена потенциалом создания и усиления конкурентных преимуществ путем предоставления потребителю оптимального по составу и стоимости набора услуг, что определяется спецификой логистического сервиса. Оптимизация основывается на балансе интересов производителя – снижение издержек, увеличение объемов продаж продукции, а, следовательно, увеличение прибыли и рентабельности предприятия. Для потребителя адекватное соотношение качества и стоимости логистического сервиса, непосредственно влияющего на качество и стоимость совокупного предложения.

Главной идеей логистического сервиса служит обеспечение конкурентоспособного уровня обслуживания, который позволяет существенно снизить уровень общих затрат. Цель применения логистического сервиса заключается в нахождении новых путей кардинального повышения эффективности использования ресурсного и производственного капитала, обеспечения более высокой конкурентоспособности всех участников интегрированных логистических цепей [1].

Несмотря на важность логистического сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется особенностями сервиса. Исследователи и ученые, занимающиеся изучением проблем логистики и управления цепями поставок, неоднократно предпринимали попытки дать универсальное определение понятию уровня логистического сервиса. Подробный аналитический материал с критическими выводами представлен в статье журнала «Логистика и управление цепями поставок» за 2011 год Лукинским В.С. и Шульженко Т.Г., которые заметили, что до сих пор «проблема оценки уровня сервиса остается малоизученной», объясняя это, в частности, отсутствием единой общепризнанной терминологии [2, с.71].

Важнейшим критерием, позволяющим оценить систему логистического сервиса на предприятии с позиции как поставщика, так и получателя услуг, является уровень логистического сервиса. Уровень логистического сервиса измеряют с помощью показателей, отражающих количественные и качественные характеристики уровня обслуживания. Они характеризуют относительную способность предприятия удовлетворять запросы потребителей.

Поскольку предоставление логистического сервиса является потоковым процессом, следует оценивать его эффективность с точки зрения двух характеристик: качества, которое выражается в степени отклонения фактического значения интегрального показателя качества сервиса предприятия от базового или ожидаемого потребителем, и экономичности, которая представляет собой сумму затрат потребителя на обеспечение определенного качества сервиса. Рассчитывать показатели, необходимые для определения интегрального показателя логистического сервиса предприятия, предлагается по следующим формулам (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Показатели качества логистического сервиса

Показатель

Сущность показателя

Модель расчета показателя

Пояснение

Вероятность дефицита

Показатель наличия/отсутствия наличия

необходимых ресурсов для доставки

потребителям.

 d2d86ff7690ed351c6b45cc8451a6896.jpg

PQ=1n i=1nQniQобщi⋅100%

Q ni - количество заказов i-ого потребителя, ндовлетворенных наличными запасами продукции.

Q общi - общее количество заказов i-ого потребителей на определённую продукцию

n - общее количество потребителей.

 

Норма насыщения спроса

Показатель масштабов или последствий

дефицита в разные периоды времени.

3fae2402ace2a89eead9d95e1a705c4a.jpg 

Nз=1ki=1kЗналiЗтрi⋅100%

 

 

З налi - общее количество наличных запасов i-ого вида продукции за определенный

промежуток времени.

З трi - количество запасов i-ого вида продукции, необходимых для удовлетворения всех

заказов потребителей.

k - количество наименований продукции.

Полнота охвата заказами

Показатель оценки ситуации, когда все

запасы предприятия заказаны

потребителями.

 d748c06e39685cf60c8b02f31df635c6.jpg

П охв=i=1kНi

Hi - количество случаев за определенный промежуток времени, когда все запасы предприятия по i-ому виду продукции заказаны потребителями.

k - количество наименований продукции.

Степень удовлетворения

ожиданий потребителя по

времени выполнения заказа

Показатель, характеризующий

функциональный цикл логистического

сервиса, который измеряется временем

от получения заказа до его исполнения.

 
d2a60ae6413bd1d83a9d9a0186ac4f89.jpg 

 

 

 

 

t ожi - время выполнения заказа, ожидаемое i-ым потребителем.

t фi - фактическое время выполнения заказа i-го потребителя.

n - общее количество потребителей предприятия.

Бесперебойность

Показатель, характеризующий

способность предприятия придерживаться

ожидаемых сроков выполнения заказа

потребителя на протяжении всего цикла.

 

K=1ni=0nQсiQвi

 9c6edc79cec2aa1246a75d59999b53e2.jpg

Q ci - количество заказов i-го потребителя, выполненных в соответствии с установленными

сроками поставки.

Q вi - общее количество выполненных заказов i-го потребителя.

n - общее количество потребителей предприятия.

 

Гибкость логистического

сервиса

Показатель способности предприятия

удовлетворять исключительные запросы

потребителей.

 

F=QудQтр

2b0aba77f2562cbc5dab3f192210a218.jpg

 

 

 

Q уд - количество удовлетворенных требований потребителей предприятия.

Q тр - общее

количество обращений потребителей о предоставлении им

дополнительных услуг.

Уровень рекламаций

Показатель, характеризующий

способность предприятия реагировать на

претензии потребителей.


a18377f03afb33214c3cefd9731f7113.jpg 

Y=QпрQобщ

Q пр - количество заказов, по которым поступили претензии со стороны потребителей

предприятия.

Q общ - общее количество заказов.

Надежность логистического

сервиса

Показатель способности предприятия

придерживаться планового уровня

доступности запасов и готовности

быстро снабжать потребителей точной

информацией о текущей логистической

деятельности и прочих обстоятельствах.

 8cd8175ca8b847892fa14020fc83f916.jpg

F=(PQ;Nз;Похв;T;К;F;Y)

P(Q) - вероятность дефицита;

Nз - норма насыщения спроса;

П охв - полнота охвата

заказами;

Т - степень удовлетворения ожиданий потребителя по времени выполнения заказа;

К - бесперебойность;

F - гибкость логистического сервиса;

Y - уровень рекламаций.

 

 

Методика определения интегрального показателя логистического сервиса способствует расчету показателей управляемости заказами, выбору ключевых показателей по проведенным исследованиям и опросам респондентов, построению формализованных моделей оценки затрат на выполнение заказа [3].

Для того, чтобы предоставлять оптимальный набор услуг, следует придерживаться следующим критериям качества обслуживания потребителей:

– время от получения заказа до доставки. Срок поставки – промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки;

– надежность и возможность доставки по требованию. Готовность к поставке – согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;

– стабильность снабжения;

– полнота и степень доступности выполнения заказа. Качество поставок – характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;

– удобство размещения и подтверждения заказа.  Информационная готовность – готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;

– объективность цен и регулярность информации о затратах на обслуживание;

– предложения о возможности предоставления кредитов;

– эффективность технологии грузопереработки на складах;

– качество упаковки и выполнение пакетных и контейнерных перевозок;

– надежность и гибкость поставки. Обязательность (точность) поставки – оценка верности поставщика согласованным срокам. Она является мерой надежности и доверия, которые клиент проявляет к изготовителю продукции.

– возможность выбора способа доставки. Соотношение значимостей отдельных показателей может меняться. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее значимым показателем является надежность поставки.

Еще один важный критерий, который разрешает оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.

Сервис оценивают показателем «уровень обслуживания» который определяется по формуле: У=Т факт. /Т теор.                                                   (1)

Где, У – уровень обслуживания, процентов

Т факт. – фактическое количество оказываемых услуг

Т теор. – количество услуг, которое теоретически может быть оказано

Начиная от Т факт. = 70% и выше затраты сервиса возрастают экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а если последний достигает 90% и выше, сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при условии повышения уровня обслуживания от 95% до 97% экономический эффект повышается на 2%, а затраты возрастают на 14%. Следует помнить, что снижение уровня обслуживания ниже «порога оптимальности», который устанавливается индивидуально, ведет к увеличению совокупных потерь и ухудшению качества логистического сервиса [4].

Таким образом, возрастание конкурентоспособности компании, вызванное возрастанием уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой – повышением затрат на сервис. Задача логистической службы состоит в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.

Анализируя проблемы логистического обслуживания, необходимо учитывать следующее:

– постоянно повышать надежность обслуживания и готовность к выполнению заказов и запросов потребителей логистических услуг;

– снижать совокупные затраты, связанные с обслуживанием и содержанием запасов;

– снижать себестоимость товаров и услуг.

 

Библиографический список:

1.                И.Ю. Ягузинская. К вопросу оценки качества логистического сервиса. Вестник СГТУ, 2013 - № 3

2. Лукинский В.С., Шульженко Т.Г. Методы определения уровня обслуживания в логистических системах // Логистика и управление цепями поставок / №1. - 2011. - С.70-86.

3. Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей: учеб. / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, А.Г. Касенов. М.: ИНФРА-М, 2002. 190 с.

4. В.И. Сергеев. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. редакцией проф. а. - М.: ИНФРА-М. - 976 с.. 2005


Количество просмотров: 5153
теги:
02.04.2018 18:19 | stacyблог автора

Еще публикации: