Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:05:35
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Михайлова Софья Даниловна

Бакалавр 4 курса,

Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: mikhaylovasonya@yandex.ru

Шаравин Лев Владиславович

Магистр 1 курса,

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: lvsharavin@edu.hse.ru

Научный руководитель – Панова Юлия Николаевна

к.т.н., доцент департамента «Логистика и управление цепями поставок »
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»,
 г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: ypanova@hse.ru

 Сегодня значимость логистики для российской экономики увеличивается с каждым днем, в связи с совершенствованием транспортной системы страны. Развитие транзитного потенциала является одной из основных стратегически важных задач логистики России, так как она имеет уникальное географическое положение, находясь между Азией (производителем) и Европой (потребителем), нуждающихся в постоянной взаимосвязи. По статистике 99% грузов доставляется морским транспортом – перевозчики выбирают долгий, но дешевый вариант.

ОАО «РЖД» активно работает, чтобы привлечь грузопоток на Транссибирскую магистраль. Конкурентом железной дороге выступает автомобильный транспорт. Ранее, было принято считать, что автотранспорт может конкурировать с железной дорогой только на расстояниях до 1000 км. По оценке экспертов, перевозить грузы на большие расстояния эффективнее по железной дороге. Тем не менее, постоянный рост тарифов на железнодорожные перевозки делает экономически выгодным использование автотранспорта на все более далекие расстояния. Автотранспорт быстрее, удобнее и часто дешевле в сравнении с железной дорогой – объясняют грузоотправители.

Однако, существует большая вероятность, что стоимость дешевых автомобильных перевозок в скором времени сильно возрастет, обусловлено это ростом платы за проезд большегрузных автомобилей. В частности, если в 2015 г. тариф «Платон» составлял 1,53 руб./км, то в 2017 году планируется повышение до 3,06 руб. [6, с. 131]. Кроме того, запланировано объединение системы "Платон" с системой весогабаритного контроля, что ужесточит нормы проверки. Тенденция переориентирования большего количества грузов на автомобильный транспорт за последние годы приводит к перегруженности автомобильных магистралей, увеличению численности несчастных случаев, а так же губительному воздействию на  экологию.

Комбинированные автомобильно-железнодорожные перевозки являются одним из перспективных способов сухопутной транспортировки грузов, например, контрейлерный тип перевозок, сочетающий оперативность и маневренность автомобильного транспорта с надежностью и безопасностью железнодорожного. Термин «контрейлер» произошел в результате сочетания латинского слова «con», означающего «вместе», и английского «trailer» – «тянущий» [1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B0000003D043E0432044B0435045F0032043E0437043C040000 , с. 59].  Особенность заключается в том, что железнодорожным транспортом перевозится не груз, а непосредственно автомобиль, на котором этот груз размещен.

Контрейлерные перевозки успешно функционируют в Европе уже более 30 лет, маршрутные контрейлерные отправки в год составляют около 30% от всех грузовых железнодорожных перевозок [ REF ДИСС \r \h 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000500000014041804210421040000 , с. 20]. К 2030 г. планируется 30% всех действующих автомобильных грузопотоков передать на железнодорожный транспорт, а к 2050 г. 50% [5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B0200000008000000080000001F043004400442043D04350440040000 ]. Развитию контрейлерных перевозок в некоторых странах послужила жесткая политика государства в области защиты населения от вредного воздействия и экологической безопасности.

Несмотря на то, что ещё в середине 60-х годов ХХ века в СССР разрабатывались проекты перевозок автопоездов по железным дорогам [2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000500000014041804210421040000 , с 47], в России они всё ещё находятся на стадии развития. С 2011 г. ОАО «Российские железные дороги» предпринимало попытки организации пилотных маршрутов между Россией и Финляндией. Но ухудшение геополитической обстановки, санкционные ограничения и колебания курсов валют сделали использование контрейлерных перевозок нецелесообразным. На сегодняшний день в сложной внешнеэкономической ситуации для России следует сконцентрировать внимание на внутригосударственных проектах, а затем продвигаться в сторону стран СНГ.

 Начиная с 2013 г. АО «Федеральная грузовая компания»   структурное подразделение ОАО «РЖД», осваивает контрейлерные перевозки и планирует запускать полноформатный проект. Пилотным направлением контрейлерных перевозок является Москва –  Екатеринбург. На сегодняшний день появляются первые потенциальные клиенты компании, представляющие сектор розничной торговли – ретейла. В частности, это компании «Магнит» и «X5 Retail Group». Сети этих продовольственных магазинов все активнее развивают сферу влияния, продвигаясь из центральной России дальше на восток, следовательно, маршруты перевозок становятся длиннее. По мере продвижения на восток плотность населения снижается, а себестоимость, соответственно, требуется ниже; чем длиннее плечо (доставки), тем более привлекательна железная дорога [4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000600000038043D044404400430040000 ]. Кроме того, преимущество контрейлерной технологии над контейнерной при транспортировке товаров в отдельные магазины –  это отсутствие необходимости сортировать и перегружать грузы, экономя время и повышая  сохранность партии. Так как  груз можно предварительно сформировать в отдельной фуре для отдельного магазина.

Если контрейлерные перевозки, организуемые «ФГК», станут востребованными и экономически целесообразными, то, скорее всего, будут вновь рассмотрены перспективные направления, которые были представлены в «Концепции организации контрейлерных перевозок на «пространстве 1520» –    проекте организации контрейлерного сообщения на направлении «Западный Китай – Западная Европа» по территории стран-участниц Таможенного Союза. ОАО «РЖД», АО «Казакстан Темир Жолы» и Белорусской железной дорогой согласован маршрут: Хоргос – Жетыген (Алматы) – Астана – Уфа – Самара – Нижний Новгород – Москва (Белый Раст) – Великие Луки – Молодечно – Гродно. 

В России существует потенциальная востребованность в контрейлерных системах доставки грузов, однако, их реализация на Российских железных дорогах сопряжена с рядом сложностей. Проанализировав предпосылки и барьеры развития контрейлерных перевозок в России,  данные были представлены в виде SWOT-анализа (табл. 1).

 

Таблица 1 – SWOT-анализ развития контрейлерных перевозок на территории России

 

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренняя среда

-     сочетание преимуществ железнодорожного и автомобильного транспорта;

-     возможность использования мирового опыта в сфере контрейлерных перевозок;

-     уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

-     сокращение времени прохождения таможенных границ;

-     отсутствие необходимого формирования грузового автопарка;

-     развитая сеть железнодорожных путей;

-     повышение уровня безопасности на автодорогах;

-     независимость железнодорожного транспорта от погодных условий.

-    необходимость перевозки автомобиля, уменьшающая коэффициент использования грузоподъемности платформы;

-    наличие водителя в пути следования при перевозке с сопровождением;

-    отсутствие контрейлерных терминалов;

-    недостаток парка специализированного подвижного состава.

 

 

Возможности

Угрозы

Внешняя среда

-     низкие темпы совершенствования автодорожной сети;

-     низкая пропускная способность автомобильных дорог;

-     значительная протяженность маршрутов;

-     ограничение времени работы водителя;

-     увеличение стоимости автодорожных перевозок (система «Платон», рост стоимости топлива);

-     ужесточение системы весогабаритного контроля.

-        недоверие к новой услуге на российском рынке;

-        отсутствие обновленных тарифных условий;

-        неэффективная нормативно-правовая база;

-        значительный объем привлечения инвестиций;

-        необходимость в  государственной поддержке.

 

 

Перечисленные выше факторы развития контрейлерных перевозок свидетельствуют о том, что стоимость и время перевозки на автотранспорте на дальние расстояния в дальнейшем будет увеличиваться. В конечном итоге это приведет к снижению конкурентоспособности автомобильного транспорта и повышению конкурентоспособности железнодорожного. 

Куренков П.В и Астафьев А.В. в своей работе [3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B0200000008000000080000001C041E04140415041B04180420040000 ] представили имитационную модель доставки импортных грузов, используя авторские теоретическо-методологические разработки, которые позволяет определить стоимость доставки грузов различных вариантов перевозок. Сравнивая контрейлерную технологию (3075 руб./т – без сопровождения; 3707 руб./т – с сопровождением) и автомобильную (4546 руб./т), наиболее экономичными оказались контрейлерные перевозки. Кроме того, результаты исследования показали, что «использование контрейлерной технологии доставки груза увеличивает прибыль автоперевозчика примерно в три раза» [3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B0200000008000000080000001C041E04140415041B04180420040000 , с. 9] по сравнению с автомобильной. При этом короткие сроки доставки, отсутствие сезонных ограничений, сокращение времени ожидания таможенных процедур делают контрейлерные перевозки более привлекательными.

Вместе с тем, реализация контрейлерной технологии сопряжена с рядом сложностей, но при использовании комплексного подхода возможно внедрение высококачественного транспортного сервиса, который будет эффективно совмещать в себе преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта. Если данный транспортный продукт станет интересным для клиента, тогда ОАО «РЖД» сможет привлечь дополнительный товаропоток на железные дороги, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке перевозок.

 

Библиографический список:

1.       Кузнецова А.И., Зубец А.Ж. / Контрейлерные перевозки: новые возможности в современных международных условиях [Текст]/ Кузнецова А.И., Зубец А.Ж. // Транспортное дело России. 2015. № 2. С. 59-61.

2.       Кузьмин, Д.В. Организация региональной сети контрейлерных терминалов [Текст]: дис. … канд. техн. наук: 05.22.01/ Багиева Вера Владимировна. – М.,  2015. – 166с.

3.       Куренков П.В., Астафьев А.В. Логистическое моделирование различных вариантов доставки импортных грузов из морских портов железнодорожным и автомобильным транспортом (окончание) [Текст]/  Куренков П.В., Астафьев А.В. //Эксплуатация морского транспорта. –  2016. – № 2 (79). – С. 3-16.

4.            Материалы сайта «InfraNews». Кривой путь X5 Retail Group [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infranews.ru/novosti/company/34221-krivoj-put-x5-retail-group/

5.            Материалы сайта «РЖД Партнер». АО «ФГК» запустило пилотный проект контрейлерно-контейнерных перевозок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/ao-fgk-zapustilo-pilotnyy-proekt-kontreylerno-konteynernykh-perevozok/

6.       Поготовкина Н.С., Демахина Е.С. Система «Платон» и ее первые результаты [Текст]/ Поготовкина Н.С., Демахина Е.С. // В сборнике: Организация и безопасность дорожного движения Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л. Г. Резника: в 2 томах. 2017. С. 129-132.


Количество просмотров: 1899
теги:
02.04.2018 18:04 | stacyблог автора

Еще публикации: