Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:57:25
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В СИСТЕМУ ЕВРО-АЗИАТСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Логутенко Юрий Сергеевич

 Студент 3 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Гражданской Авиации,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: yuriy.logutenko@mail.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный

Университет Гражданской Авиации,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

Введение. Перспективы развития транспорта в Сибири и Арктике акцентированы на сети Азиатских шоссейных дорог (АШД) и системе трансарктических перевозок. При сочетании этих элементов складывается мощная транспортная артерия по Енисею, которая соединяет побережье Северного Ледовитого океана с Монголией и Китаем. Пересечение этой транспортной артерии с Транссибирской магистралью превращает Красноярск в своего рода транспортную столицу Сибири. Красноярск имеет возможность создать уникальный транспортный центр, в котором будут полноценно сочетаться четыре вида транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный. Это очень большое преимущество и далеко не всякий логический центр обладает им в полной мере. И в ближайшем будущем, при увеличении объема перевозок по Транссибу, АШД и Енисею, что очень вероятно, ввиду введения санкций европейскими странами в отношении нашей страны, значение Красноярска как транспортного узла будет только расти.

 

Совместное развитие транспортных коридоров

В настоящее время наиболее перспективным для Россия является проект совместного развития СМП и ТСМ, что позволило бы:

1.                Создать многовариантные альтернативы традиционному морскому пути с Дальнего Востока и из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал;

2.                Создать сообщение с Трансазиатской железной дорогой и АШД.

3.                Инвестировать в инфраструктуру ТСМ на территории Дальнего Востока, в которое входит, прежде всего, развитие транспортного узла Восточный – Находка.

4.                Модернизировать железные дороги Восточной Сибири и Забайкалья, позволяющие обеспечить значительный прирост объемов грузоперевозок в сообщении с Китаем.

Северный морской путь является кратчайшим морским маршрутом между Европейской Россией и Дальним Востоком. В настоящее время СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири, обеспечивая ввоз оборудования, топлива и продовольствия и вывоз леса, природных ископаемых, пушнины. На Рис. 1 приведена транспортная сеть СМП и его взаимодействие с другими транспортными коридорами (ТК).

Главная характеристика СМП – это непредсказуемость погодных условий и необходимость использования ледоколов для проводки торговых судов. Навигация по Северному морскому пути длится от 2-х до 4-х месяцев. На отдельных участках, где применяются ледоколы, навигация длится дольше 4-х месяцев. В настоящее время здесь используется 6 российских атомных ледоколов. Проводка судов осуществляется на протяжении 14400 км (от Мурманска до Владивостока). Поэтому, очень важным является поиск выгодной для России альтернативы СМП, на случай, если движение по нему затруднено.

 c1eeb651cc77f4cad9b203696fcc8bb1.jpg

Рис. 1. Взаимодействие ТК РФ

 

Основные задачи и цели по развитию транспортной сети СМП, а также их решения представлены в Табл. 1.

 

 

 

Таблица 1

Задачи и их решения по развитию СМП

№ п/п

Решаемые задачи и цели

Специфика решения

1

Развитие транспортных маршрутов АЗРФ

Задействование Транссиба, БАМа, а также рек Оби, Енисея и Лены

2

Доведение пропускной способности СМП до 50 – 80 млн тонн грузов ежегодно

Значительный рост грузопотоков каботажа, экспорта, импорта и транзита

3

Модернизация всех северных морских портов России, и в первую очередь Мурманска, Архангельска и Петропавловск-Камчатского

Создание грузовых терминалов, центров связи и навигационной безопасности и т.д.

4

Создание и развитие грузовых терминальных комплексов в портах сибирских рек и СМП

Скоростное взаимодействие с ж/д и морским транспортом при перевалке груза с (на) речные суда

5

Обеспечение круглогодичной навигацией по сибирским рекам, а также по Карскому и Баренцеву морям

Сведение ледокольной проводки на нет за счёт увеличения интенсивности движения судов при взаимодействии рек с другими ТК

6

Значительное увеличение пропускной способности морских портов Мурманск, Архангельск, Находка, Владивосток и Ванино

Создание тыловых терминалов

 

Строительство терминалов, возможно, осуществлять в зависимости от роли терминала в транспортной системе. Терминалы подразделятся на головные (с Востока: Владивосток, Находка, Ванино; с Запада: Усть-Луга, Большой порт СПб, Архангельск, Мурманск, Роттердам), где консолидируются и обрабатываются грузы, прибывающие или проходящие транзитом по территории России из других стран, имеющих транспортную связь с данными терминалами. И терминалы подхода (Красноярск, Лесосибирск, Богучаны, Сургут и Игарка, Дудинка, Новый порт, Ямбург) – это терминалы, связывающие головные терминалы с другими транспортными линиями и коридорами.

Развитие терминальной структуры возможно по модели «Hub-and-Spoke» (Рис. 2). Работа по данной модели осуществляется следующим образом. Грузы из разных пунктов консолидируют в центральном транспортном узле (головной терминал). После этого их распределяют по внутренним и международным «спицам», соединяющим этот узел с другими подобными узлами. Из других узлов грузы распределяются по внутренним маршрутам к грузополучателям. Связанные кластерные системы «Hub-and-Spoke» формируют альянс перевозчиков, такое возможно, когда один из конечных узлов управляется той же компанией, что и главный узел.

 a0e0685fd230bbbe5915b7f601103511.jpg

Рис. 2. Модель «Hub-and-Spoke»

 

Ниже приведена расчётная Табл. 2 сравнения транзитной перевозки 20-футовых контейнеров 4-мя различными маршрутами от порта Владивосток до порта Роттердам, из которой видно, что наиболее выгодным маршрутом является перевозка через СМП. На данный момент наименее выгоден маршрут ТСМ – Енисей – СМП, но в случае объединения перевозчиков можно будет достичь значительного снижения стоимости перевозки в данном направлении, близкой к стоимости перевозки через Суэцкий канал.

Таблица 2

Сравнение маршрутов доставки контейнеров

Маршрут

Стоимость доставки F, $/конт

Длина маршрута L, км

Срок доставки T, сут.

Отношение по оптимальности (1)

1

F

L

T

1. Через Суэцкий канал

1932

20920

40

0,78

0,54

0,75

2,07

2. Через СМП

1509

13112

30

1

0,86

1

2,86

3. Ж/Д транспортом

2582

11285

35

0,58

1

0,86

2,44

4. Смешанная перевозка ТСМ – Енисей – СМП.

2782

11969

33

0,54

0,94

0,91

2,39

 

Созданию же ТСА предшествуют: договорная работа, создание сети грузовых агентов в узлах терминальной сети, организация информационного обмена и документооборота, а также создание привлекательной системы взаиморасчетов. Важным элементом ТСА является разработка общей для членов альянса (нейтральной) проформы грузовой накладной.

Выводы. Увеличение контейнерного грузопотока позволит реализовать главное преимущество Красноярского транспортного узла, которое состоит в том, чтобы переваливать грузы с одного вида транспорта на другой. Такими возможностями обладают многие крупные города в Сибири, но только у Красноярска есть мощнейший потенциал развития с учетом появления морского выхода Сибири через Енисей и СМП, взаимодействуя с ТСМ и АШД.

Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры как СМП и сибирских рек, так и ТСМ, создание ТСА может позволить России осуществлять круглогодичный экспорт и транзит через территорию РФ, что вызовет небывалый экономический интерес многих государств, и предаст высокий экономический рост нашей стране.

 

Библиографический список:

1.  Глинский В.А., Бутрина П.В. Консолидация груза в терминальной сети грузовых агентов при интермодальной доставке/ Университет ГА. Санкт-Петербург, 2014.

2.  Логутенко Ю.С., Глинский В.А. Развитие транспортной сети Северного морского пути. Логистика: Современные тенденции развития. Материалы XVI Международной научно-практической конференции 6, 7 апреля 2017 г. ГУМРФ им. Адмирала С.О. Макарова. СПб, СПб ГУГА, C. 242-246.

3.  Глинский В.А., Логутенко Ю.С. Способы формирования терминальных кластеров Северного морского пути и Транссибирской магистрали. Актуальные проблемы защиты и безопасности. ХХ Всероссийская НТК. СПб, 2017 г. 6 стр. В печати.

4.  Логутенко Ю.С. Глинский В.А. Развитие Северного морского пути как круглогодичного международного транспортного коридора. Транспортная логистика. XLIX Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященная памяти авиаконструктора И.И. Сикорского. СПб, СПб ГУГА. 2017 г. В печати.


Количество просмотров: 1393
теги:
02.04.2018 18:02 | stacyблог автора

Еще публикации: