Коваленко Екатерина Геннадьевна
магистрант 2 курса,
Сибирский федеральный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: kovalenko.katya@list.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail:somcl@mail.ru
Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними и внутренними потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т. д.).
Разработка складской системы основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки.
Эффективность логистической системы торгового предприятия напрямую зависит от оптимально выстроенной складской системы, учитывающей все узкие места и особенности работы данного предприятия.
В данной статье рассмотрим проблемные места складской системы оптово-торгового предприятия.
Оптово-торговое предприятие, рассматриваемое в рамках статьи, имеет 3 филиала, один из которых работает по принципу склада-магазина, в двух организована выкладка товара в зале, а склад с запасами товара прилегает к торговому залу. Также организация имеет 2 розничных магазина и интернет-магазин.
Рисунке 1 представлена диаграмма Исикавы
для данного предприятия, отражающая основную проблему складской деятельности
организации и причины ее возникновения.
Рис.1. Основные проблемы складской системы оптово-торгового предприятия
Основная проблема как следствие ряда причин это неэффективно выстроенная складская система. Причины данной проблемы можно разбить на 4 группы:
- Издержки;
- Технологии;
- Топология;
- Стандарты.
Остановимся на каждой из них подробнее.
«Издержки». В данную группу входят 2 причины:
- Большой объем неликвидного товара.
- Большие запасы.
Рассмотрим динамику общих закупок, общих продаж, товарооборота и запасов в стоимостном выражении и влияние этих показателей друг на друга (Рис.2).
Рис.2. Взаимосвязь динамики закупок, продаж, товарооборота и запасов
Можно сказать, что динамика товарооборота, закупок и продаж имеет приблизительно одинаковый волнообразный характер, чего нельзя сказать о запасах, они имеют явно выраженную тенденцию роста.
Средние показатели закупок значительно превышают средние показатели продаж, в следствие чего происходит накопление неликвидных товаров на складах предприятия.
Скорее всего, присутствует ситуация, при которой запасы по некоторым группам существенно превышают спрос и являются неликвидными, а по некоторым группам запасов не хватает для покрытия спроса и организации приходится осуществлять закупки, не избавившись от неликвидных товаров.
Вторая группа причин – это «Технологии».
На данный момент в организации только осваивается такая технология бесконтактной идентификации как штрихкодирование. Внедрена она только в одном из филиалов. Но и на нем пока имеются проблемы с эксплуатацией технологии. Некоторые штрих-коды дублируются и происходит ошибка в системе. Что существенно мешает эффективному учету товаров.
Также в процессе освоения на данный момент времени находятся автоматизированная система 1С, которая несет в себе множество функций и возможностей для учета товара, возвратов, составления статистической отчетности и т.д. Компания стремится к освоению технологий данной системы.
Третья группа причин – это «Топология». Топология склада-магазина является неоптимальной по причине того, что зона приемки товара располагается достаточно далеко от места разгрузки автотранспортных средств. Также приемка осуществляется в нескольких местах склада. Некоторые категории товара принимаются на виду у покупателей в зале, часть товара принимается в помещениях закрытых от доступа покупателей.
И последняя группа причин – «Стандарты».
В этой группе причин необходимо сказать о неэффективных стандартах учета товаров. Так как алгоритм занесения данных о поступивших товарах в автоматизированную систему 1С имеет недостатки, это значительно усложняет процесс учета товаров и делает его неэффективным. Процесс занесения данных о товаре начинается в отделе закупок и заканчивается на складе при приемке товара. К тому же, алгоритм присвоения артикулов товарам с учетом цветов и размеров недоработан.
Отсутствие алгоритмов расчета закупок и мест хранения товаров. Размеры партий закупки преимущественно определяются экспертным мнением категорийных менеджеров, без применения точных расчетов и методов прогнозирования. Для принятия решений менеджеры опираются на спрос прошлых периодов и на остатки запасов по категориям. Сейчас алгоритм определения объемов закупок находится на этапе внедрения, но этот процесс пока терпит сопротивление со стороны персонала отдела закупок.
Также анализ спроса, например, АВС-XYZ-анализ не используется в процессе определения оптимальных мест хранения товаров. Товары, пользующиеся большим объемом и постоянностью спроса, следует размещать ближе к зоне отгрузки и, соответственно, наоборот.
Для понимания того, к каким результатам должна стремиться компания в области повышения эффективности складской деятельности, перечислим ряд показателей эффективности логистического процесса на складе: обеспечение выполнения заказа точно в срок; полнота удовлетворения заказа; точность параметров заказа; точность поддержания запасов; оптимальность запасов (запасы не должны превышать потребности в них); на складе должно быть неликвидных запасов; скорость и число оборотов запаса (запасы не должны находиться на складе без продаж более 2-х периодов оборота); не должно быть простаивания складских площадей.
Таким образом, концепция по улучшению складской деятельности данного оптово-торгового предприятия должна состоять из системы методов и технологий по управлению и контролю над запасами и складскими процессами.
1. Введение новых стандартов складских операций и операций по управлению запасами.
Организации необходимо провести анализ процессов и алгоритмов, связанных с деятельностью по управлению запасами и складской деятельности, основываясь на концепции Кайзен, что предполагает постоянное совершенствование. Необходимо выявить во всех процессах и алгоритмах проблемные места и места, которые можно усовершенствовать. При этом необходимо привлекать к данному процессу не только руководство или топ-менеджмент, но и рядовых работников склада и отделов, пересекающихся со складскими операциями.
Основываясь на усовершенствованных процессах, необходимо составить стандарты выполнения операций и стандарты работы персонала, а именно должностные инструкции, скорректировать зоны ответственности отделов и принципы их координации.
2. Корректировка стратегии управления запасами. На данный момент предприятие действует, придерживаясь концепции максимизации запасов, что существенно расходится с целью по максимизации прибыли. Компании следовало бы обратить внимание на концепцию оптимизации запасов. Это научный подход к управлению запасами, который позволяет находить оптимальный уровень запасов при минимальных затратах на его содержание.
Еще одной концепцией, которую предприятию необходимо скорректировать это система контроля над состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа. Следует ориентироваться на систему управления состоянием запаса материального ресурса с предельным уровнем запаса и случайным спросом. Данные концепции должны сопровождаться расчетом оптимальных партий заказа, порогового уровня запаса и т.д.
3. Внедрение WMS системы на базе 1С. Для эффективного учета продукции предприятию следует оборудовать склады системами адресного хранения WMS.
4. Оптимизация топологии склада. После проведения корректировок в бизнес-процессах по принципу Кайзен необходимо оптимизировать топологию склада таким образом, чтобы она способствовала эффективному протеканию складских операций.
5. Обучение сотрудников системе 1С. На базе предприятия необходимо создать курсы по обучению сотрудников принципам программы 1С. В первую очередь данное обучение необходимо провести для топ-менеджмента компании, так как многие возможности программы данными сотрудниками игнорируются по причине их незнания.
6. Перевод части заказов на принцип «предзаказов» и внедрение принципов JIT для в работе интернет-магазина. Организация уже сейчас стремится перейти на принцип «предзаказов» в работе интернет-магазина, чтобы заказ шел напрямую от поставщика до потребителя, минуя собственный склад, тем самым сокращая издержки на хранение данного товара. Возможно введение принципов JIT позволит компании улучшить сервис интерне-магазина, за счет сокращения сроков доставки, надежности поставок и сравнительно низких цен, и тем самым повысит лояльность потребителей.
Все пункты данной концепции помогут предприятию решить проблемы складской системы и повысить ключевые показатели эффективности.
Библиографический список:
1. Сток Дж.Р, Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М. 2005, XXXII, 797с.
2. Логистика. Стратегическая кооперация / Дмитрий Иванов. – М. : Вершина, 2006. -–176с.: ил., табл. – ISBN 5-9626-0022-3. Агентство CIP РГБ
3. Имаи Масааки. И50 Кайдзен: ключ к успеху японских компаний/ Масааки Имаи; Пер с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 274 с. – (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016), ГК РФ Глава 47. Хранение, п.2.
5. Склад: логистика, управление, анализ / В. В. Волгин. – 11-е изд., перераб. и доп.: Дашков и Ко ; Москва; 2012.