Камалева Ксения Равильевна
студентка 4 курса
Саратовский государственный технический университет
имени Ю. А. Гагарина,
г. Саратов, Россия
E-mail:ksenia80995@mail.ru
Чижова Александра Сергеевна
студентка 4 курса
Саратовский государственный технический университет
имени Ю. А. Гагарина,
г. Саратов, Россия
E-mail:aleksandra3032@mail.ru
Научный руководитель – Глушкова Юлия Олеговна
к.э.н., доцент, кафедры
«Экономическая безопасность и управление инновациями»
Саратовский государственный технический университет
имени Ю. А. Гагарина,
г. Саратов, Россия
E-mail: balomasova@mail.ru
Проблема дорог для нашей страны, к сожалению, присутствовала всегда. В настоящее время глобальная автотранспортная система является сложным механизмом, который включает в себя раз разных составляющих: дорожно-транспортная сеть, транспортные средства, водители, пешеходы, дорожные условия, все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Все эти факторы делают эту систему интересным объектом для исследования.
В текущее время число автомобилей в мире достигло одного миллиарда. В связи с этим проблема качества и обустройства дорог, дорожных развязок является актуальной. Автомобильные дороги-это важнейшее звено транспортной системы, оно создает условия для повышения социально-экономического положения. Эффективное функционирование этой системы является необходимым условием для обеспечения национальной безопасности, повышения уровня жизни и условий жизни населения. В России качество дорог не имеет одинакового уровня на всей территории, в каждом определенном регионе оно различно.
Рассмотрим Саратовскую область, качество дорог, дорожные развязки, финансирование транспортного хозяйства. Саратов является административным центром, но несмотря на это качество дорог очень низкое. Город входит в рейтинг самых «убитых дорог» в России. Дороги не отвечают нормативным требованиям, в часы пик на дорогах образуются большие пробки, большое количество аварий и травм, по причине низкого качества дорог, так же многие автовладельцы часто несут потери, в связи с поломками автотранспорта из-за аварийных дорог. Загруженность дорог в будние дни в городе достаточно высокая, из-за большого потока автотранспорта, в том числе грузового, автобусов и троллейбусов. Самая большая интенсивность в период 8 часов и 17, соответственно это связано с рабочим населением.
Но если по утрам город заполнен общественным транспортом, то в вечернее время мы наблюдаем противоположную картину. Жителям города, работающим в вечернее время и оканчивающим смену после 22:00 и не имеющим личных транспортных средств достаточно проблематично добраться домой. Заявленное расписание общественного транспорта не всегда исполняется транспортными службами несмотря на то, что в городе активная ночная жизнь и многие торговые центры, развлекательные комплексы, заведения общепита закрываются после 22:00.
Из-за большой и неравномерно распределенной массы автобусов на многих участках дорог Саратова деформируется дорожное покрытие.
По уровню автомобилизации Саратов достигает европейского уровня. Ежегодный прирост автомобилей составляет 15%, вместе с этим растет число дорожно-транспортных происшествий. За 2016 год в подобных происшествиях пострадало 1098 водителей и 583 пешехода.
В таблице, представлены показатели загруженности дорог в г. Саратов по итоговым данным за 2016 год. [1]
Таблица 1 - Показатели загруженности дорог в г. Саратов за 2016 год.
Период времени |
Интенсивность движения (а/м/час) |
Грузовые автомобили (а/м/час) |
Легковые автомобили (а/м/час) |
Автобусы (а/м/час) |
8:00-9:00 |
960 |
96 |
576 |
288 |
9:00-10:00 |
820 |
85 |
455 |
280 |
10:00-11:00 |
750 |
80 |
389 |
281 |
16:00-17:00 |
830 |
77 |
483 |
270 |
17:00-18:00 |
900 |
78 |
547 |
275 |
18:00-19:00 |
510 |
60 |
230 |
220 |
Государственное финансирование саратовских дорог является достаточно высоким, кассовое исполнение составляет 86,1 %, показатель имеет достаточно высокое значение, но несмотря на это, фактическое состояние дорог в Саратове очень плохое.
В регионе проходят такие программы как: «Модернизация и развитие транспортного комплекса», «Модернизация и развитие автомобильные дорог общего пользование регионального и межмуниципального значения саратовской области», «Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области». Подробные данные и значения финансирования представлены на таблице 2. [2]
Таблица 2 – Финансирование Саратовской области
№ |
Наименование показателя |
Назначения на 2016 год |
Исполнение по состоянию на 31 декабря 2016 года |
% исполнения |
|
ВСЕГО, в том числе: |
5 956 963,5 |
5 128 031,7 |
86,1 |
|
Государственная программа «Развитие транспортной системы до 2020 года» |
4 830 464,8 |
4 033 96,2 |
83,5 |
1 |
Программа «Модернизация и развитие транспортного комплекса» |
354 931,6 |
326 309,5 |
91,9 |
2 |
Программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения саратовской области» |
4 385 265,3 |
3 651 793,2 |
83,3 |
3 |
Программа «Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области» |
90 267,9 |
55 864,5 |
61,9 |
Среди проблем в транспортном хозяйстве Саратова выделяются:
-низкий уровень развития дорожной сети;
-низкий уровень безопасности дорожного движения;
-низкий технический уровень дорожной техники.
Все эти проблемы провоцируют дорожно-транспортные происшествия и транспортные заторы. Они возникают в большинстве своем на основных магистралях города из-за плохо развитой дорожной сети, узких улиц, так же из-за неправильно припаркованных автомобилей, которые затрудняют движение.
За январь 2017 года по данным Госавтоинспекции Саратовской области в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 462 водителя, в том числе, по причине негодности путей сообщения. В городе требуется изменение подхода и технологий в процессе дорожных работ, строгий контроль за соблюдением всех требований, расширение дорог и т.п. в связи с этим, могут быть предприняты следующие меры:
-внесение новых нормативных документов по проектированию, планировке и застройке центральных улиц;
-усиление контроля за соблюдением технологий в дорожно-транспортном строительстве;
-организация и строительство парковочных мест;
-организация полос движения для общественного транспорта в Саратове и четкий контроль за движением на подобных полосах;
-контроль расходования бюджетных средств на конкретные цели.
Актуальной для всех районов города является проблема утренних пятибалльных пробок, высокая загруженность общественного транспорта и повышение временных затрат. Причиной тому является отсутствие альтернативных дорожных полос и разъездов из одних точек города в другие.
Ярким примером служит ежедневная утренняя ( с 6:30 до 10:00) и вечерняя (с 16:00 до 20:00) перезагруженность 1 жил. участка растягивающаяся вплоть до проспекта Энтузиастов и улицы Фабричной. Это происходит из-за того, что основная масса общественного ( автобусы, маршрутные такси, троллейбусы) и частного транспортных средств прокладывает свой маршрут именно через данный выезд. Четырехполосная дорога ( две полосы в одну сторону, и две – в противоположную) не спасают положения и в результате возникает коллапс. Существующий альтернативный вариант выезда ( так называемый маршрут по «Дружбе» ) проходящий через Ново-Астраханское шоссе не всегда является приемлемым, т.к большинству водителей приходится большое количество времени затрачивать на ожидание открытия железнодорожного переезда, да и качество дорожного полотна оставляет желать лучшего. И такая ситуация наблюдается во всех районах нашего города.
Решением этой проблемы вполне могло бы стать разработка и строительство транспортного хаба, который представляет собой точку транспортной системы, где начинается и заканчиваются различные транспортные линии и транспортные услуги, который мог бы быть предназначен исключительно для общественного транспорта, включая как автобусы, так и маршрутные такси, тем самым разгрузив выезд. Разработка и строительство многоуровневых транспортных хабов возьмет на себя часть нагрузок на дорогах, тем самым решив многие проблемы города.
Основной задачей хабов является создание комфортных пересадочных мест в зонах схождения транспортных маршрутов. В нашем городе это могут быть, например, пересечение улиц Чапаева и Московской, пересечение улицы Авиастроителей и проспекта Энтузиастов, и конечно же 3 Дачная, так как именно здесь сосредоточенно большое количество автобусов, троллейбусов, маршрутных такси как городского так и пригородного движения.
Но пока наша область не может осуществить такие улучшения следует подумать хотя бы о нынешнем состоянии пешеходных и транспортных дорог, ведь зачастую именно загрязненность автодорог, малая площадь для разъездов, которая, при этом, еще и заставлена припаркованными транспортными средствами, узкие дорожные полосы ведут к ежедневному коллапсу дорог.
Одним из вариантов решения могут стать пункты проката велотранспорта в теплое время года по приемлемым для горожан ценам, что значительно разгрузит дороги и при этом не будет наносить большой вред окружающей среде, повышая интерес горожан к спорту и здоровому образу жизни.
Таким образом, для улучшения дорожной ситуации в Саратове требуется строительство многоуровневых парковок, транспортных развязок, управление транспортными потоками, предоставление приоритетного движения городскому и пассажирскому транспорту, соблюдение технологий в строительстве дорог.
Библиографический список:
1. Басков В.Н., Исаева Е.И. АНАЛИЗ ЗАГРУЖЕННЫХ УЧАСТКОВ УДС ГОРОДА САРАТОВА // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2017. – № 3(23); URL: trts.esrae.ru/42-307 (дата обращения: 21.04.2017).
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 ноября 2013 г. N 641-П О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДО 2020 ГОДА"