Исматуллаев Азизбек Фахриддинович
магистрант 1 курса,
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: ismatullayev.aziz@mail.ru
Научный руководитель – Ибрагимов Назрилла Набиевич
д.т.н., профессор кафедры «Транспортная логистика и сервис»
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент,Узбекистан
E-mail: ibragimov-n-n@mail.ru
Холодильные склады являются важными элементами логистических цепей доставки грузов от производителя до конечного потребителя [1, 2, 3]. Существующие системы складских холодильных комплексов имеют свои недостатки. Погрузочно-разгрузочные участки (ПРУ) зачастую имеют внешнее железнодорожные подходы, которые оказывает влияние на качество плодоовощной продукции (рисунок 2, а). На сегодняшний день многие источники литературы в основном затрагивают вопросы оснащения зоны хранения склада, тем самым всё меньше уделяя внимания на ПРУ [4].
Температурный режим должен сохраняться во всей цепи поставок плодоовощной продукции, так называемой непрерывной холодильной цепи.
Основные
варианты непрерывной цепи поставок плодоовощной продукции представлен на
рисунке 1.
Рис.1. Холодильные склады в цепях поставок плодоовощной продукции: а) прямая цепь поставок; б) цепь с холодильным складом; в) цепь с логистическим терминалом и холодильным сладом.
Особенностью ПРУ любого склада является то, что они осуществляет взаимодействия с внешними системами транспорта прибытия и транспорта отправления грузов. Железнодорожный путь может быть подведен к складу снаружи или веден внутри склада, как показан на рисунке 2.
а) |
б) |
|
|
Рис.2. Варианты подхода железнодорожного ПРУ склада: а) наружный подход; б) внутренний подход |
Определение дополнительных капитальных вложений на реконструкцию ПРУ по варианту с вводом железнодорожного пути внутрь складского здания можно определить по следующей формуле:
, млн. сум, (1)
где – стоимость одного метра длины железнодорожного пути, м/млн. сум.;
– ширина грузовой рампы, м;
– стоимость 1 м грузов рампы с козырьком, млн. сум;
5 м – ширина участка земли, занимаемого железнодорожным путём снаружи склада;
– стоимость 1 м2 земельного участка, занимаемого складом и подъездным путём, млн. сум;
– стоимость 1 м3 объёма складского здания, млн. сум/м3.
Н – полезная высота склада от пола до низа фермы покрытия, м
Определения годовых дополнительных эксплуатационных расходов по ПРУ при внутреннем вводе железнодорожного пути в складское здание.
где – амортизационные отчисления, включающие расходы на полное восстановление и капитальный ремонт зданий, %;
– отчисления на текущие ремонты складского здания и железнодорожного пути, %;
– ставка налога на имущество, %.
Вариант
реконструкции ПРУ холодильного склада следует выбирать исходя из обеспечения
более высокого интегрального эффекта:
где Э – экономический эффект, млн. сум;
Эдоп i – дополнительные эксплуатационные расходы, млн. сум;
Кдоп i – дополнительные капитальные вложения, млн. сум;
Е – норма дисконта.
Реализация предлагаемых в работе рекомендации позволит получит обоснованные решения по эффективной переработке плодоовощной продукции с учётом значений грузопотоков и технических оснащённости холодильных складов.
Библиографический список:
1. Илесалиев Д.И. Перевозка экспортно-импортных грузов в Республике Узбекистан / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский, О.Б. Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – № 3 (39). – С. 11-17.
2. Маликов О.Б., Журабоев К.А. Оптимизация доставки плодоовощной продукции на холодильный терминал для перегрузки в рефрижераторные вагоны // Вестник транспорта Поволжья. 2016. № 3(33). С. 30-35
3. Илесалиев Д.И. Логистика пакетных перевозок плодоовощной продукции / Д.И. Илесалиев //Логистика: современные тенденции развития: материалы XVI Междунар. науч.-прак. конф. 6.7 апреля 2017 г.: / ред. кол.: В. С. Лукинский (отв. ред.) и др. – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2017. – С. 174-178.
4. Илесалиев Д.И. К вопросу о схеме размещения стеллажей на складе / И.Д. Илесалиев // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2017. - № 1. – С. 99-106.