Зубревская Татьяна Евгеньевна
Студент 4 курса,
Омский Государственный Университет Путей Сообщения,
г.Омск, Россия
E-mail: zubrevskaya@mail.ru
Моисеев Илья Дмитриевич
Студент 4 курса,
Омский Государственный Университет Путей Сообщения,
г.Омск, Россия
E-mail: Cherepahsaaa@gmail.com
Научный руководитель – Шендалев Александр Николаевич
к.э.н.,доцент кафедры ЭТЛиУК
Омский Государственный Университет Путей Сообщения, г. Омск,Россия
E-mail: shendalev@inbox.ru
Нефтегазовые технологии создаются, эксплуатируются и совершенствуются трудом огромной армии научных, инженерных и технических кадров многочисленных специальностей.
Постоянные модернизация и совершенствование различных производств заставляют каждого работника обладать широким техническим и практическим кругозором в смежных сферах своей деятельности, одной из которой является логистика. Опора на систему логистики является немаловажной, она должна включать в себя наличие нефтепровода, условий транспортировки по воде и железной дороге.
При организации логистики нефтепереработки важно учитывать физические и химические свойств сырья.
Нефтепереработкой получают более 600 различных нефтепродуктов. Основное использование нефти – это производство топлив и масел. Кроме того, при переработке нефти производят парафины, церезины, воски, вазелины, пластические смазки, битумы, нефтяной кокс, а также ароматические углеводороды, нефтяные растворители, осветительный керосин, жидкие парафины, смазочно-охлаждающие жидкости, присадки к топливам и маслам, технический углерод (сажа) и другие нефтепродукты различного назначения [1].
При организации транспортной логистики на нефтеперерабатывающем предприятии необходимо уделять особое внимание, тому, что продукты получаемые в результате нефтепереработки могут иметь различные физические состояния, степени опасности транспортируемого сырья и продукции, а так же различные рекомендации по погрузке и наливу. Следовательно, отличительной особенностью логистики нефтепереработки является то, что выбираемый вид транспорта, определяется не только исходя из затрат на транспортировку, а в первую очередь из условий необходимых для перевозки данного вида продукции. Также должны присутствовать знаки, определяющие продукт как опасный, следует проставлять специальную маркировку и манипуляционные знаки. Такие знаки должны обозначать класс опасности груза. На производственных и торговых предприятиях, в большинстве случаев, существует выбор вида транспорта, выбирается он исходя из затрат на транспортировку. Что касаемо специальных маркировок и манипуляционных знаков, они могут присутствовать и на торговых и производственных предприятиях в отдельных случаях.
Транспортировку нефтепродуктов невозможно рассматривать независимо от его хранения, так как это два взаимоопыляемых процесса. Хранение нефтепродуктов осуществляется в нефтебазах. Нефтебазы – предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.
Основное назначение нефтебаз − обеспечить бесперебойное снабжение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других потребителей нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте; сохранение качества нефтепродуктов и сокращение до минимума их потерь при приеме, хранении и отпуске потребителям [2].
Нефтебазы представляют большую опасность в пожарном отношении. К наиболее пожароопасным объектам относятся резервуары. Нефть и нефтепродукты каждой марки следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли.Следовательно, еще одним отличием логистики в нефтеперерабатывающем предприятии от предприятий торговли и промышленного производства, является особое внимание к хранению, соблюдению правил пожарной безопасности, перевалке и погрузке/разгрузке. На производственных предприятиях ряд продукции не требует особого внимания к хранению, может содержаться в стандартных условиях. Например, хранение шин, и других резиновых изделий.
Транспортировка нефтепродуктов может осуществляться автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом, но чаще всего для этого используются трубопроводные системы.
Система трубопроводов очень развита в России, особенно для перегонки газа и нефти. Это наиболее быстрый и безопасный способ транспортировки нефтепродуктов. Способ отличается экологичностью, а также возможностью быстрой транспортировки продуктов.
Так как система трубопроводного транспорта распространена не везде зачастую используются другие виды транспорта.
При организации автомобильной перевозки нефтепродуктов логисту следует учитывать, что при транспортировке нефтепродуктов автомобильным транспортом необходимо предварительно получить на это разрешение. Далее составляется маршрут следования. Перевозка грузов должна проводиться по магистралям, которые пролегают вдали от крупных городов, чтобы избежать возможной опасности для человека. На цистернах с нефтепродуктами обязательно должна быть надпись «огнеопасно», такая же надпись делается на автотранспорте [3].
Зачастую, принимается решение о транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом, так как существуют такие преимущества как: относительно высокая скорость транспортировки и способность доставлять груз вне зависимости от времени года.
На торговых и промышленных предприятиях отсутствует возможность транспортировки продукции трубопроводом. Этот вид транспорта характерен только для нефтегазовой отрасли.
Корпоративными целями ведущих предприятий в области нефтепереработки является формирование эффективных каналов сбыта продукции и обеспечение бесперебойных поставок для удовлетворения потребностей рынка в нефтепродуктах[4], а так же 100% сбыта всей производимой продукции через собственные каналы продаж для максимального покрытия цепочки создания стоимости.[5] Для формирования эффективных каналов сбыта, логистам следует учитывать конъюнктуру рынка, потребность рынка в сырье, необходимо формировать оптимальные маршруты следования к тому или иному посреднику или потребителю продукции. В производственных и торговых предприятиях своевременные поставки товаров осуществляются дроблением партий поставки, в то время как на предприятиях нефтепереработки такое решение не возможно, поэтому наилучшее обеспечение потребителей продуктом может обеспечить непрерывная поставка с использованием трубопроводного транспорта.
Таким образом, можно выделить следующие отличия логистики нефтепереработки от логистики производственных и торговых предприятий:
1) Учет физических и химических свойств сырья при производстве и транспортировке – для обеспечения безопасности производства и транспортировки;
2) Особое внимание к выбору вида транспорта и перевозочной таре – не всегда выбирается наиболее дешевый транспорт, по причине опасности и сложности транспортировки данных видов груза;
3) Необходимость оформления специальных документов для перевозки опасных грузов – например, составление накладных осуществляется даже для порожних цистерн;
4) Наличие специальной маркировки и знаков обозначающих класс опасности грузов – обязательное нанесение знаков, предупреждающих об опасности грузов, нанесение специализированной маркировки для грузоотправителя и грузополучателя;
5) Реализация продукции только через собственные каналы сбыта. (для крупных предприятий нефтепереработки) – необходимо для максимального покрытия цепочки создания стоимости;
6) Соблюдение особых условий хранения и погрузки/разгрузки – соответствие специальным требованиям по наливу/ сливу сырья, например, выполнение работ под необходимым уровнем давления.
Принципиально, логистику нефтепереработки отличает от традиционной логистики ряд особенностей создающих значительное отличие между ними, однако эти особенности частично могут присутствовать в других сферах в зависимости от специфики предприятия.
Библиографический список:
1. Агабеков, В. Е. Нефть и газ: технологии и продукты переработки / В. Е. Агабеков, В. К. Косяков. – Минск :Беларус. навука, 2011. – 459 с.
2. Буренина И.В., Евтушенко Е.В., Зац А.С. Экономическое обоснование оптимизациипроизводственных процессов нефтеперерабатывающих заводов // Интернет – журналНауковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 8.
3. Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья: журнал / Москва. - Обракадемнаука, 4-2015, 56 с
4. Годовой отчет ПАО «Газпром-нефть» - http://ar2014.gazprom-neft.ru/strategic-report/ market-review/russian-market/competitive-position/
5. Годовой отчет ОАО «НК «Роснефть» за 2014 год http://www.rosneft.ru/ Investors/statements_and_presentations/annual_reports/