Ербаева Айганым Дастанкызы
студент 2курса специальности «Логистика»
Казахский национальный университет им.Аль-Фараби,
г.Алматы, Казахстан
Е-mail:yerbayeva_a@mail.ru
Научный руководитель – Тышканбаева Мансия Букарина
к.ф.-м.н, доцент КазНУ им.аль-Фараби,
г. Алматы, Казахстан
Е-mail: mansya.bukar@yandex.ru
В мировой экономической системе логистика прочно завоевала свои позиции как наиболее эффективный, рыночно- ориентированный способ планирования, формирования и развития, товароматериальных и сопутствующих им потоков с наименьшими издержками во всей логистической цепи. Важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем, охватывающих как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы и государства, в этом плане Казахстан не исключение. Кроме того, признание всевозрастающей роли логистики в экономике Республики Казахстан совпало с началом перехода ее к рыночным отношениям и формированием и развитием экономики кластера.
Республика Казахстан, будучи в центре евразийского континента, на стыке Европы и Азии является транзитным мостом между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем. Благодаря этому она обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически единственную наземную транспортную связь с Россией и Европой, которая существенно сократит расстояние грузопотока. Развитие рынка логистики в РК набирает темпы. Это развитие транспортной логистической системы, системы складских терминалов и логистические центры как национальные, так и зарубежные. Со стороны государства определены основные направления развития логистических систем страны. Важность развития транспортно-логистической системы страны отмечается ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан. Сегодня, используя свое основное преимущество – геополитическое место расположения, Республика Казахстан может сосредоточиться на расширении пропускной способности транспорно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа» и предоставлении качественных услуг добавленной стоимости. Это подтверждается рейтингом Всемирного Банка по уровню развития логистики — LPI (Logistics Performance Index).
LPI – это международный рейтинг Всемирного банка, который измеряет эффективность логистических услуг по всей цепочке поставок. Результаты высчитываются на основе данных общемирового опроса международных экспедиторских компаний и служб экспресс-доставки. Исследование по Индексу LPI проводится Всемирным банком каждые два года и помогает странам построить удобную и «дружелюбную» систему логистики. Показатель измеряет эффективность работы цепей поставок в международной торговле и оценивается каждые 2 года (рис.1. 2007, 2010, 2012, 2014 и 2016). Лидерами в Индексе эффективности логистики как прежде остаются Германия, Люксембург, Швеция, Нидерланды и Сингапур.
Рис.1. Мониторинг рынка развития логистики Казахстана по LPI
Положительная тенденция развития рынка логистики дает шансы для реализации инициативы по развитию и продвижению мультимодальных транспортных коридоров, которые позволят осуществлять транзит грузов через территорию Казахстана в следующих направлениях из Китая: в Российскую Федерацию и далее в Европу; от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию, Турцию и далее в Европу; в Иран, страны Ближнего Востока, Индию и Пакистан; в направлении Север-Юг через территории России, Казахстана, Туркменистана и стран Персидского залива.В транспортно-логистической сфере рассмотрено участие Национальной компании «љаза›стан темір жолы» и Национальной железнодорожной компании «Etihad Rail» (ОАЭ) в реализации совместных инфраструктурных проектов на территории Эмиратов. К 2020 году объёмы грузоперевозок между Китаем и Европой достигнут 170 млн тонн. Пока основная часть грузов идёт морем вокруг всего континента через Суэцкий канал. Казахстан идет к решению сложного вопроса - «переключения» транзита на сушу — т.к. в пользу морского пути играет тариф - провозить товары по морскому пути существенно дешевле. В чем выигрыш «переключения» транзита на сушу? Конечно скорость доставки сухопутного маршрута. Расстояние в 10 500 км контейнерный поезд, следующий из Чжэнчжоу (Китай) в Гамбург (Германия), преодолевает за 13−14 дней. По морю китайские товары достигают европейских рынков за 40−60 дней. Естественно за скорость приходится платить, это стоимость доставки контейнера сухопутным маршрутом, который обойдется грузовладельцу в 8−9 тысяч долларов, тогда как по морю — в 3 тысячи долларов, примерно три раза, а время доставки сокращается раза четыре. Необходимо отметить впечатляющие масштабы проекта «Экономический пояс Шелкового пути». ЭПШП охватывает как морские, так и сухопутные пути протяженностью от 8,5 до 11 тыс. км.Несмотря на неоднозначную выгоду такого маршрута, Казахстан делает ставку на сухопутный транзит по своей территории и интенсивно развивает транспортную инфраструктуру. Так, в планах у КТЖ довести в среднесрочной перспективе долю транзитных перевозок в общих доходах компании до 50%, тогда как сегодня этот показатель составляет 25%. По информации КТЖ, за восемь месяцев 2015 года было организовано 295 маршрутных поездов из Китая в Европу и из Европы в Китай. Цифра выросла почти в три раза по сравнению с предыдущим 2014 годом — тогда было запущено 105 маршрутных поездов.«Хоргос — Восточные ворота», которая включает в себя сухой порт, логистическую и индустриальную зоны, железнодорожную станцию Алтынколь и казахстанско-китайский Международной центр приграничного сотрудничества.
Здесь, на границе с Китаем, «Новый Шёлковый путь» уже стал реальностью. Контейнеры с китайским грузами перегружаются в Хоргосе с европейской колеи, которая используется в Китае, на более широкую российскую, общую на всём Евразийском экономическом пространстве, и отправляются дальше — на рынки России, Европы и Ближнего Востока.
В конце 2014 года на территории СЭЗ заработал первый в стране наземный порт площадью 149 га. Казахстанские власти позиционируют сухой порт Хоргос как крупнейший центр дистрибуции товаров, который бы обеспечивал Китаю, Казахстану и странам ЕАЭС возможности для выхода на мировые рынки. К 2020 году планируемая мощность сухого порта составит 500 тыс. TEU. СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в городах Алматы, Актау и Актобе были построены в конце 2014 года многофункциональные логистические и складские центры класса «А». Это позволило расширить потенциал казахстанского рынка контрактной логистики, который в 2015 году составил $800 млн. Проект хаба на границе с Китаем наглядно демонстрирует разновекторный подход Казахстана к развитию собственного транзитного потенциала. Были привлечены опытные управленцы из ОАЭ, которые помогли превратить Хоргос в мощный логистический центр. Интерес китайской стороны в проекте СЭЗ «Хоргос», подкреплен межгосударственными соглашениями Астаны и Пекина. Китайская провинция Цзянсу планирует в течение пяти лет инвестировать в развитие логистической и создание индустриальной зон СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» порядка 600 млн долларов США, который является вторым совместным логистическим проектом казахстанских компаний и Цзяньсу. В общей сложности Китай в 2017 году намерен инвестировать 800 млрд юаней ($ 116,4 млрд) в прокладку железных дорог и 1,8 трлн юаней ($ 262 млрд) в развитие скоростных шоссе и водных транспортных путей.
В 2015 г. компании из Китая инвестировали в страны «Шелкового пути» $15 млрд, а объем торговли с ними превысил $1 трлн. Стоит отметить, что активно продвигаемый среди потенциальных зарубежных инвесторов проект СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» — важнейшее звено масштабной программы по инфраструктурному развитию Казахстана и превращению его в транзитную державу — «Нурлы жол» («Светлый путь»). Казахстан оживляет столь древний «Шелковый путь» в «Новый шелковый путь». Каков он? Это результат самого крупного проекта в автодорожной отрасли - международный транзитный автомобильный коридор «Западная Европа — Западный Китай» (берет начало в Санкт-Петербурге, конечная точка — китайский Ляньюньган). Фактически, это и есть «Новый шёлковый путь» из Китая в Европу. Общая протяжённость трассы составить 8 445 км, длина казахстанского участка автомобильной дороги — 2 787 км. Зaвeршить cтрoитeльcтвo cвoeгo учaсткa Кaзaхcтaн плaнирoвaл к 2016 гoду, нo прoeкт зaтягивaeтcя.
Мoрcкую гaвaнь, кaк и cухoй пoрт в Хoргoсе, рaзвивaют совмеcтнo c DP Word. Грузooбoрoт пoртa зa 2015 гoд cocтaвил oкoлo 16 млн тoнн (для срaвнения, рoccийские пoрты Кacпийcкoгo мoря — Acтрaхaнь, Oля, Мaxaчкaлa — зa 2015 гoд вместе перевaлили 7,9 млн тoнн грузoв). Сейчac в Aктaу ocуществляется ряд прoeктoв пo мoдeрнизaции и рacширeнию пeрeвaлoчных мoщнoстeй, чтoбы к 2020 гoду увeличить прoпуcкную спoсoбнoсть пoртa дo 21 млн тoнн. Пoрт Aктaу — cтрaтeгичecкий пункт в «южнoм» мaршрутe, кoтoрый идёт в oбхoд Рoccии. В нacтoящee врeмя прилoжeны дoстaтoчныe усилия для улучшeния рынкa лoгиcтики РК, чтo пoзвoлит сoздaть блaгoприятныe услoвия для пoзициoнирoвaния Кaзaхстaнa в кaчecтвe крупнeйшeгo лoгистичeскoгo хaбa Цeнтрaльнo-Aзиaтcкoгo рeгиoнa.
Рынок логистических услуг Казахстана на сегодняшний день находится на ранней стадии развития, но при этом ощущается большой спрос со стороны потребителя. Активное развитие сферы логистики отвечает цели развития Казахстана в качестве транспортно-логистического хаба Евразии и реализации его транзитного потенциала. Эта инициатива будет поддерживаться как со стороны государства, так и со стороны инвесторов, напрямую заинтересованных в развитии отрасли в целом.
Библиографический список:
1. Сейдахметов А. Основы экономики и организации кластера. Учебное пособие. Алматы: Экономика, 2011. – с. 369.
2. Сейдахметов А., Тышканбаева М.Б. Транспортная система Республики Казахстан и ее роль в системе национальной экономики. Материалы международной научно-практический конференции «Логистика-Евразийский мост». 2-3 марта, 2011/Краснояр.гос. агр.ун-т.- Красноярск, 2011. Ч. 2. – С. 20-25.
3. Абдыгаппарова С.Б., Тышканбаева М.Б., Сейдахметов А. Логистический кластер в Казахстане: состояние и перспективы развития/ Материалы круглого стола «Казахстанско-Германские инновации в сфере логистики» 29 сентября 2012 г. в сб. Вестник Казахстанско- Немецкого университета: устойчивое развитие Центральной Азии, Алматы, 2013 г.
4. www.bnews.kz/ru/news/post/109265/Казахстан улучшает свои позиции в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка (LPI)
5. Тышканбаева М.Б., Муханова Г. С., Жумадил Д. The vision of world logistics to 2020, Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие финансового сектора Казахстана в соответствии со стратегией 2050: состояние, тенденции и перспективы», 2015. - C. 645-648.