Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 18:27:12
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАГЕДИЙ ПРИ ХРАНЕНИИ «ОПАСНЫХ» ГРУЗОВ

Дружинин Данил Дмитриевич

Студент 4 курса,

Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: danil_95.08@mail.ru

Научный руководитель – Товстоношенко Валентина Николаевна

доцент кафедры Логистики

Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: teachervalya@mail.ru

В настоящее время в экономике России происходят изменения в сторону  роста количества предприятий, которым необходимы запасы, относящиеся к категории «опасный» груз. Хранение данного вида запасов сильно отличается от других категорий, поскольку он несет в себе повышенную опасность. При этом всем, законодательная база в России довольно сильно устарела, так как порой руководствуется ГОСТами, принятыми еще во времена СССР, что негативно сказывается на безопасности в целом.

Соблюдение техники безопасности и оснащение склада, отвечающее требованиям, играют ключевую роль при работе с опасными грузами, а ошибки и недочеты зачастую приводят к трагедиям, о чем довольно часто свидетельствуют СМИ. Причем негативные последствия затрагивают не только имущество компании, но страдают люди и экология. Это и обуславливает актуальность данной проблемы.

Необходимо отметить разнообразие номенклатуры грузов, относящихся к классу «опасный груз». В настоящий момент существует 9 классов, которые приняты в соответствии с межгосударственным стандартом [2]. Они различаются по свойствам и своему воздействию на окружающую среду, соответственно требующие различные условия хранения, тару и несут разную опасность в процессе хранения. К ней относятся: взрывы, непроизвольные самовозгорания, выбросы вредных веществ в окружающую среду и так далее.

Рассмотрим причины возникновения таких опасных ситуаций. Хранение опасных веществ на складе порой происходит с несоблюдением условий хранения груза. Для безопасного хранения любого из вида грузов необходимо особое внимание уделять их совместимости, правильному размещению, разгрузке и соответствию окружающих условий (таких как влажность, давление и т.д.). Создание благоприятных условий хранения грузов служит ключевым условием безопасности. Правильность выполнения операций складирования должно обеспечиваться в соответствии с  предписанными инструкциями о регламентированном распорядке хранения, на каждой грузовой единице расположена соответствующая маркировка, а в местах хранения правила хранения и инструкции на случай ЧП. Информация о размещении «опасных грузов» различных классов отражается на картах и в химическом реестре, который содержит максимально допустимое количество всех химических классов в расчете на класс. Все номенклатурные единицы проходят распределение по кладовым и по классам опасности. Главная роль при приемке груза отводиться контролю веществ, так как все дальнейшие манипуляции с грузом будут происходить в соответствии с результатами данного процесса [6].

Решение проблемы заключается в курсе самой компании, и от ее руководства зависит процесс деятельности на складе, контроль за квалифицированностью рабочих и результатом их деятельности. Следующая проблема – это нарушение периодичности проверки состояния груза на складе, в частности состояние упаковки. А это крайне важно, так как грузы категории «опасные грузы» порой крайне нестабильны, и малейшая утечка может вызвать ЧП. Например, грузы категории взрывчатые вещества, газы, легковоспламеняющиеся жидкости и ядовитые и инфекционные вещества обязаны проходить контроль с периодичностью не менее одного раза в год.

 Но реальная жизнь зачастую отличает от того, что задекларировано в бумагах и данный контроль происходит куда реже, нежели положено. Ярким примером служит трагедия в Тяньцзине, в результате которой произошла серия взрывов на складе с «опасным грузом», случившаяся по вине персонала, производящего учет «опасного груза» в несоответствии с установленным регламентом данных работ, порой, не соблюдая даже сроков проверки [5].

Для нивелирования данной проблемы необходимо удалять грузы с просроченным сроком хранения со склада, с особой осторожностью, для последующей утилизации. А в случае нарушения целостности упаковки устранить дефект, если это позволяет регламент, или удалить данную грузовую единицу с территории склада, для последующей утилизации.

Выделим проблему несоответствия оборудования складов общим техническим требованиям, предъявляемые  при работе с «опасными грузами». Требования к оборудованию складских помещений закреплены законодательно и требуют лицензирования для допусков к работе. Это обусловлено нестабильностью состояния груза (возможное самовозгорание или повышенная коррозия на основных элементах), пагубным воздействием на окружающую среду, а также тем, что ситуация может перерасти в критическую,  даже из-за незначительных недочетов в работе оборудования. Последствия нанесут колоссальный урон, например: попадание ядовитых веществ в атмосферу, взрывы, пожары и так далее [1].

Для избежание серьезных последствий склады обязаны быть снабжены автоматическими системами пожаротушения, разделены перегородками для локализации возгораний, сигнализацией, вытяжкой, средствами для борьбы с возгораниями, костюмами для работы с едкими веществами. А самое главное, они должны иметь оборудование, которое требуется для работы с данными грузами [3].

Рассмотрев основные проблемы по отдельности, в рамках анализа, стоит их обобщить и сделать выводы о наиболее актуальной проблеме. Для этого  обратимся к статистике причин аварий на складах с грузами категории «опасный груз», которая отражена на рисунке 1 [4].

На основании анализа, видим, что чаще всего ЧП возникают из-за несоответствия условий хранения грузов, оборудования техническим требованиям и нарушений в периодичности проверок, эти три показателя занимают 48% от общей массы причин. Поэтому для их решения необходимо уделять особое внимание, а меры предотвращения уже были предложены выше.

03117032c90377f079ddd9d447b54a74.jpg 
Рисунок 1 - Распределение причин ЧП на складах с «опасным грузом»

 

Следовательно, несмотря на существующую опасность при хранении таких грузов, то складская деятельность  является крайне перспективной для дальнейшего освоения в нашей стране, так как у нас расположено большое количество предприятий, где для работы необходимы сырье и материалы из категории «опасный груз». Но работы с данной категорией грузов крайне опасны для окружающей среды и жизней людей, поэтому необходимо  соблюдать все правила хранения, так как порой грузы долгое время остаются без контроля на территории склада. Крайне важно создать все условия для стабильного состояния грузов, ведь залог успешной деятельности компании – это безопасность.

 

Библиографический список:

1. Балык О.В. Экологическая безопасность хранения и транспортировки опасных грузов: Учебник./О.В. Балык. – М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, 2015. – 28 с.

2. ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957) (Дата обращения: 10.01.2017)

3. Меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций с опасными веществами: Свод правил. – М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, 2016. – 11с.

4. РАС. После Чернобыля и Фукусимы-1: выявление и оценка неопределённостей и рисков [Электронный ресурс]. URL: http://www.atomic-energy.ru/articles/2014/01/22/46198 Загл. с экрана (Дата обращения: 11.01.2017)

5. РБК. Китайская ловушка: почему катастрофа в Тяньцзине была предопределена [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/economics/17/08/

2015/55d1d2959a79479afc4a4af8 Загл. с экрана (Дата обращения: 11.01.2017).

6. Скачков Н.Г. Статья «идентификация и правовое регулирование рисков морской перевозки опасных грузов» [Электронный ресурс]:/ учеб. пособие / Скачков Н.Г. – Режим доступа: https://m.cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-i-pravovoe-regulirovanie-riskov-morskoy-perevozki-opasnyh-gruzov Загл. с экрана (Дата обращения: 11.01.2017).


Количество просмотров: 1323
теги:
02.04.2018 17:11 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама