Гуань Цзинбо
магистрант 2 курса СФУ,
г. Харбин, Китай
E-mail:guanjingbo@mail.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail:somcl@mail.ru
Россия является крупным внешнеэкономическим и торговым партнером Китая. Китайско-российская торговля включает крупный и мелкий опт и розничную торговлю. Мелкий опт и розничную торговлю можно реализовать через Aliexpress, а крупный опт относительно сложнее реализуется.
Данные показывают, что в 2016 году товарооборот России с Китаем составил 66 108 232 791 долл. США, увеличившись на 4,02% (2 552 708 537 долл. США) в сравнении с 2015 годом.
Экспорт России в Китай в 2016 году составил 28 021 250 197 долл. США, уменьшившись на 2,04% (584 016 814 долл. США) по сравнению с 2015 годом.
Импорт России из Китая в 2016 году составил 38 086 982 594 долл. США, увеличившись на 8,97% (3 136 725 351 долл. США) по сравнению с 2015 годом.
Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2016 году составила 14,1332% против 12,0765% в 2015 году. По доле в российском товарообороте в 2016 году Китай занял 1 место (в 2015 году – также 1 место).
Доля Китая в экспорте России в 2016 году составила 9,8151% против 8,3252% в 2015 году. По доле в российском экспорте в 2016 году Китай занял 2 место (в 2015 году – также 2 место).
Известно, что каждый год массово товары продаются через Aliexpress и отправляют в Россию, так и другой крупный опт из России. А отправка через Aliexpress реализовывается двумя способами - отправка онлайн или отправка от продавца. Отправка онлайн осуществляется следующим способом: продавцам нужно отправить товары на склад Aliexpress, затем из склада распределить товары за границу. У Aliexpress есть только 3 склада, располагающихся в таких городах как Ханчжоу, Шанхай, Шэньчжэнь. Продавцы, которые находятся в другом городе нужно оплатить дополнительные логистические издержки, чтобы отправить товары в Россию.
Второй способ предполагает, что продавцам нужно самим найти транспортные компании, и с ними сотрудничать, но цены обычно за доставку настолько высокие, что могут превышать цену товара.
Кроме электронной коммерции, логистические издержки по крупному опту внешней торговли требуют сочетания с многими факторами, например время доставки, вид оплаты, вес и объём товара, а также время задержки в порту и т.д.
Главные факторы, которые влияют на логистические издержки:
1. Закон
2. Закон о логистике и соответствующие установленные документы (разные) между двумя странами.
2. Таможня
Таможенное оформление в большой степени влияет на логистические издержки, во-первых, для импортных товаров нужно оформлять много соответствующих документов, включает внешнеторговый контракт (на трех языках), электронную декларацию, документы контроля, подбор кодов импортируемой продукции согласно Товарной Номенклатуры ВЭД., оформление сертификатов, разрешений, необходимых справок в органах таможенного и санитарного контроля. Товары долго задерживаются на таможне, таможенная пошлина и затраты на оформление документов тоже считаются частью логистических издержек.
3. Потери
В процессе перевозки часто возникает потеря товара, причины которой бывают разные, что также влияет на логистические издержки.
4. Разные логистические инфраструктуры
Логистическая инфраструктура между портами обеих стран является не развитой, правительство относительно меньше вкладывается в северный восточный порт Китая. В последнее время с развитием торговли двух стран, между двумя странами построили новые железные дороги, это более полезно для развития логистики между Китаем и Россией.
Мы узнали, как работает логистика Aliexpress, в настоящее время много китайских и русских предприятий реализуют торговлю крупных партий через подписание контрактов, две стороны определили вид оплаты и поставки, производители и клиенты обычно выполняют этот процесс с помощью транспортных компаний. По рисунку 1 можно узнать как они работают.(тк –транспортная компания)
рис. 1. |
|
Ранее для уменьшения логистических издержек создали распределительный
центр, который действительно экономит много времени и требует меньших процедур
в логистике (Рис 2).
Рис. 2
Преимущества распределительного центра:
1. Эффективная и бесперебойная поставка товаров;
2.Возможность у распределительных центров самостоятельно заключать договоры с поставщиками, минуя звено дистрибьюторов и дилеров;
3. Экономия на персонале;
4. Централизованный контроль над качеством продукции.
Таким образом, можно рассмотреть на основе имеющихся распределительных центров создание связи между регионами Китая и России. Китайские и русские предприятия проводят торговлю, в то же время они сталкиваются с следующими проблемами: проблема оплаты, доверие, культурные различия, и т.д. Все эти факторы могут привести логистические издержки к увеличению.
Рекомендация и развитие логистики между регионами Китая и России.
1.Между распределительными центрами регионов Китая и России создаются отношения сотрудничества, проблема между продавцами и клиентами стала проблемой между распределительными центрами. Посмотреть Рис 3.(рц – распределительный центр)
3. Осуществление оплаты через платформу
распределительного центра.
Рис. 3.
2. Открытие «Зеленого света» для сотрудничества распределительных центров.
В 2012 Россия вступила в ВТО, между двумя странами появилась новая возможность обсуждения политических и экономических аспектов. Правительствам двух стран надо активно принимать меры для сокращения таможенной пошлины и упрощения процедуры контроля.
Клиенты напрямую платят платеж продавцам, через банк нужно несколько дней, но товары еще хранятся на складе производителей. Оплата через платформу распределительного центра может экономить время оплаты и затраты на склад.
Преимущество новой логистической системы:
- сокращение расстояния перевозки;
- сокращение времени оплаты;
- сокращение времени на таможенное оформление;
- сокращение затрат на склад;
Логистика - это мост торговли между Китаем и Россией, сейчас не только предприятию нужно выполнять задачи для развития логистики, но это нужно и правительству, а предприятиям необходима поддержка. Правительству надо увеличить вклад в транспортную инфраструктуру в порту и упрощать таможенное оформление, что приведет к удобной логистике между двумя странами.
Библиографический список:
1. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А. В. Кириченко. — СПб.: Питер, 2004. — 506 с.
2. Корпоративная логистика.300 ответов на вопросы профессионалов/Под общ. И научи. Редакцией проф.В.И.Сергеева- М.: ИНФРА-М,2005-976с.
3. Ян Чанчунь Отношения между международной торговлей и международной логистикой.[J] 2007
4. Режим: данные из http://russian-trade.com/