Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:39:11
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ-НОВОСИБИРСКИЙ ЭЛЕКТРОДНЫЙ ЗАВОД» Г. НОВОСИБИРСК

Войнова Людмила Андреевна

 студентка 4 курса

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

E-mail: voinova_ludmila95@mail.ru

Научный руководитель Наконечная Ольга Александровна

 канд.экон.наук, доцент

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

Email: proza@ngs.ru

Переход мировой экономики в состояние повышенной турбулентности, сопровождающихся падением рынков и снижением деловой активности, заставляет компании реагировать на происходящие процессы. Одна из ключевых ролей отводится конкурентоспособности.

Своему существованию конкурентоспособность обязана экономической науке, введшей рассматриваемую категорию в оборот.  Каждый исследователь, изучающий конкурентоспособность, ставит перед собой задачу определения критериев, а также нахождения источников и факторов конкурентоспособности [1;2; 4, с. 22].

Закрытое акционерное общество  «ЭНЕРГОПРОМ - Новосибирский электродный завод» (ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ») –  одно из предприятий Компании «Энергопром Менеджмент». Компания «Энергопром Менеджмент» - является ведущим поставщиком углеграфитовой продукции с годовым оборотом более 400 млн. долларов. Под управлением компании находятся три завода, расположенных в непосредственной близости от основных российских производителей стали и алюминия.

Вся номенклатура продукции Новосибирского Электродного Завода по физико механическим и качественным показателям соответствует международным стандартам и включает: угольные электроды, катодные блоки, набивные подовые массы, электродная масса, доменные блоки.

Основными потребителями продукции на внутреннем рынке России и стран СНГ являются такие крупные предприятия как Братский, Саяногорский, Красноярский, Иркутский, Богословский, Волгоградский алюминиевые заводы, Новокузнецкий Ферросплавный Завод, Западно-Сибирский Металлургический Комбинат, Норильский Горнометаллургический Комбинат, Завод «Красный Октябрь», Волжский Трубный Завод, КамАЗ, АвтоВАЗ, Аксуский Завод Ферросплавов.

 Сегодня продукция ЗАО «НовЭЗ», кроме внутреннего рынка РФ и стран СНГ, поставляется на рынки США (AkSteel, GlobeMetallurgical), Германии (ISPAT HamburgGmbH, CorusAluminiumGmbH и др.), Норвегии (ELKEM Meraker, ELKEM ASA FiskaaSilicon), Канады (IspatSidbec), Италии, Австрии, Франции, Испании, Польши, Чехии, Индонезии, Австралии и других стран.

Конкурентоспособность и эффективность деятельности организации можно определять различными способами и методами. Одним из таких методов является SWOT – анализ [3, с. 107].

Предприятие ЗАО «ЭПМ-НовЭЗ» на мировом и внутреннем рынке достаточно давно (с 1974 гг.), успешно развивается и спрос на выпускаемую продукцию не сокращается в условиях изменения внешней среды. ЗАО «НовЭЗ» один из немногих заводов, выпускающих аналогичную продукцию, он занимает самую большую долю на рынке (так по данным консолидированных продаж группы «Энергопром» на 2014 г. ЗАО «НовЭЗ» производит 44% общего объема продукции) и, что касается связей с потребителями, то они хорошо налажены и в долгосрочной перспективе не меняются. Все вышесказанное подтверждает, что  компания придерживается стратегии стабильности, то есть он сосредотачивается на существующих направлениях бизнеса и регулярно поддерживает их (табл.1).

 

 

 

Таблица 1 - SWOT – анализ ЗАО «ЭПМ – НовЭЗ» г.Новосибирск

Внешние

факторы

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние

факторы

Возможности

 

Угрозы

1. Наличие в природе сырья для производства углеграфитовой продукции.

2. Спрос на электродную продукцию в мировом масштабе.

3. Возможность использования модернизированного оборудования.

1. Иностранные конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию по более низким ценам.

2. Высокий уровень инфляции.

3. Неблагоприятная политика правительства в области налогообложения.

Сильные стороны

 

1. Высокое качество выпускаемой продукции.

2. Стабильное положение на внутреннем и внешнем рынке.

3. Близость железнодорожных и автотранспортных путей и сырьевых ресурсов.

 

 

Поле «СИВ»

1. Поддержание качества продукции на должном уровне.

2. Привлечение и удержание новых клиентов за счет репутации и положения на рынке.

3. Бесперебойность производства и распределения продукции.

Поле «СИУ»

1. За счет высокого качества продукции и стабильного положения на мировом рынке, устранение иностранных конкурентов.

2. За счет накопленного опыта поддерживать конкурентоспособность в условиях инфляции и высоких налогов

 

Слабые стороны

 

1. Неполное использование производственных мощностей.

2. Высокие затраты на производство.

3. Большой удельный вес расходов на энергоресурсы в себестоимости.

Поле «СЛВ»

1. Путем использования модернизированного оборудования увеличить фактическую производственную мощность и снизить затраты на производство.

2. За счет увеличения прибыли от продаж внедрять энергосберегающие технологии.

Поле «СЛУ»

1. Использование стратегии снижения издержек производства.

2. Применять ресурсо- и энергосберегающие технологии.

 

Кроме того, предприятие является доминирующим на рынке углеграфитовой продукции. Так, рыночная доля консолидированных продаж, по данным за 2014 г. составляет 44 процентных пункта от общего объема продукции, что свидетельствует о  достаточно высоком уровне конкурентоспособности.

Для выявления сильных, нейтральных и слабых сторон предприятия воспользуемся методом SNV – анализа. На основе экспертного* мнения сформируем таблицу 2.

Таблица 2 – SNV – анализ ЗАО «ЭПМ – НовЭЗ» г.Новосибирск

Критерий (показатели)

Значимость

Коментарии

Уровень стратегического менеджмента

80

1. Стратегические планы разрабатываются в соответствии с прогнозом обстановки во внешней среде и имеющимися потенциальными возможностями.

2. Стратегия ориентирована на долгосрочную перспективу.

Соответствие организационной структуры выбранной стратегии развития

70

1. Организационная структура полностью соответствует выбранной стратегии развития.

Общее финансовое состояние фирмы:

Уровень бухгалтерского учета

85

1. Бухгалтерский учет полностью компьютеризирован.

2. Фирма обладает уникальными товарами и привлекает инвесторов.

Доступность инвестиционных ресурсов

 

80

Конкурентоспособность продукции

100

1. На рынке товаров не существует товаров – заменителей.

Эффективность системы дистрибуции

90

1. Высокие  требования предъявляются в области грамотного и вежливого общения с покупателями.

Уровень использования информационных технологий

80

1. Широко используются информационные технологии.

Способность к реализации на рынке новых товаров

40

1. Фирма способна реализовать уже выпущенные товары, а необходимости для выпуска новой продукции нет.

Способность к лидерству руководителя

90

1. Лидером является руководитель.

Уровень маркетинга

55

1. Предприятие не имеет отдела маркетинга.

Уровень менеджмента

90

1. Высокий уровень администрирования.

Известность товарного знака и брендинг

100

1. Вся продукция очень хорошо знакома потребителю.

Качество персонала в целом

90

1. Персонал имеет образование, соответствующее занимаемой должности.

2. Функционирует учебный центр, в котором любой работник может повысить квалификацию, либо получить смежную профессию.

Репутация на рынке

100

1. Предприятие занимает самую большую долю на рынке, среди предприятий - конкурентов.

Репутация руководителя

90

1. Руководителя уважают за его человеческое, но при этом очень требовательное отношение к персоналу.

Корпоративная культура

 

50

1. Слабо развита корпоративная культура

*(Топ – менеджер компании)

По данным таблицы, предприятию следует особое внимание уделить критериям № 7, 9, 15, величина которых колеблется в пределах 40 – 55%. В остальном же организация работает стабильно и уделяет внимание всем факторам, характеризующим его конкурентоспособность.

 

Библиографический список:

1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. М, 2000

2. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность / О.В. Аристов. М., 2001

3. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с

4.Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч.пос. / В.М.Круглик.; Под общ. ред. В.М. Круглик. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 285 с.

5. Мишин Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства / Ю.В. Мишин. М., 2000

6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. М., 2000


Количество просмотров: 1270
теги:
02.04.2018 16:35 | stacyблог автора

Еще публикации: