Вихрев Артур Николаевич
студент 4 курса
Красноярский государственный аграрный университет,
г.Красноярск, Россия
E-mail: arti24@mail.ru
Парфенов Михаил Юрьевич
студент 4 курса
Красноярский государственный аграрный университет,
г.Красноярск, Россия
E-mail: krasrestrukt@mail.ru
Научный руководитель – Пантелеев Владимир Иванович
к.и.н., доцент кафедры логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: vpanteleev@yandex.ru
В России CRM-системы уже не редкость и применяются достаточно широко. Однако до сих пор многие компании не могут оценить эффект от их внедрения. Существует большой разброс мнений при оценке полученных результатов, а подтвердить цифрами и фактами ответ на вопрос «Что конкретно дало компании внедрение CRM-системы?» удается очень редко [3].
CRM-система (Customer Relationship Management)— это прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов [3].
Цель внедрения CRM-системы – рост прибыли компании за счет оптимального взаимодействия с клиентами. Он складывается из повышения доходности клиентской базы и снижения затрат на ее обслуживание. Однако многие компании в России рассматривают CRM-систему как средство снижения затрат, а не увеличения доходов, хотя она помогает решать обе задачи. Повышение лояльности клиентов или автоматизация рутинной работы менеджеров не цели внедрения CRM-системы, а способы их достижения. Лояльность складывается из следующих составляющих:
· из индекса лояльности;
· закупок по рекомендации клиентов;
· количества ушедших клиентов;
· доли продаж по старым клиентам;
· стоимости лояльного клиента [1].
Эффект от использования систем управления взаимоотношения с клиентами (CRM) неоспорим. СRM-системы приводят примерно одни и те же основные показатели, определяющие экономический эффект от внедрения CRM:
· рост объемов продаж на 10-30% в год;
· расширение клиентской базы на 5-15% в год;
· снижение административных издержек на 10-20%;
· увеличение степени лояльности клиентов на 3-10% [1].
На настоящий момент на рынке есть CRM-системы, которые нужно скачивать на свой компьютер, другими можно пользоваться онлайн. В принципе, хороши и те и другие.
Также существуют CRM-системы платные и бесплатные. Бесплатные CRM-системы имеют некоторые ограничения (в основном на число пользователей и по объему документов и счетов)
Мы выделили 5 самых популярных русскоязычных CRM-систем.
1) «Мегаплан»
Система, позволяющая хранить всю информацию по клиентам в структурированной базе данных и следить за событиями и задачами, связанными с ними.
Систему «Мегаплан» можно протестировать в течение месяца. Есть бесплатная версия — CRM Free. В ней есть ограничения по объёму документов, счетов, сделок и количеству пользователей (12 человек) [4].
2) «Битрикс24»
Cистема служит для учёта потенциальных и текущих клиентов, партнёров и даже получателей пресс-релизов. CRM можно интегрировать с интернет-магазином и обрабатывать заказы прямо в системе. Есть возможность бесплатного тестирования системы (12 человек), после которого пользователь может выбрать один из платных тарифов [4].
3) «amoCRM»
Её основным отличием является то, что системообразующим в ней является не файл клиента, а файл сделки. amoCRM позволяет руководителю следить за работой менеджеров: видеть количество сделанных звонков, запланированные и проведённые встречи, результаты переговоров. У amoCRM есть бесплатная версия и четыре платных [4].
4) «Bpm’online sales»
Bpm’online sales является системой управления процессами, построенной на нотации BPMN. Система решает задачи моделирования бизнес-процессов, их последующей автоматизации и анализа. С помощью bpm’online sales вы можете выстроить всю работу с потенциальным клиентом [4].
5) 1С:CRM
CRM-система позволяет структурировать и собрать в единую базу данные о ваших клиентах, партнерах, поставщиках и даже конкурентах [4].
Таблица №1[5] – Сравнительный анализ СRM-систем
Функционал/ СRM-система |
Megaplan CRM |
Bpm online Sales |
Bitrix 24 CRM |
AMO CRM |
1C CRM |
Работа со сделкой |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Телефония |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Бизнес-процессы |
0 |
3 |
3 |
0 |
1 |
Задачи |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
Email-рассылка |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Email-клиент |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Настройка интерфейса |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Права доступа |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Отчетность |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
Веб-формы |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
API |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Возможность доработки |
0 |
3 |
1 |
1 |
3 |
Social CRM |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Разделение на лиды и контакты |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Вариант поставки |
SAAS и Stand Alone |
SAAS |
SAAS и Stand Alone |
SAAS |
SAAS и Stand Alone |
Качество документации |
Высокое |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
Низкое |
Уровень сложности системы |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
В верхней строке таблицы прописаны названия CRM-систем, а в левом столбце — названия функций. На пересечении дана оценка по 4-бальной шкале, где: 0 — функция отсутствует в системе; 1 — функция присутствует, но в силу сложности или наоборот примитивности, ею нельзя пользоваться; 2 — функцией возможно пользоваться, но необходимы усилия со стороны программиста и/или консультанта; 3 — функцией возможно пользоваться из коробки при определенной подготовке (прочитав мануал).
В таблице не были рассмотрены функции экспорта и импорта, так как все CRM-системы с этим справляются на должном уровне, и данные операции производятся всего один раз [5].
Таким образом, выделяя средства на внедрение программного продукта, компании стремятся комплексно автоматизировать свой бизнес-процесс. Поэтому, какую бы систему вы не выбрали, сам по себе факт внедрения CRM – это огромный шаг вперед, и все вложенные средства в это начинание окупятся с лихвой не только количеством благодарных клиентов, но и благодарностью ваших сотрудников, которым вы дали незаменимый инструмент, повышающий, в том числе, их достаток.
Библиографический список:
1.Титов С.В. Этапы внедрения CRM-системы на предприятии / С.В. Титов // Транспортное дело России. – 2011. – №10. – С. 38-40.
2. Отзывы клиентов о CRM системе-AMO CRM //https://www.amocrm.ru/customers/
3. Что такое CRM? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: crm.web- 3.ru/html/
4. Базовый элемент; 5 лучших русскоязычных CRM систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/cloud/148883-luchshie-russkoyazychnye-crm
5. Сравнение CRM-систем. Таблица с пояснениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/trinion/blog/308476/