Бывших Екатерина Юрьевна
магистрант 2 курса
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: katusha12228@mail.ru
Научный руководитель – Юдникова Елена Сергеевна
д. э. н., профессор
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: elena.judnikova@yandex.ru
Транспортные коммуникации и инфраструктура обеспечивают существующие хозяйственные связи Псковской области, а также создают благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата в регионе и развития делового сотрудничества с российскими и иностранными партнерами. В Псковской области представлены все виды транспорта - наземные, морские, воздушные. Главной особенностью геополитического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Административно область разделена на 24 района, из них 9 приграничных и имеет 14 городов, из которых два относительно крупные экономические центры: Псков (202,7 тыс. населения, перепись 2002 года) и Великие Луки (104,9 тыс. населения, перепись 2002 года). Псковская область – единственный субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами
· с Беларусью (протяженность границы 305 км);
· с Эстонией (254,4 км);
· с Латвией (274,6 км).
Федеральный субъект – Псковская область был выбран на основание своего геополитического положения, через него проходит транспортный коридор № 9 и так же нельзя не отметить перспективность приграничного сотрудничества субъекта.
Рисунок 1 – Транспортная сеть Псковской области
В Псковской области открыты два представительства иностранных государств: Консульство Латвийской республики (работает с 1993 г.) и Псковская Канцелярия Генерального консульства Эстонской республики в Санкт-Петербурге (1994 г.).С 1994 г. в Пскове работает представительство МИД Российской Федерации в г. Пскове. Регион имеет внутренние границы:
· с Новгородской и Ленинградской областями Северо-западного экономического района,
· с Тверской и Смоленской областями Центрального экономического района Российской Федерации.
В связи с расширением границ ЕС Псковская область становится своего рода «стартовой» зоной для выхода европейских компаний на российский рынок. Имея развитую транспортную инфраструктуру и богатое культурно-историческое наследие, располагает большими возможностями для развития туризма в регионе.
В регионе действуют 3 таможни: Псковская, Великолукская, Себежская. Псковская таможня создана приказом Главного управления государственного таможенного контроля (ГТК) при Совете министров СССР от 23 мая 1991 года. Еще в начале 2000 года в Псковской области существовало 5 таможен – Псковская, Печорская, Пыталовская, Себежская и Великолукская. Затем в 2000 году приказами ГТК России Пыталовский и Печорский таможенные посты были присоединены к Псковской таможне. Протяжённость внешней границы района деятельности Псковской таможни составляет 470,7 километра. Из них на границу с Латвией приходится 223,7 км., а с Эстонией 247 км.
Через область проходят железнодорожные маршруты:
· Москва – Рига
· Санкт-Петербург – Одесса
· Санкт-Петербург - Вильнюс – Калининград
· Санкт-Петербург – Рига
· Санкт-Петербург – Львов и др.
Железнодорожные пункты пропуска и станции оформления:
· в зоне Псковской таможни
- Печоры-Псковские
- Пыталово
- ж/д станции "Псков-товарный" и "Березки-псковские"
· в зоне Себежской таможни
- Себеж
- Идрица
· в зоне Великолукской таможни
- Невель-2
- ж/д станция "Великие Луки"
Значение региона в Транспортной стратегии России. Трансъевропейские транспортные коридоры на территории региона.
Наибольшую протяженность по территории России имеет международный транспортный коридор №9. Он проходит от границы с Финляндией к Санкт-Петербургу и далее в направлениях на Киев (проходя через Москву и через Псков) до границ с Украиной и Белоруссией.
Одним из главных ответвлений транспортного коридора №9 является автомобильное ответвление PE92A: Санкт-Петербург - Псков - Лобок (граница с Белоруссией).
В настоящее время в области наблюдается специфический ряд проблем, которые привносят дополнительный негатив в псковскую экономику. Во-первых, местный бизнес в связи с ограниченностью доступа к железнодорожному транспорту в большей степени ориентирован на автотранспорт. Это, по оценке экспертов, чаще всего дороже и неудобно. Крупному бизнесу, для работы которого определяющим фактором является логистика, область пока остается неинтересной по причине удаленности от основных рынков (Москва и Петербург).
Именно по этой причине одной из главнейших задач Концепции социально-экономического развития Псковской области на долгосрочную перспективу является улучшение ситуации в сфере транспортной инфраструктуры. Концепция предполагает строительство электрифицированной железной дороги Псков – Гдов; организацию движения скоростных пригородных электропоездов повышенной комфортности по маршруту Санкт-Петербург - Луга – Псков; электрификацию и модернизацию основных железных дорог на участках Луга – Псков, Веймарн - Сланцы – Гдов, Оредеж - Дно, Дно – Псков, Псков – Печоры; строительство подъездных железнодорожных путей к формирующемуся промышленному узлу в районе Дно - Порхов - Дедовичи, к портовым комплексам "Псков" и "Сторожинец".
Основным конкурентным преимуществом области является ее расположение между тремя полюсами экономического развития: динамично развивающимися городскими агломерациями – Москвой и Санкт- Петербургом и масштабным рынком Европейского Союза. [2] Псковская область - один из наиболее перспективных регионов России с точки зрения использования рынка ЕС как инструмента развития. Через границу с Латвией Псковская область получает короткий выход на ядро рынка Евросоюза (Германия, Франция, Италия и три страны Бенилюкса), а также на его динамично растущую часть – новых членов Евросоюза.
В настоящий момент отмеченное конкурентное преимущество практически не сказывается на социально-экономическом развитии области. Это связано со:
• слабостью и внутренней противоречивостью общероссийского курса на сотрудничество с ЕС на федеральном уровне;
• проблемами с положением русскоязычного населения в странах Балтии, что препятствует развитию товарообмена и приграничного сотрудничества;
• отсутствием в области специальных управленческих структур, отвечающих за сотрудничество с ЕС.
Данная Концепция исходит из того, что разработка и грамотная реализация политики Псковской области в отношении ЕС приведет к активизации развития региона. Данный шаг превратит отношения с ЕС в инструмент прорывного развития Псковской области. У Псковской области есть возможность превратиться из периферии в контактную территорию ЕС и России.
Участники кластера
Транспортно-логистический кластер будет основан на территории Псковской области на базе транспортных организаций, являющихся лидерами российского транспортного рынка данного субъекта. Логистический кластер позволит транспортным организациям области взаимодействовать на более высоком уровне, но для этого должны быть предприняты усилия по продвижению кластерной идеологии на уровень менеджемента компаний и по выводу предприятий на принципиально новые горизонты планирования своего развития. В Псковской области осуществляеются свою деятельность около 89 организаций членов АСМАН( Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), железнодорожные организации ( РАТЭК, ВМТЭК и др.). Основными участниками кластера могут выступить: ОАО РЖД, ОАО Псковавиа, транспортная компания РАТЭК. Основная задача – создание на приграничной территории зоны опережающего развития мультимодальной транспортно-логистической зоны, включающей аэропорт и объекты сопутствующей логистической и сервисной инфраструктуры.
Цель создания логистического кластера: формирование эффективной системы взаимодействия и кооперации компаний транспортного комплекса для повышения конкурентоспособности комклекса в целом посредством обеспечения государственной поддержки социально-экономического и инновационного развития.[3]
Основные задачи, которые стоят на сегодняшний день перед кластером, – это:
1. Включение региона в систему евроазиатских транспортных связей.
2. Удовлетворение спроса на профильные услуги со стороны крупных промышленных предприятий региона.
3. Обеспечение малого и среднего бизнеса федеральных торговых сетей качественным транспортно-логистическим сервисом.
4. Оптимизация взаимодействия участников кластера.
Развитие транспортно-логистического кластера Псковской области в настоящее время играет важнейшую роль, как для самого региона, так и для всей страны в целом. Являясь связующим звеном между Россией и Европой, ТЛК Псковской области обеспечивает транспортировку международных грузов между Россией и странами Евросоюза, способствуя при этом развитию торговли и международных отношений.
Библиографический список:
1. Программа развития логистического комплекса Псковской области до 2015 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://csr-nw.ru/upload/file_content_58.pdf .
2. Санатов Д.В. Потенциал развития логистического комплекса Псковской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://csr-nw.ru/upload/ file_category_93.pdf
3. Шарапов С.А. Основные предпосылки для реализации проекта «Создание межрегиональных мультимодальных логистических центров». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.citp.ru/smmlc.doc