Бухарова Татьяна Андреевна
Магистрант 1 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: buharovatanya1@yandex.ru
Научный руководитель – Швалов Павел Григорьевич
к.э.н., доцент кафедры Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: shvalov@yandex.ru
Утверждение в науке понятие инфраструктуры относят к концу 1950-х – начале 1960-х годов. Сам термин «инфраструктура» (с лат. «Infra» - «ниже, под» + «structura» – «строение, расположение») первоначально использовался в военном лексиконе и означал комплекс тыловых (вспомогательных) сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады боеприпасов и других военных материалов, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет, военные аэродромы и др.) [1].
В экономической литературе этот термин появился в трудах зарубежных ученых в конце 1940-х годов, характеризуя комплекс отраслей, обслуживающих промышленность и сельское хозяйство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, н «связь, водоснабжение и канализация, общая и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.д.). С развитием общественного разделения труда и усилением роли обслуживающих звеньев в 1950-е годы были опубликованы материалы Г. Нурксе, П. Розенштейна-Родана, А. Хиршмана, А. Янгсона и др., где сохранилось понимание инфраструктуры как вспомогательного образования, а также делалась попытка обосновать ее значение для эффективного функционирования производства [3].
Ученые, исследовавшие этот вопрос (А. Алимов, С. Важенин, Н. Витренко, В. Канин, А. Кочерга, А. Мазараки, В. Куценко, Н. Плащинский, Ю. Рандалов, Н. Рымашевская, В. Пациорковський, Б. Хомелянський, А. Шарипов и т.д.), понимают под инфраструктурой общие условия функционирования материального производства и эффективного решения социальных проблем, то есть наиболее общие условия процесса общественного воспроизводства. Возникновение отдельных элементов инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись созданными искусственно благодаря реализации потребности в подготовительно-заключительных процессах и организации обращения производимого продукта. Наряду с этим для поддержания жизнедеятельности общества объективной необходимостью оказалось обслуживания его членов. Именно повышение значимости общих условий процесса воспроизводства обусловило появление понятия инфраструктура [2]. Основой выделения инфраструктуры в хозяйственном комплексе есть ее функциональное назначение, заключающийся в создании условий для удовлетворения широкого круга потребностей общества, населения, производства.
Современное понимание инфраструктуры рассматривается как комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и / или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) [4].
Обеспечение эффективной организации производства в условиях современного хозяйствования возможно при соблюдении системного подхода к рассмотрению всех процессов, происходящих на предприятии. При этом большое внимание следует уделять взаимосвязи основного и вспомогательного производств, рассматривая их как единое интегрированное целое.
Организация технического обслуживания производства непосредственно влияет на показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий, их деловую активность и тому подобное. Особое значение приобретает организация функционирования инфраструктурных подразделений в условиях высоких темпов технического прогресса, который охватывает все сферы хозяйствования.
Производственная инфраструктура предприятия представляет собой совокупность подразделений, которые прямо не участвуют в создании основной (профильной) продукции предприятия, но своей деятельностью способствуют работе основных цехов, создавая необходимые для этого условия. Необходимыми условиями нормального течения производственного процесса на предприятии являются: поддержание в рабочем состоянии машин и оборудования; своевременное обеспечение рабочих мест сырьем, материалами, инструментами; питания агрегатов энергией, выполнения транспортных операций. Для обозначения всех этих процессов в совокупности используется понятие – система технического обслуживания производства.
Работы, связанные с техническим обслуживанием производства, выполняют специальные подразделения и хозяйства, к которым относятся: ремонтное и инструментальное производства; транспортное, энергетическое складское хозяйства. Структура и масштабы их деятельности зависят от отрасли, диктуются конкретными условиями хозяйствования каждого предприятия, его типом производства, формой взаимосвязей внутренних производственных подразделений и спецификой технологического процесса.
Организация и состояние инфраструктуры существенно влияют на экономику предприятия: в современных условиях в сфере технического обслуживания производства на промышленных предприятиях работают от 40 до 50% всего промышленно-производственного персонала.
Большинство вспомогательных и обслуживающих операций по своему характеру трудно поддаются механизации и автоматизации. Из-за нестабильности, нерегулярность и разнообразие эти операции достаточно трудно планировать, нормировать и регламентировать. Следовательно, для вспомогательных подразделений характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительным объемом ручного труда.
Поскольку роль обслуживающих подразделений и служб в производственном процессе существенно изменяется под влиянием развития рыночных факторов и научно-технического прогресса, то для рациональной организации технического обслуживания необходимо предусматривать и учитывать тенденции их развития. Во-первых, в результате реструктуризации предприятий происходит формирование отдельных специализированных производств, ориентированных на индивидуализированный спрос их услуг. Следовательно, наблюдается тенденция к выполнению функций технического обслуживания специализированными небольшими предприятиями.
Во-вторых, с усложнением технологических процессов повышается сложность работ по обслуживанию производства, что, соответственно, потребует изменения подходов к формам и методам организации технического обслуживания, повышая роль основных и вспомогательных функций организации производства. В результате объективные процессы, которые являются следствием научно-технического прогресса и других факторов, могут привести к интеграции основных и вспомогательных процессов, при которых организация технического обслуживания станет частью единого процесса организации производства. При этом работы по техническому обслуживанию будут взаимосвязаны с технологическими процессами непосредственного изготовления продукции на основе единой комплексной технологии производственного процесса в целом.
Cтоит отметить, что, несмотря на то, какая тенденция будет доминировать ли создание отдельной индустрии технического обслуживания на базе специализации однородных функций, или слияние вспомогательных и основных процессов и получения статуса равноценных в технологическом процессе производства, предприятие всегда должно руководствоваться фактором экономичности производства по критерию минимизации затрат на выполнение работ по техническому обслуживанию. Следует заметить, что трансформационные процессы в этом аспекте не завершены, поэтому в дальнейшем актуальным остается изучение действующей системы организационной инфраструктуры и совершенствование опыта ее адаптации к рыночным условиям хозяйствования.
Таким образом, мы определили, что придя из военного лексикона термин «инфраструктура» в 1950-е годы начал использоваться в научной сфере, прежде всего – экономической литературе. Сейчас он воспринимается как комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и / или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) и толкуется в двух направлениях.
Мы под инфраструктурой понимаем совокупность средств, учреждений, сооружений, сетей и других элементов материально-технической базы, помогающие осуществлять конкретный вид деятельности, и разделяем ее социальной, производственной, универсальную, выделяя отдельный вид – специализированную.
Библиографический список:
1. Аникин, Б. А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник /под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - Москва: Проспект, 2014. - 601 с.
2. Королько, И.В. Информационная система складского хозяйства предприятия / И.В. Королько // Вестник магистратуры. - 2013. - № 12-1 (27). - С. 66-68.
3. Прокофьева, О.С. Особенности проектирования современного складского комплекса / О.С. Прокофьева, Д.С. Фадеев, С.Л. Чикалина // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 8 (79). - С. 126-130.
4. Таран, С. А. Как организовать склад: инфраструктура, управление, технология, оборудование, сохранность ТМЦ, оптимизация: практические рекомендации / С. А. Таран. - Москва: Альфа-Пресс, 2014. - 295 с.