Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 8:09:52
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА

Браун Екатерина Сергеевна

бакалавр 4 курса,

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

Е-mail: braunkatya1995@mail.ru

Научный руководитель – Пименова Марина Владимировна

доцент кафедры Логистики

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева,

 г. Красноярск, Россия

Е-mail: pimenovamarina@yandex.ru

В последнее время торговля является одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Россия является не исключением и именно поэтому очень привлекательна для сетевого ритейла. Под ритейлом понимается розничная торговля товаров конечному потребителю. Направления деятельности сетевых ретейлеров разнообразны: они могут ориентироваться на универсальный товар, либо на определенные группы товаров. В настоящее время на российский рынок стали активно входить такие международные крупные розничные сети, как «Ашан», «Метро», «IKEA» и другие, которые успешно реализуют свою продукцию. Однако есть и другие примеры, когда торговые сети не смогли завоевать российский рынок и не выдержали конкуренции (например, Рамстор, Carrefour).

Существует несколько факторов, препятствующих вхождению на российский рынок иностранного капитала:

· неразвитость инфраструктуры;

· сложности при открытии бизнеса;

· высокая конкуренция [1].

По последним данным исследований компании CBRE  «Активность  розничных  сетей», где анализируется распространение международных сетевых ритейлеров, Россия заняла третье место по привлекательности для международных торговых сетей [2]. 

С 2013 года на российский рынок вышли 142 новые зарубежные компании. На сегодняшний день у них открыто более 390 торговых точек. Уже в 2016 году в сегменте fashion открыли свои магазины такие крупные сетевые ритейлы, как:  Dippin Dots, Monki, Krispy Kreme, Anta Sports, Takko Fashion, Bimbus, Deichmann, Forever 21, Derimod. В основном новые игроки открывают по 2-3 торговые точки в Москве. В 2012-2013 гг. около 17 крупных торговых сетей впервые открыли свои магазины в регионах, так как аренда гораздо ниже, а покупательская способность достаточно высокая [3].

Направления деятельности розничных сетей разнообразны, но самыми успешными и крупными в России являются продуктовые ритейлеры. По данным журнала Retail.ru первое место занимает «Магнит», его выручка составила 763,5 млрд. рублей, за 2014 год было открыто 1618 магазинов, рост продаж вырос на 15%. Второе место занимает компания X5 Retail Group, в которую входят такие сетевые ритейлеры, как «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток-экспресс». Розничные продажи выросли на 19%. компания X5 Retail Group занимает пятое место в списке Forbes. На третьем месте находится компания «Дикси», ее выручка выросла на 27%. Четвертое место занимает сетевой ритейлер «Лента», благодаря картам постоянного покупателя, которыми пользуются около 7 млн. человек. И на пятом месте находится компания «О’кей», выручка которой снизилась на 5% [4].

Иностранные компании весьма активно выходят на российский рынок, в то время, как отечественные ритейлеры не спешат выходить за рубеж. Более того, большинство торговых розничных сетей не выходят за пределы регионов [5].

Рассмотрим деятельность продуктовых сетевых ритейлеров в Красноярском крае. На данный момент существует несколько крупных торговых сетей: «Красный Яр», «Командор», «Метро», «О’кей», «Магнит», «Батон», «Лента», «ROSA» (таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные сетевые ритейлеры Красноярского края

Компании

Торговые сети

Количество магазинов

«Красный Яр»

Гастрономы «Красный Яр», дискаунтеры «Батон»

83

«Командор»

Супермаркеты «Командор», гипермаркеты «Аллея», дискаунтеры «Хороший»

135

«Метро»

«Metro C&C»

2

«О’кей»

«О’Кей», «О’Кей-Экспресс»

3

«Магнит»

«Магнит»

2

«Лента»

Гипермаркеты «Лента»

2

«ROSA»

Супермаркеты «ROSA» и «25 часов»

15

 

В условиях экономического кризиса, все большую популярность приобретает новый формат магазинов – дискаунтеры. Товары в магазинах такого формата расположены прямо на паллетах в коробках, продукты можно покупать оптом или в розницу.

Первое место по количеству магазинов и товарообороту занимает ГК «Командор». Компания развивает свою деятельность в четырех направлениях: гипермаркеты «Аллея», супермаркеты и магазины у дома «Командор», дискаунтеры «Хороший». Компания является одной из крупнейших на территории Сибири и Дальнего Востока, магазины этой торговой сети открыты в Красноярском крае и Республике Хакасия. Общая торговая площадь составляет более 250000 м2.

Гастрономы «Красный Яр» расположены в городах Красноярского края и не выходят за пределы региона.

Еще один местный продуктовый ритейлер – сеть супермаркетов премиального класса «ROSA».

Помимо продуктовых сетей существуют супермаркеты на АЗС, а также аптеки.

На уровне региона ранее также существовала торговая сеть «Каравай», которая позже работала под брендом «Spar». Компания не выдержала конкуренции, а на месте закрытых магазинов были открыты новые точки супермаркетов «Командор» и гастрономов «Красный Яр». На данный момент от компании «Каравай» осталась только кафе-пекарня.

У торговых центров «Metro C&C» существуют некоторые особенности деятельности: они продают товары только зарегистрированным индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, получившим карты покупателей. Физические лица вправе пройти на территорию магазина только в сопровождении обладателя карты в количестве двух человек. Часть товаров можно приобрести в розницу, а часть только оптом.

Гипермаркеты «Лента» довольно успешно вошли на рынок продуктового ритейла Красноярского края и за два года открыли три магазина двух форматов: гипермаркет и супермаркет. Главное преимущество заключается в том, что цены гораздо ниже, чем в других торговых сетях, а также один из филиалов работает в круглосуточном режиме [3].

Местные сетевые ритейлеры держат около 45% рынка, федеральные и иногородние сети – 35%, иностранные сети – 10% и еще 10% приходится на несетевых игроков (ларьки, рынки, мелкие магазины) [6].

Можно выделить следующие тенденции развития сетевых ритейлеров как на территории Красноярского края, так и на территории всей России:

1)                крупные торговые сети при выходе в новые регионы страны, в первую очередь, оценивают численность и платежеспособность населения, уровень конкуренции;

2)                главным центром для выхода новых сетей на российский рынок является Москва, где целесообразнее и выгоднее строить эффективную сеть. Либо, если это региональный ритейлер, то ему выгоднее открывать торговые точки в краевом центре [3].

3)                открытие новых торговых центров с наличием площадей, соответствующих требованиям федеральных и иностранных сетевых ритейлеров [1].

С каждым годом все больше усиливается конкуренция между сетями схожих форматов, большее количество зарубежных компаний приходит на российский рынок, оказывающих влияние на отечественный ритейл. Но тем не менее, рынок сетевого ритейла Красноярского края и России в целом является динамично развивающимся. Однако существует ряд проблем, которые необходимо учитывать в целях повышения эффективности работы рынка:

·     увеличение затрат на аренду качественных помещений,

·         ослабление курса рубля;

·         применение санкций против России;

·         снижение уровня доходов населения;

·         увеличение закупочных цен.

Несмотря на представленные проблемы, рынок сетевого ритейла России по-прежнему остается привлекательным для долгосрочного развития международных и местных сетей. По данным компании CBRE в 2017 году на российском рынке появится более 15 новых международных игроков [4].

 

Библиографические ссылки

1.     Матузенко Е.В., Горелова И.Е. Современные тенденции развития розничных торговых сетей в РФ // Вестник БУКЭП, 2014. – С. 125-128.

2.     Айрапетян Л. А., Конденкова К. Ф. Тенденции развития розничных торговых сетей в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. – С. 36-38.

3.     Лента: свежие новости [Электронный ресурс]. URLhttp://www.lenta.com/otkryvaet-pervyy-gipermarket-v-krasnoyarske (дата обращения 10.04.2017).

4.     CBRE  [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbre.ru/ru_ru/news_events/news_detail?p_id=18668 (дата обращения 10.04.2017).

5.      Фетисова  О.В.  Современные  тенденции  развития  мировой  розничной  торговли //  Вестник  ВолГУ.  Серия  3:  Экономика.  Экология.  –  2013.  –  №2.  –  С.  61–69.

6.     Retail.ru: ритейлеру и поставщику [Электронный ресурс]. URL: http://www.retail.ru/ (дата обращения 10.04.2017).


Количество просмотров: 1391
теги:
02.04.2018 16:17 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама