Белов Владислав Олегович
магистрант 1 курса,
Петербургский Государственный Университет
Путей Сообщений имени Александра 1,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vlad.belov94@gmail.com
Ограничительные экономические меры, введённые в отношении России с 2014 г., затронули обеспеченность страны стратегически важными товарами, в числе которых продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин. Так, по данным ВЭШ, российская промышленность на 75% зависит от импорта. В наибольшей степени зависят от поставок импортного оборудования предприятия высокотехнологических видов деятельности в обрабатывающей отрасли, которые и обеспечивают основную динамику ее темпов роста. В 2014-м году износ основных фондов в промышленности достигал 53,8%, а в добыче полезных ископаемых - 64,3%. На фоне санкций, оттока капитала и резкой девальвации рубля ситуация по износу основных фондов еще больше ухудшилась.
В связи с этим возникла необходимость разработки процесса импортозамещения в промышленном комплексе РФ.
На данный момент Правительство составило более 1000 проектов для 15 отраслей промышленности. Подготовленные проекты направлены на создание независимости от импортной продукции по большинству направлений развития промышленного сектора.
Министерство промышленности провело анализ отечественной промышленности, по результатам которого на 2016 г., наиболее значимой отраслью стало станкостроение.
Успешное ведение импортозамещения в данных отраслях возможно только при наличии следующих условий:
· наличие конкурентоспособных предприятий, способные предложить качественную продукцию, отвечающую всем необходимым техническим характеристикам;
· наличие достаточного количества производственных мощностей.
Уменьшение показателя импортной зависимости может быть реализовано за счет проведения новых инвестиционных вложений и модернизации производственного оборудования. По оценке экспертов, Российское государство к 2020 г. готово будет снизить показатели зависимости во всех отраслях на 10-20%, так же в отдельных отраслях показатели могут быть еще более позитивными.
Для ведения реализации процесса импортозамещения существует специальный инструментарий:
1 Российская Федерация, как участник ВТО, имеет право на изменение тарифных обязательств. Министерством промышленности составлен специальный перечень товаров, которые требуют изменений по ставкам таможенных пошлин;
2 Введение стандартизации в машиностроении. А именно развитие национальных стандартов, которое осуществит сокращение некачественной продукции;
3 Государственный заказы должны использовать отечественную продукцию. Данный сектор деятельности позволит дать толчок развитию Российских производств;
4 Направленность государственных субсидий на конструкторские и исследовательские работы.
5 Введение возвратных субсидий, если исполнитель не показывает поставленный результат, от полученных государственных денежных средств, то он обязан возвратить субсидии обратно или выплатить штрафные санкции.
Для достижения хороших результатов от применения инструментария, необходимо грамотно поставить перед собой приоритеты и прийти к пониманию, какие отрасли, в первую очередь, требуют пристального внимания.
Для нашей сраны приоритетной отраслью является нефтегазовая промышленность и металлургическая, так же аграрная, которая требует обширной модернизации. Другие приоритеты пока определены быть не могут. Так же, на данный момент, как таковых критериев по оценку результативности усилий не определено. Можно назвать конкурентоспособность основным показателем критерия, так как в нем содержится экспортный потенциал производимой продукции. Эффективность импортозамещения определяется и за счёт соотношения экспортного потенциала и доли внутреннего рынка. Чтобы повысить экспортный потенциал, необходимо убрать существующие экспортные барьеры, которые являются останавливающим фактором для поиска иностранного рынка отечественными производителями.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ориентируется на разумное ведение деятельности, так как предполагают:
· заключение долгосрочных контрактных взаимоотношений с Российскими производителями;
· увеличение горизонтов планирования потребительского спроса;
· при формировании государственных заказов, обеспечение преференций.
Российское общество предпринимателей пришло к выводу, что следующие условия должны соблюдаться, для успешности ведения импортозамещения:
· налоговые послабления;
· уменьшение процентной ставки по кредитам;
· дополнительное финансирование проектов;
· помощь в притоке инвестиционных вложений, для создания новых производственных мощностей;
· соотношение стандартов производства с мировыми рынками;
· трансфер технологий и формирование его компетенции;
· создание стабильной среды жизнедеятельности.
Данные условия требуют грамотного подхода и выстраивания правильной структурной лестницы между бизнесом и регулятором бизнеса, то есть государством.
При решении задач импортозамещения, в промышленной отрасли, государству необходимо понимать и принципы международной экономической интеграции. Нельзя отгораживаться от мировых рынков, а максимально быть открытым и прозрачным для ведения успешного диалога с иностранными партнерами. Модернизация Российского промышленного комплекса не исключает возможности привлечения иностранных капиталовложений.
Первые ступени по реализацию пройдены, и они имеют положительный результат. В мае 2014 года был разработан комплекс мероприятий развития химической и нефтехимической промышленности на срок до 2030 года, разработанный Министерством промышленности и торговли, при содействии Министерства Энергетики РФ. В докладе о стратегии для РСПП нефтехимическая промышленность представлена как «Локомотив мировой экономики и драйвер экономического развития». Определение дано на основе множества статистических сопоставлений и трендов.
В России темпы роста химической промышленности в 2015 году составили всего 1,3 %, а в 2016-м — уже 4,5 %, заметно превысив индекс промышленного производства в целом по стране, значение которого составило 100,3 %.
Импорт продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в РФ в январе 2015 года упал на 41,9 % — до 1,474 миллиарда долларов по сравнению с январем прошлого года. Прежде всего, снизился импорт мяса и субпродуктов — на 75,6 %. Ввоз свинины упал на 91 %, говядины — на 66,4 %, птицы — на 33,1 %. Импорт рыбы в январе снизился на 58,2 %, молочных продуктов — на 78,4 %, овощей — на 40,6 %, алкогольных и безалкогольных напитков — на 48,9 %. Вырос только импорт табака — на 26,3 %. В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства. В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными. На данном этапе импортозамещения все, что конкурентоспособно иностранным аналогам, при прочих равных будет получать приоритет. Это открывает перед предпринимателями огромные возможности, стимулирует конкуренцию между ними. Конечно, некоторые экономисты утверждают, что протекционизм редко приводит к росту конкурентоспособности и качества товаров. Обычно — наоборот. Однако в России немало примеров успешного импортозамещения.
Достаточно вспомнить ту же Калужскую область, где создан автомобильный кластер и размещены сборочные производства Volkswagen, Volvo и Peugeot-Citroen. А также производства компонентов для других заводов и автомобилей. Samsung недавно открыл в области производство телевизоров и стиральных машин. Сборочные цеха ведущих мировых автопроизводителей есть и в других регионах страны. Данный пример показывает нам привлечение иностранных инвесторов, что позволяет проводить денежную оборачиваемость внутри субъекта Российской Федерации. Появятся новые запросы, на новое оборудование у предприятий, которые будут закупаться внутри Российской Федерации.
Процесс импортозамещения в России имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, за счет дешевизны некоторых природных ресурсов. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК. Однако при необходимости, как считают многие аналитики, можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.
Библиографический список:
1 Кликушин, А.В. Концептуальные основы торгового менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике: Н. Новгород – М.: Изд-во НКИ, 2014. – 156 с.
2 Лифиц, И.А. Методология оценки конкурентоспособности услуг торговли/ О.В. Ковылина – Маркетинг. – М., 2011. – 250 с.
3 Назарчук, Е.Н. Теоретические и методические основы эффективности торгово-закупочной деятельности на промышленных предприятиях: автореф. дисс. Назарчук Елена Николаевна кан. экон. наук – Самара. М.: ИНФРА, 2011. – 137 с.
4 Кормишкина, Л.А. Импортозамещение – важнейшая стратегическая задача развития промышленного комплекса России/ Н.Н. Семенова – М., 2015. - №8(293). – с. 2-12.
5 Бурко, Р.А. Роль импортозамещения в экономике России: Молодой ученый – М., 2013. - №11. – С. 301-303.