Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:13:09
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ: АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)

Андреев Владимир Петрович

кандидат  экономических наук

г. Москва, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

АСУ подразделяются, прежде всего, на два класса: автоматизированные системы организационного управления и автоматизированные системы управления технологическими процессами (последние часто бывают автоматическими, первые ими принципиально быть не могут).

Традиционно термин АСУ закрепился за первым из названных классов. Здесь и ниже мы будем говорить об АСУ, имея в виду именно системы организационного (или как иногда их называют, - административного) управления. АСУ - важное средство повышения качества управления, благодаря резкому ускорению процессов переработки информации, высвобождению времени человека для более сложных творческих задач.

Степень участия АСУ в процессах управления может быть весьма различной, вплоть до самостоятельной выдачи ЭВМ на основе получаемых ею данных оперативных управляющих «команд». Руководитель крупной организации имеет линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Так, линейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд.

Функция полезности [utility function] - формальное выражение зависимости, которая связывает полезность как результат некоторого действия с уровнем (интенсивностью) этого действия. Такова наиболее широкая трактовка, охватывающая представление о функции общественной полезности потребительских благ и услуг, о функциональной полезности последствий тех или иных решений в исследовании операций, о функции полезности результатов одного лица, в данном случае руководителя или группы лиц общества (губернатор или аппарат администрации).

В данном случае в самой общей форме функция полезности запишется так: у = f(x) или U = и(х123,..., хп) , где хг, х2, х3,..., хп - факторы, влияющие на полезность и. Например, функция полезности может служить в некотором смысле моделью поведения исполнителя обязанностей руководителя в обществе и рассматривается как целевая функция. Из математических свойств данной функции выделим одно: она должна иметь положительную первую производную, что означает: при увеличении числа обязанностей и организаций общества увеличивается полезность руководителя до определенного числа, затем возникает потребность в его заместителе или ограничении обязанностей в виду уменьшения организаций и предприятий.

Процесс создания функциональной полезности сводится к тщательному изучению задач управления, очищению работы от дублирующих обязанностей организационного управления.

Обычно благодаря АСУ удается ввести в систему дополнительные функции, на которые при ручном управлении не хватает сил и средств аппарата управления.

Для определения функциональной полезности губернатора региона назовем поведенческие факторы его функциональных и профессиональных обязанностей:

1.                Быть на работе всегда вовремя, примерным;

2.                Уходить с работы после пересменки;

3.                Быть трезвым всегда и не пить с подчиненными;

4.                Говорить прямо, без вранья;

5.                Требовать исполнения заданий и добиваться этого систематически;

6.                Не употреблять маты, не оскорблять личности;

7.                Хорошо знать свою работу теоретически и практически;

8.                Сказанное подчиненными подправлять, сглаживать, как бы подытоживая;

9.                Бить в лоб не нужно, быть похитрее самому;

10.           Ничего не делать назло;

11.           Всегда, хотя бы за маленькие успехи, поощрять;

12.           Не выступать зло перед подчиненными, иметь всегда улыбку, хотя может быть суровую;

13.           Дело не доводить до кипения;

14.           Знать, чем «дышат» подчиненные;

15.           Может, у кого что-то не так дома;

16.           Если нужно чем-то помочь в пределах твоих возможностей - помоги;

17.           Не можешь помочь - подключай повыше начальника или сам ходатайствуй;

18.           Сразу шибко круто не нужно,знать1 поддерживает ли тебя твой начальник;

19.           Быть самому всегда опрятным, всегда подтянутым;

20.           Иногда нужно сказать: «Вот, мол, Вы не до конца точны в исполнении задания»;

21.           Имидж первого лица имеет большое значение для формирования эффективного места, региона (территории) управления.

Губительнее всего для территории отсутствие амбиций и пренебрежение желаниями людей. Поэтому для этого составим анкету губернатора по выявлению уровня организационного управления его регионом по методу экспертных оценок в формализованном виде: положительные ответы на вопросы ДА = 1, отрицательные ответы НЕТ = 0. Так, определим коэффициент функциональной и профессиональной полезности именно только губернатора, так как в его обязанности есть более-менее подробных 50 функциональных вопросов. Коэффициент функциональной полезности колеблется от 0,0 до 1, что удобно переводить в проценты. Повышение или понижение этого уровня повторяется периодически по внутреннему организационному состоянию и уровню профессиональной годности руководителя.

Для определения коэффициента функциональной и профессиональной полезности губернатора (руководителя) вопросы (факторы) поведенческие с подчиненными введем в анкету экспертных оценок, ответы на них получим в формализованном виде: ДА - 1, НЕТ - 0. При расчете коэффициента функциональной и профессиональной полезности руководителя в результате полученные положительные ответы составляют 40%, а отрицательные 60%: в нашем случае 20 + 30 = 100% (см. Анкету экспертных оценок). Получаем коэффициент функциональной полезности руководителя территории Кф п = 40%.

Формализация - описание теорий, осмысленных предложений формальными средствами, прежде всего символами математики и математической логики. Систему таких символов и правил обращения с ними называют формализмом данной науки. Он помогает производить логические заключения, подсчеты и другие операции непосредственно с символами. Нередко одна и та же формула применяется для описания разных явлений. Формализованный язык обязательно требует интерпретации.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Анкета количественной оценки уровня функциональной и профессиональной полезности руководителя

АНКЕТА

количественной оценки уровня функциональной и профессиональной полезности руководителя региона

 

№№

п/п

Содержание вопроса (фактора)

Ответы

Да

Нет

1.      

Всегда ли бываете на работе опрятным?

Да

 

2.      

Сразу ли уходите с работы после пересменки?

 

Нет

3.      

Бываете ли на работе всегда трезвым?

Да

 

4.      

Употребляете ли спиртное с подчиненными?

 

Нет

5.      

Говорите ли прямо, без вранья?

Да

 

6.      

Требуете ли выполнения задания?

Да

 

7.      

Требуете ли выполнения задания систематически?

Да

 

8.      

Употребляете ли маты на работе?

 

Нет

9.      

Не оскорбляете ли личности?

 

Нет

10.                        

Хорошо ли знаете свою работу теоретически?

 

Нет

11.                        

То же - практически с ошибками?

Да

 

12.                        

Сказанное подчиненными поправляете?

Да

 

13.                        

То же - сглаживаете ли?

 

Нет

14.                        

То же - подытоживаете ли?

 

Нет

15.                        

Высказываете ли подчиненным в лицо?

 

Нет

16.                        

Бываете ли хитрее?

Да

 

17.                        

Назло ничего не делаете?

Да

 

18.                        

Поощряете ли хоть малейшие успехи?

 

Нет

19.                        

Выступаете ли зло перед подчиненными?

 

Нет

20.                        

Имеете ли улыбку, хотя быть может суровую?

 

Нет

21.                        

Доводите ли дело до кипения?

 

Нет

22.                        

Знаете ли, чем дышат подчиненные?

 

Нет

23.                        

Знаете ли, что может у кого что-то не так дома?

 

Нет

24.                        

Если нужно чем-то помочь в пределах ваших возможностей - поможете ли?

 

Нет

25.                        

Если не можешь - честно скажи, не волокить

Да

 

26.                        

Не можешь помочь - выше начальника подключай

Да

 

27.                        

Или сам ходатайствуй, реши нужный этот вопрос

 

Нет

28.                        

Круто не нужно отказывать подчиненным

Да

 

29.                        

Прежде узнай, поддерживает ли тебя твой вышестоящий начальник

Да

 

30.                        

Можешь ли сам всегда быть опрятным при выполнении

определенных видов работ (имеется в виду форма одежды)

 

Нет

31.                        

Всегда ли можешь быть подтянутым?

Да

 

32.                        

Можешь ли сказать своим подчиненным, что они не до конца точны в исполнении задания?

Да

 

33.                        

Есть ли коррупционеры у вас в регионе и бывают ли они в организациях?

Да

 

34.                        

Есть ли у вас взяточники по мелочи?

 

Нет

35.                        

Разводитесь ли вы с женой?

Да

 

36.                        

Выполняете ли вы план ВВП в регионе?

 

Нет

37.                        

То же - качественное оказание услуг?

 

Нет

38.                        

Содержите ли территорию губернии в чистоте?

 

Нет

39.                        

Работает ли губернатор по специальности?

 

Нет

40.                        

Какое образование у губернатора, высшее ли?

 

Нет

41.                        

Был ли судим губернатор?

 

Нет

42.                        

Горят ли леса от пожаров по весне?

Да

 

43.                        

Своевременно ли организовывается тушение?

 

Нет

44.                        

Вывешиваются ли у лесов знаки с правилами поведения в лесах, разведения костров, тушения самим отдыхающими?

 

Нет

45.                        

Имеются ли у губернатора дети?

Да

 

46.                        

Ежегодно ли отдыхает губернатор?

 

Нет

47.                        

Занимается ли оздоровительной гимнастикой?

 

Нет

48.                        

Ходит ли в театр?

 

Нет

49.                        

Есть ли у губернатора экономическое образование

 

Нет

50.                        

Состоит ли губернатор в какой-нибудь партии?

Да

 

Губернатор (подпись)                                   Эксперт (Подпись)

 

 

Библиографический список:

1.      Экономико-математический словарь. А.И. Лопатников. М.: ВО «Наука». - 1993. - 449 с. - Стр. 10-11 и стр. 373. Функция полезности: Формализация [formalization] – описание теорий формальными средствами. Стр. 371.

2.      СЭС. С. 1441.

3.      А.Н. Мардас. О.А. Мардас. Учебник для вузов. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003. — 336 с. (стр. 134-135).

4.      Кибернетический подход в организационно-управленческих маневрах в регионах. Андреев В.П. Стр. 38-63..Сб. Логистика-Евразийский. Российский мост. Материалы VII Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2012 г., Красноярск). Красноярский государственный университет. Красноярск. 2012.-387 с.

5.      Метод экспертных оценок применен для определения функциональной и профессиональной годности руководителя.


Количество просмотров: 1164
теги:
02.04.2018 16:12 | stacyблог автора

Еще публикации: