АСУ подразделяются, прежде всего, на два класса: автоматизированные системы организационного управления и автоматизированные системы управления технологическими процессами (последние часто бывают автоматическими, первые ими принципиально быть не могут).
Традиционно термин АСУ закрепился за первым из названных классов. Здесь и ниже мы будем говорить об АСУ, имея в виду именно системы организационного (или как иногда их называют, - административного) управления. АСУ - важное средство повышения качества управления, благодаря резкому ускорению процессов переработки информации, высвобождению времени человека для более сложных творческих задач.
Степень участия АСУ в процессах управления может быть весьма различной, вплоть до самостоятельной выдачи ЭВМ на основе получаемых ею данных оперативных управляющих «команд». Руководитель крупной организации имеет линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Так, линейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд.
Функция полезности [utility function] - формальное выражение зависимости, которая связывает полезность как результат некоторого действия с уровнем (интенсивностью) этого действия. Такова наиболее широкая трактовка, охватывающая представление о функции общественной полезности потребительских благ и услуг, о функциональной полезности последствий тех или иных решений в исследовании операций, о функции полезности результатов одного лица, в данном случае руководителя или группы лиц общества (губернатор или аппарат администрации).
В данном случае в самой общей форме функция полезности запишется так: у = f(x) или U = и(х1,х2,х3,..., хп) , где хг, х2, х3,..., хп - факторы, влияющие на полезность и. Например, функция полезности может служить в некотором смысле моделью поведения исполнителя обязанностей руководителя в обществе и рассматривается как целевая функция. Из математических свойств данной функции выделим одно: она должна иметь положительную первую производную, что означает: при увеличении числа обязанностей и организаций общества увеличивается полезность руководителя до определенного числа, затем возникает потребность в его заместителе или ограничении обязанностей в виду уменьшения организаций и предприятий.
Процесс создания функциональной полезности сводится к тщательному изучению задач управления, очищению работы от дублирующих обязанностей организационного управления.
Обычно благодаря АСУ удается ввести в систему дополнительные функции, на которые при ручном управлении не хватает сил и средств аппарата управления.
Для определения функциональной полезности губернатора региона назовем поведенческие факторы его функциональных и профессиональных обязанностей:
1. Быть на работе всегда вовремя, примерным;
2. Уходить с работы после пересменки;
3. Быть трезвым всегда и не пить с подчиненными;
4. Говорить прямо, без вранья;
5. Требовать исполнения заданий и добиваться этого систематически;
6. Не употреблять маты, не оскорблять личности;
7. Хорошо знать свою работу теоретически и практически;
8. Сказанное подчиненными подправлять, сглаживать, как бы подытоживая;
9. Бить в лоб не нужно, быть похитрее самому;
10. Ничего не делать назло;
11. Всегда, хотя бы за маленькие успехи, поощрять;
12. Не выступать зло перед подчиненными, иметь всегда улыбку, хотя может быть суровую;
13. Дело не доводить до кипения;
14. Знать, чем «дышат» подчиненные;
15. Может, у кого что-то не так дома;
16. Если нужно чем-то помочь в пределах твоих возможностей - помоги;
17. Не можешь помочь - подключай повыше начальника или сам ходатайствуй;
18. Сразу шибко круто не нужно,знать1 поддерживает ли тебя твой начальник;
19. Быть самому всегда опрятным, всегда подтянутым;
20. Иногда нужно сказать: «Вот, мол, Вы не до конца точны в исполнении задания»;
21. Имидж первого лица имеет большое значение для формирования эффективного места, региона (территории) управления.
Губительнее всего для территории отсутствие амбиций и пренебрежение желаниями людей. Поэтому для этого составим анкету губернатора по выявлению уровня организационного управления его регионом по методу экспертных оценок в формализованном виде: положительные ответы на вопросы ДА = 1, отрицательные ответы НЕТ = 0. Так, определим коэффициент функциональной и профессиональной полезности именно только губернатора, так как в его обязанности есть более-менее подробных 50 функциональных вопросов. Коэффициент функциональной полезности колеблется от 0,0 до 1, что удобно переводить в проценты. Повышение или понижение этого уровня повторяется периодически по внутреннему организационному состоянию и уровню профессиональной годности руководителя.
Для определения коэффициента функциональной и профессиональной полезности губернатора (руководителя) вопросы (факторы) поведенческие с подчиненными введем в анкету экспертных оценок, ответы на них получим в формализованном виде: ДА - 1, НЕТ - 0. При расчете коэффициента функциональной и профессиональной полезности руководителя в результате полученные положительные ответы составляют 40%, а отрицательные 60%: в нашем случае 20 + 30 = 100% (см. Анкету экспертных оценок). Получаем коэффициент функциональной полезности руководителя территории Кф п = 40%.
Формализация - описание теорий, осмысленных предложений формальными средствами, прежде всего символами математики и математической логики. Систему таких символов и правил обращения с ними называют формализмом данной науки. Он помогает производить логические заключения, подсчеты и другие операции непосредственно с символами. Нередко одна и та же формула применяется для описания разных явлений. Формализованный язык обязательно требует интерпретации.
Приложение 1. Анкета количественной оценки уровня функциональной и профессиональной полезности руководителя
АНКЕТА
количественной оценки уровня функциональной и профессиональной полезности руководителя региона
№№ п/п |
Содержание вопроса (фактора) |
Ответы |
|
Да |
Нет |
||
1. |
Всегда ли бываете на работе опрятным? |
Да |
|
2. |
Сразу ли уходите с работы после пересменки? |
|
Нет |
3. |
Бываете ли на работе всегда трезвым? |
Да |
|
4. |
Употребляете ли спиртное с подчиненными? |
|
Нет |
5. |
Говорите ли прямо, без вранья? |
Да |
|
6. |
Требуете ли выполнения задания? |
Да |
|
7. |
Требуете ли выполнения задания систематически? |
Да |
|
8. |
Употребляете ли маты на работе? |
|
Нет |
9. |
Не оскорбляете ли личности? |
|
Нет |
10. |
Хорошо ли знаете свою работу теоретически? |
|
Нет |
11. |
То же - практически с ошибками? |
Да |
|
12. |
Сказанное подчиненными поправляете? |
Да |
|
13. |
То же - сглаживаете ли? |
|
Нет |
14. |
То же - подытоживаете ли? |
|
Нет |
15. |
Высказываете ли подчиненным в лицо? |
|
Нет |
16. |
Бываете ли хитрее? |
Да |
|
17. |
Назло ничего не делаете? |
Да |
|
18. |
Поощряете ли хоть малейшие успехи? |
|
Нет |
19. |
Выступаете ли зло перед подчиненными? |
|
Нет |
20. |
Имеете ли улыбку, хотя быть может суровую? |
|
Нет |
21. |
Доводите ли дело до кипения? |
|
Нет |
22. |
Знаете ли, чем дышат подчиненные? |
|
Нет |
23. |
Знаете ли, что может у кого что-то не так дома? |
|
Нет |
24. |
Если нужно чем-то помочь в пределах ваших возможностей - поможете ли? |
|
Нет |
25. |
Если не можешь - честно скажи, не волокить |
Да |
|
26. |
Не можешь помочь - выше начальника подключай |
Да |
|
27. |
Или сам ходатайствуй, реши нужный этот вопрос |
|
Нет |
28. |
Круто не нужно отказывать подчиненным |
Да |
|
29. |
Прежде узнай, поддерживает ли тебя твой вышестоящий начальник |
Да |
|
30. |
Можешь ли сам всегда быть опрятным при выполнении определенных видов работ (имеется в виду форма одежды) |
|
Нет |
31. |
Всегда ли можешь быть подтянутым? |
Да |
|
32. |
Можешь ли сказать своим подчиненным, что они не до конца точны в исполнении задания? |
Да |
|
33. |
Есть ли коррупционеры у вас в регионе и бывают ли они в организациях? |
Да |
|
34. |
Есть ли у вас взяточники по мелочи? |
|
Нет |
35. |
Разводитесь ли вы с женой? |
Да |
|
36. |
Выполняете ли вы план ВВП в регионе? |
|
Нет |
37. |
То же - качественное оказание услуг? |
|
Нет |
38. |
Содержите ли территорию губернии в чистоте? |
|
Нет |
39. |
Работает ли губернатор по специальности? |
|
Нет |
40. |
Какое образование у губернатора, высшее ли? |
|
Нет |
41. |
Был ли судим губернатор? |
|
Нет |
42. |
Горят ли леса от пожаров по весне? |
Да |
|
43. |
Своевременно ли организовывается тушение? |
|
Нет |
44. |
Вывешиваются ли у лесов знаки с правилами поведения в лесах, разведения костров, тушения самим отдыхающими? |
|
Нет |
45. |
Имеются ли у губернатора дети? |
Да |
|
46. |
Ежегодно ли отдыхает губернатор? |
|
Нет |
47. |
Занимается ли оздоровительной гимнастикой? |
|
Нет |
48. |
Ходит ли в театр? |
|
Нет |
49. |
Есть ли у губернатора экономическое образование |
|
Нет |
50. |
Состоит ли губернатор в какой-нибудь партии? |
Да |
|
Губернатор (подпись) Эксперт (Подпись)
Библиографический список:
1. Экономико-математический словарь. А.И. Лопатников. М.: ВО «Наука». - 1993. - 449 с. - Стр. 10-11 и стр. 373. Функция полезности: Формализация [formalization] – описание теорий формальными средствами. Стр. 371.
2. СЭС. С. 1441.
3. А.Н. Мардас. О.А. Мардас. Учебник для вузов. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003. — 336 с. (стр. 134-135).
4. Кибернетический подход в организационно-управленческих маневрах в регионах. Андреев В.П. Стр. 38-63..Сб. Логистика-Евразийский. Российский мост. Материалы VII Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2012 г., Красноярск). Красноярский государственный университет. Красноярск. 2012.-387 с.
5. Метод экспертных оценок применен для определения функциональной и профессиональной годности руководителя.