Швалов Павел Григорьевич
к.э.н. доцент кафедры логистики
Красноярский государственный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: shvalov@yandex.ru
В рамках проведения в Красноярске Зимней Универсиады 2019 встает вопрос оптимизации транспортного сообщения между её объектами. В числе наиболее важных из них является организация пассажирского сообщения между районами Красноярска и Международным аэропортом «Емельяново», расположенным в 40 километрах к западу от исторического центра города [1]. В начале марта 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов предложил построить железнодорожную ветку от аэропорта до Красноярска; данное предложение было поддержано президентом РФ Владимиром Путиным [2].
В связи с этим, при несомненной привлекательности данной идеи для жителей города, встает вопрос целесообразности её строительства в нынешних условиях. Как показывает практика, существующий пассажиропоток во внестоличных российских аэропортах оказывается недостаточным для обеспечения рентабельности данного вида транспорта. В качестве примера можно привести пример открытия пассажирского движения в Аэропорт Казани в связи с проведением Летней Универсиады 2013, обошедшееся в 13 млрд. руб. [3]. Несмотря на заверения авторов проекта о его окупаемости, в начале 2015 года линия была выведена из системы аэроэкспрессов [4] по причине нерентабельности, будучи переведенной в категорию городских электропоездов. За 11 месяцев 2015 года по данному направлению было перевезено 68206 пассажиров [5], что соответствует суточному пассажиропотоку в 204 пассажира. При движении 8 пар электропоездов, средний пассажиропоток составил менее 13 пассажиров на 1 рейс (менее 10% от максимальной загрузки электропоезда).
Оценивая максимальный потенциально возможный пассажиропоток аэроэкспресса в Красноярске, стоит рассмотреть характеристики существующих линий аэроэкспресса Москвы. В настоящее время аэроэкспресс обеспечивает 15,23% от суммарного пассажиропотока московского авиационного узла (таблица 1).
Таблица 1 - Доля аэроэкспресса в пассажиропотоке Московского авиационного узла в 2016 году
Годовой пассажиропоток [6], чел. |
Пассажиропоток аэроэкспресса [7]., млн.чел. |
|
Шереметьево |
33 655 605 |
4.4 |
Домодедово |
28 500 259 |
5 |
Внуково |
13 946 688 |
2.2 |
Жуковский |
43 880 |
|
Остафьево |
6 272 |
|
Чкаловский |
- |
|
ИТОГО |
76 152 704 |
11.60 |
Доля аэроэкспресса |
15.23% |
Исходя из годового пассажиропотока Аэропорта Емельяново в 1 796 373 пассажира [7], потенциальный годовой пассажиропоток красноярского аэроэкспресса должен составить 273 633 пассажира (или 750 пассажиров в сутки) при регулярном движении (с интервалом движения не более 1 часа). При нерегулярном движении, следует в большей мере ориентироваться на показатели Казани. При годовом пассажиропотоке 1 794 735 чел. (2015 г.) [6], доля пригородных поездов составила 3,89% от пассажиропотока аэропорта. Аналогичный пассажиропоток Аэропорта Емельяново может составить 69 872 пассажира в год (191 пасс/ сут.), что не способно компенсировать даже эксплуатационные затраты.
Оценивая потенциальный пассажиропоток линии «Красноярск – Аэропорт Емельяново» в пригородном сообщении, стоит учесть текущее состояние пригородных пассажироперевозок в Красноярском крае в условиях нерегулярного движения. Согласно данным генерального директора ОАО «Краспригород» П.А. Овсянникова, суточный пассажиропоток пригородных электропоездов на всем протяжении Красноярской железной дороги составляет 18,4 тыс. чел [8] при численности населения в задействованных населенных пунктах в 1,97 млн. чел. При максимальном охвате территории, потенциальная линия «Красноярск – Аэропорт Емельяново» будет охватывать следующие населенные пункты: д. Минино (1067 чел.), с. Дрокино (1334 чел.), п. Логовой (523 чел.), п. Творогово (542 чел.), пгт. Емельяново (11553 чел.),с. Еловое (1517 чел.) [9]. Исходя из соотношения численности жителей и текущего пассажиропотока ОАО «Краспригород», пригородный пассажиропоток данной линии составит 154 пасс./сут. при нерегулярном движении пригородных поездов. При регулярном движении (на примере ЦППК и МТППК: 648,3 млн. пасс/год на 29,6 млн. чел.) суточный пассажиропоток может увеличиться до 1010 пасс/сут. Таким образом потенциальный суточный пассажиропоток линии «Красноярск – Аэропорт Емельяново» составит 345 – 1760 пасс./сут., что является недостаточным для обеспечения рентабельности данной линии.
На наш взгляд, что использование линии «Красноярск - Аэропорт Емельяново», в настоящее время, является нецелесообразным, если исходить из использования данной линии только в пассажирском сообщении. Если рассматривать перспективы использования данной линии в грузовом сообщение, следует отметить, что годовой грузооборот Аэропорта Емельяново, в настоящее время составляет 12483,21 т.; почтовый оборот – 1596,02 т. [7]. Следовательно суточный грузооборот составляет 38,7 тонн грузов и почты, что составляет менее 2-х стандартных 40-футовых контейнеров. Конечно, необходимо учитывать потенциальный рост грузооборота в случае организации интермодального логистического центра на базе аэропорта. Тем не менее, даже в аэропорту Шереметьево, являющемся базовым для крупнейшей в России грузовой авиакомпании AirBridgeCargo, годовой грузооборот составляет 256102,7 тонн грузовых и почтовых отправлений (701,7 т./сут. – 26-27 стандартных 40-футовых контейнеров). Можно сделать вывод о том, что для достижения рентабельности данной железной дороги необходимым является создание на базе аэропорта Емельяново крупной грузовой авиакомпании, осуществляющей грузоперевозку в масштабах, как минимум, Евразийского экономического сообщества, увязанное с созданием на базе аэропорта мультимодального логистического центра. Дополнительным фактором повышения рентабельности линии может стать перенос части грузопереработки со ст. Красноярск-Восточный на станцию в Аэропорту Емельяново при условии реконструкции подъездного пути со ст. Кача с целью перенаправления на новую станцию поездов с западного направления.
Таким образом, строительство железной дороги между Красноярском и Аэропортом Емельяново может считаться оправданным лишь в условиях комплексного развития логистической инфраструктуры Красноярского края, включая как пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки, так и создания мультимодального логистического центра и расширения сектора грузовых перевозок на базе аэропорта Емельяново.
Библиографический список:
1. По данным картографического сервиса Яндекс.Карты [Электронный ресурс]. URL - https://yandex.ru/maps (дата обращения: 11.04.2017).
2. Путин поддержал строительство ветки аэроэкспресса из Красноярска в аэропорт [Электронный ресурс]. URL - http://ngs24.ru/news/more/50294271/ . ООО «НГС.НОВОСТИ». 01.03.2017.
3. В Казани начнет работать интермодальная ветка Аэроэкспресса [Электронный ресурс]. URL - http://www.tatre.ru/articles_id3013. Сервер недвижимости Казани и Республики Татарстан. 21.05.2013.
4. «Аэроэкспресс» решил уйти из Владивостока и Казани [Электронный ресурс]. URL - http://www.interfax.ru/business/418605. Interfax. 19.01.2015.
5. Казань - аэропорт [Электронный ресурс]. URL - https://sodruzhestvoppk.ru/пассажирам/казань-аэропорт-расписание. АО «Содружество» - официальный сайт ППК. (дата обращения: 11.04.2017).
6. «Аэроэкспрессы» перевезли 11,6 млн человек // Гудок. № 29 (26168), 21.02.2017, 1 полоса.
7. Обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры в аэропортах России в январе-декабре 2015-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL http://www.favt.ru/public/materials//c/9/0/b/2/c90b20ba7df9bbbed27c4ebfc6c5afac.pdf . Федеральное агентство воздушного сообщения «Росавиация». (дата обращения: 11.04.2017).
8. Привлечение пассажиров с альтернативных видов транспорта / П.А. Овсянников / доклад генерального директора ОАО «Краспригород» [Электронный ресурс]. URL - mintransnso2.nso.ru. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. (дата обращения: 11.04.2017).
9. Всероссийская перепись населения 2010 года. Итоги по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. URL – krasstat.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. (дата обращения: 11.04.2017).