Шарапиева Мадина Дузбайевна
докторант 1 курс
Казахский Национальный университет имени аль-Фараби,
г. Алматы, Казахстан
E-mail:aliaisha1415@gmail.com
Инфраструктура - это в основном база, на которой строится экономический рост. Дороги, водные системы, массовые перевозки, аэропорты и коммунальные услуги - все это примеры инфраструктуры. Он охватывает вспомогательные услуги, которые способствуют росту непосредственно производственной деятельности, такой как сельское хозяйство и промышленность. Эти услуги включают широкий спектр услуг, Начиная от предоставления медицинских услуг и образовательных учреждений до обеспечения таких потребностей, как питание, орошение, транспорт, связь и т. д.
Развитая транспортная инфраструктура является на сегодняшний день одной из ключевых предпосылок эффективного долгосрочного развития, как отдельных экономических субъектов, так и экономики страны в целом. Мировая статистика свидетельствует о том, что конкурентоспособность экономик мира на 40% зависит от инфраструктуры, поэтому недостаточность ее объема отрицательно влияет на развитие глобальной экономики в целом. В то же время анализ эффективности финансирования транспортной инфраструктуры Казахстана показывает, что существующие финансовые ресурсы и инструменты используются недостаточно эффективно: существует дефицит долгосрочных инвестиций, отсутствуют эффективные механизмы взаимодействия институтов финансовой сферы и транспортных компаний, не разработаны привлекательные условия для привлечения в транспортную инфраструктуру частных инвестиций.
Инфраструктура имеет двусторонние отношения с экономическим ростом. Во-первых, инфраструктура способствует экономическому росту, а во-вторых экономический рост вызывает изменений в инфраструктуре.Во-первых, прямая связь между инфраструктурой и экономическим ростом обусловлена следующими факторами:
- Выпуск таких секторов инфраструктуры, как энергетика, вода, транспорт и т. д., используется в качестве сырья для производства в непосредственно производительных секторах, а именно: сельское хозяйство, производство и т. д. Поэтому недостаточная доступность первых приводит к неоптимальному использованию активов в последнем.
- Развитие инфраструктуры, такое как транспорт, значительно повышает производительность.
- Инфраструктура обеспечивает ключ к модемной технологии практически во всех секторах.
- Во многих исследованиях наблюдается тесная взаимосвязь между инфраструктурой и ростом ВВП. Эти исследования показали, что 1-процентный рост в инфраструктурном фонде связан с 1-процентным ростом ВВП на душу населения.Таким образом, учитывая вышеупомянутый тип связей, развитие инфраструктуры важно не только для экономического роста (по отношению к глобализации и технологических инноваций в обрабатывающей промышленности), но и для сокращения бедности.
Во-вторых, обратная связь между экономическим ростом и инфраструктурой движется от следующего[3, С. 18].
- Рост, в свою очередь, предъявляет требования к инфраструктуре.
- Это можно проиллюстрировать с помощью взаимосвязи между ростом ВВП и спросом на инфраструктуру, а именно:
Связь между ростом ВВП и спросом на инфраструктуру
В результате, с увеличением уровня доходов меняется состав инфраструктуры.В странах с низким уровнем дохода более важна базовая инфраструктура, такая как вода, ирригация. В странах со средними доходами спрос на транспорт растет быстрыми темпами. В странах с высоким уровнем доходов больше важны энергетика и телекоммуникации. Из-за таких связей между инфраструктурой и остальной экономикой эффективность, конкурентоспособность и рост экономики зависят от состояния развития в инфраструктурном секторе.
Исследования показывают, что при 20-процентном увеличении государственных инвестиций в инфраструктуру правительство может ускорить реальный рост на 1,8 процентных пункта в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть на шесть-десять лет.
Анализ влияния развития транспортной инфраструктуры (далее – инфраструктуры) на экономический рост стран и регионов в последние десятилетия получил широкое распространение. Признается положительная роль развития автомобильной и железнодорожной сетей в процессах концентрации и специализации производства, улучшении конкурентоспособности стран и экономических регионов, снижении транспортной составляющей в конечной цене товаров, открытии доступа к новым рынкам [1]. В целом, результаты исследований показывают наличие связи между экономическим ростом и инвестициями в инфраструктуру на национальном уровне.
Пространственное развитие региона можно представить, как экономический рост с целью повышение благосостояния населения, за счет улучшения свойств экономического пространства. Предложенное определение является относительно простым и лаконичным, содержащим цель регионального пространственного развития и факторы, за счет которых возможно достижение поставленных целей.
Таблица 1— Длина железнодорожных путей
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования |
2014 |
2015 |
2016 |
(включая дороги других стран на территории Казахстана и дороги Казахстана, проходящие по территории других государств) км |
15341, |
15341, |
15341, |
Источник: stat.egov.kz |
Транспортная инфраструктура традиционно выступает как важнейшая сфера общественного производства и занимает особое место в системе единого хозяйственного комплекса страны. Она служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, между различными экономическими районами. В целом от работы транспортной отрасли во многом зависит уровень экономической и технологической эффективности функционирования всех отраслей регионального хозяйства [2, С. 11].
В рейтинге стран по качеству логистики Казахстан 2014 году занимал 88 место, а 2016 году поднялся 11 позиции и занимает 77 место.
Основным элементом транспортной инфраструктуры является дорожное хозяйство, которое обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства [4, С. 7].
Таким образом, функционирование транспортной инфраструктуры строится на согласованном взаимодействии государственных органов власти и экономических субъектов.
В период 2015-2019 годы в по реализуется новая экономическая политика Казахстана «Нурлы жол» в стране рассматривается 16 проектов транспортно-логистической отрасли [7].
Таблица 2 –Объем финансирования содержание дорог
Годы |
2015 |
2016 |
2017 |
2020 |
Объем финансирования |
14,2 млрд.тг |
16,5 млрд.тг |
22,5 млрд.тг |
33 млрд.тг |
Рост % |
|
16,2 |
36,4 |
46,7 |
Составлен автором[8]. |
Результатом должно стать: увеличение протяженности и повышение технических характеристик транспортной сети, обновление парков транспортных средств и совершенствование технологий, удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги. Для реализации данных мероприятий в период до 2030 года по разным оценкам может потребоваться от 30 до 33 млрд. тенге. На сегодняшний день совокупные инвестиции в транспортную инфраструктуру Казахстана составляют 3–3,5% ВВП (табл.2). Несмотря на то, что этот показатель близок к среднему значению по миру, в современных условиях нестабильности мировых финансовых рынков для роста ВВП страны этого недостаточно. На основании схем взаимосвязи инвестиций в транспортную инфраструктуру и экономического роста, представленных Департаментом Великобритании по охране окружающей среды и транспорту [6] и Т. Лакшманом [5], нами составлена схема влияния объемов инвестиций в транспортную инфраструктуру на темпы экономического роста региона. Развитие транспортной инфраструктуры способствует экономическому росту страны через: снижение энергоемкости экономики; снижение диспропорций в развитии регионов; уменьшение объемов транспортных издержек; создание благоприятных условий для доступа к новым рынкам; развитие процессов специализации и кооперации; снижение стоимости прохождения грузов в рамках внешних и внутренних логистических систем. Развитие транспортной системы выражается в: вовлеченности различных регионов в транспортную систему страны; доступности природных ресурсов и производственных мощностей; пространственном развитии страны. Государство должно влиять на развитие транспортной системы посредством осуществления инвестиций в инфраструктуру, создания благоприятных условий для привлечения частного инвестирования, развития общественного транспорта, управления транспортными потоками. Влияние объема инвестиций в транспортную инфраструктуру на размер ВВП наиболее ярко отражается через показатели: – эксплуатационная длина железнодорожный путей и автомобильных дорог общего пользования; – объем перевозок пассажиров и грузов. Анализ взаимосвязи этих факторов, выявленной на основании корреляционно- регрессионного анализа, еще раз доказал, что уровень развития, как отдельных регионов, так и страны в целом, выражающийся в объеме ВВП, зависит от объема финансирования транспортной инфраструктуры.
Библиографический список:
1. Исаев А.Г. Государственные капиталовложения как детерминанты экономического роста российских регионов // Регионалистика. 2014. No 4. С. 61–72.
2. Алексеева В.В. Региональная транспортная инфраструктура и направления ее модернизации: дис. ... кандидата экономических наук: 08
3.Всемирный банк [Электронный ресурс]: Статистические данные по Российской Федерации. – Официальный сайт Всемирного банка. – Режим доступа: htt p://ppi.worldbank.org/explore/ppi_explore
4.Солодкий А.И. Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05. – СПб. – 38 с..00.05. – Улан-Удэ, 2012. – 180 с.
5. Lakshmanan T., Аndersen W. Transportation infrastructure, Freight Services
Sector and Economic Growth // Center for Transportation Studies Boston University,2002
6.Б.Сыздыкбаева, Ж. Раимбеков, Б. Жуматаева «Оценка эффективности развития транспортно-логистического потенциала регионов Казахстана»//новини світової науки/проблеми економіки №5(143), 2013– 198 с
7.Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года // Указ Президента РК от 13 января 2013 года № 725. — Астана, 2013.
8.Сайт Министерство Национальной Экономики Республики Казахстан Комитет по Статистике -stat.egov.kz /25.02.2017