Регион: Выбрать регион
Сейчас: 28 марта 18:55:18
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СТРАТЫ КОРПОРАЦИИ

Тарасов Сергей Александрович

к. ф.-м.н., доцент кафедры логистики,

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

1.    Малые предприятия и корпорации.

Малые, средние, предприятия и корпорации - основные формы организации экономики и бизнеса. Анализ развития и взаимодействия этих форм во многом определяет успешность экономики в целом. Не без оснований, можно отметить, что в настоящий, достаточно длительный, период времени значительное внимание уделяется именно малым предприятиям. Однако, в ключевые моменты нашей истории, несомненно, главную положительную, а порой спасительную роль играли именно корпорации. Правительства большинства стран мира путем создания госкорпораций решали вопросы бездорожья, создания высокотехнологичной экономики, телекоммуникационного сектора и восстановления промышленности после дефолтов, кризисов и войн.

Эффект от государственной поддержки корпораций может значительно превысить отдачу от затрат на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса. Именно корпорации, частные, государственные, комбинированные должны составлять прочную основу экономики.

Состояние малого и среднего бизнеса в России не вызывает оптимизма. Экономическая нестабильность в России лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Альтернативой для данной категории населения стал малый и средний бизнес. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности открыть свое дело. Именно поэтому государство приняло решение о выдаче субсидий на открытие и поддержку малого бизнеса в 2017 году.

Субсидия - вид денежной безвозвратной помощи для субъектов предпринимательства, которая выдается для целевого использования, кредит  без залога на выгодных условиях

Гранты для предпринимателей, которые только начинают бизнес, в сравнении с 2015 годом, в 2017 году увеличили размер субсидии, которая выросла с 300000 до 500000 рублей.

Госпрограмма в поддержку малого бизнеса в 2017 году гарантирует выдачу до 5000000 рублей на предпринимательство

Программа предусматривает выдачу субсидии до 1500000 рублей для поддержки запланированных мероприятий по стабилизации и развитии предпринимательства

Бизнес-инкубаторы (обычно на базе Фондов поддержки малого предпринимательства) предоставляют помощь в расширении области рабочей площади (аренды помещений, складов, пр.), обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес плана по образцу для получения субсидии, помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе (аутсорсинг) содействие развитию инновационных технологий. На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техно-центров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело.

Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды - самое инновационное и перспективное направление в господдержке предпринимательства, так как средства из них направляются на развитие проектов в сфере науки и техники. Для того, чтобы получить средства из такого фонда, которые выделяются федеральным бюджетом, придется доказать перспективность и экономическую целесообразность бизнес-проекта. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая система микро-займов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.

Мероприятия по развитию корпораций не столь обширны, тем не менее, создание корпораций становится важным направлением государственной макроэкономической политики, начиная со второй половины 2007 г. За это время в России уже появилось несколько таких компаний, обладающих весьма значительными полномочиями и капиталами: «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Роснанотех», «Банк развития», ГК «Олимпстрой», «Российские технологии». Кроме того, в результате консолидации активов в отраслях гражданского авиастроения, судостроения и атомной энергетики были созданы «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В ряде капиталоемких отраслей, относящихся к сфере ведения федеральных властей, осуществляется подготовка к созданию еще нескольких госкорпораций. Именно на корпорации возлагаются главные надежды на успехи в экономическом развитии России. Госкорпорации имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций, следовательно, могут быть надежными партнерами для частного бизнеса. Таким образом, корпорации призваны скоординировать взаимодействие государственного и частного капитала в направлении развития приоритетных национальных проектов.

 

2.    Содержательная (организационная) модель корпорации.

Организационная модель корпорации чаще всего наследуется из опыта 60-90-х годов прошлого века. Вновь создаваемые корпорации, в качестве структурной модели либо принимаютмодель действующей корпорации, либо действуют исходя из текущей ситуации по принципу "затыкания дыр". Глубокий анализ и проектирование организационной модели создаваемых корпораций, а также проектирование реинжиниринга и эволюции структуры действующих корпораций - важнейшая задача современной экономической науки и практики.

Необходимость системного подхода к проектированию организационных моделей для корпораций обуславливают следующие факторы:

1.    Существенно усилился дисбаланс между обновленным (расширенным) составом приоритетных задач социально-экономического развития (диверсификация экономики, переход к инновационному типу развития) и имеющимися в распоряжении государства инструментами их решения. Торможение и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных согласований, низкая эффективность администрирования применения многих из существующих инструментов привели к сдвигу от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширению и усилению механизмов прямого воздействия государства.

2.    Недостаточное качество административной системы, ее преимущественная ориентированность на решение текущих задач, проблемы в формировании и осуществлении системы мер по развитию новых секторов экономики обусловили потребность в формировании дополнительных субъектов реализации государственной политики, определенной трансформации отдельных ведомств для решения долгосрочных задач.

3.    Значимым фактором «переключения» внимания государства на создание государственных корпораций представляется ограниченность времени до вероятной смены властных элит в сочетании со стремлением в этих условиях дополнительно зафиксировать отдельные приоритеты в государственной политике, сформировать под них необходимые имущественные и финансовые условия.

Стандартные подходы к формированию бизнес-систем, например, MRP, MRP2, не обеспечивают структурирование верхнего уровня корпоративной модели, тем более это относится и к стандартам бизнес-процессов.

По всей видимости отсутствие необходимого уровня организационного моделирования определяет непопулярность методов и инструментария для работы с многомерными параметрами, у которых координаты не всегда числовые и однородные. Весьма значительное количество компонентов - объектов и агентов модели, многообразие связей между ними делают зачастую невозможным наглядное представление моделей. В тоже время факторизация модели реальной корпорации также неэффективна ввиду непостоянства агломератов модели. В такой ситуации перспективный путь - разделение модели по уровням абстракции, учет многомерности стратегии корпорации и многокритериальная оптимизация параметров. Эти области знаний уже достаточно теоретически проработаны и могут успешно применяться в моделировании верхнего уровня корпораций.

Примером работы над такими моделями является инновационный подход, представленный в учебнике по логистике Григорьева М.Н. и Уварова С.А.

В приведенной схеме концептуальной модели логистической корпорации учитываются три основных аспекта - функциональный, ресурсный и отраслевой, которые наглядно представлены в виде трехмерной OLAP - модели.

613ab3b72c99400ec2095db40632ad69.jpg 

 

По оси абсцисс (функциональный аспект) мы видим наборлогистических операций и технологий, необходимыхдля работы со всеми видами ресурсов, во всех отрасляхпредпринимательства на снабженческой, производственнойи сбытовой стадиях воспроизводственного процесса.

Ось ординат (ресурсный аспект) демонстрирует совокупностьлогистических операций и технологий, применяемыхна всех стадиях воспроизводственного процесса, всехпредпринимательских отраслей применительно к материальной, финансовой, информационной, кадровой составляющимресурсного потенциала фирмы.

Аппликата (отраслевой аспект) предоставляет каждому виду предпринимательской деятельности необходимые алгоритмы и технологии для реализации логистического подходана всех стадиях воспроизводственного цикла со всеми ресурсными составляющими.

 

3.    Стратегии и страты.

Определение стратегии корпорации - определяющий этап в процессе инжиниринга корпораций. Упрощение и лианеризация параметров системы зачастую приводит к глобальному поражению в конкуренции. В тоже время необходимо учитывать, что стратегия должна быть понятной и актуальной. Многочисленные примеры показывают, что стратегия достижения максимальной прибыли эффективна лишь для изолированных корпораций и не способствует интеграции экономики в целом. Более перспективной стратегией является стратегия жизнеспособности, а на начальном этапе это просто стратегия выживания корпорации с последующим накоплением запаса прочности до необходимого уровня. Такой подход реализуется в процессе гармонизации корпоративности, разумного достижения равновесия усилий и затрат на проектирование и сопровождения верхнего уровня структуры корпорации. Этим целям, в наибольшей степени отвечают концепции стратификации и центроверсии. Стратификация глобальной цели корпорации - это процесс разделения цели по уровням абстракции. Объединения подсистем по уровню абстракции будем называть стратами. Центроверсия - достижение гармоничного равновесия в конкуренции подсистем на одном уровне абстракции, то есть в пределах отдельной страты.

 

4.    Декомпозиция корпоративной стратегии.

И так, фиксируем в качестве цели корпорации - достижение жизнеспособности корпорации и поддержании ее на достаточном уровне. В дальнейшем определим четыре страты - компоненты корпоративной стратегии. Отметим, что идентификация определяемых страт корпорации, весьма условна и их названия не предмет содержательной дискуссии.

       I.       Активы.

Можно считать, что наличие активов корпорации определяют степень ее существования. Подсистемы управления активами всегда под контролем высшего руководства корпорации. Активы формируются за счет собственного и заемного капитала. Вложение во внеоборотные активы означает отвлечение средств из оборота на длительный срок. Внеоборотные активы организации формируются за счет устойчивых источников. Устойчивыми источниками финансирования активов организации являются собственный и долгосрочный заемный капитал. Оборотные активы могут формироваться как за счет собственного, так и за счет заемного капитала.

В зависимости от степени подверженности инфляционным процессам все статьи баланса классифицируются на монетарные и немонетарные.

Монетарные активы - статьи баланса, отражающие средства и обязательства в текущей денежной оценке. Поэтому они не подлежат переоценке. К ним относятся денежные средства, депозиты, краткосрочные финансовые вложения, средства в расчетах.

Немонетарные активы - основные средства, незаконченное капитальное строительство, запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары. Реальная стоимость этих активов изменяется с течением времени и изменением цен и поэтому требует переоценки.

Эффективное управление активами, соблюдение рационального распределения усилий на увеличение обслуживание активов - составляющая компонента в достижении центроверсии страты активов корпорации.

       II.      Компетентность.

В страту "корпоративная компетентность" резонно включить подсистемы двух классов - подсистемы аналитики и прогнозирования с одной стороны и подсистемы инжиниринга, проектирования и сопровождения процессов с другой.

Современные системы дискретного моделирования и стохастические модели эконометрики позволяют достичь необходимого уровня мониторинга текущего состояния корпорации и квалифицировано определить необходимость своевременного реинжиниринга процессов и подсистем. Отметим, что порой преувеличенное внимание уделяется применению "модных" стандартов и недооценивается практический опыт корпораций, инновационные, экспериментальные методы проектирования и внедрения достижений в системотехнике. Центроверсия страты компетентности достигается равномерным распределением творческих усилий и интенсивности управляющих воздействий по шкале "интеграция - факторизация".

Как правило, подсистемы страты "компетентность корпорации" должны курироваться первыми заместителями руководителя корпорации.

       III.     Актуальность.

На уровне данной страты определим три класса подсистем, сопровождаемых службами (департаментами) системы управления корпорацией: юридическая служба, служба сопровождения договоров с заказчиками и субподрядчиками, служба по работе с кадрами и сервисом. Первый класс подсистем призван обеспечить взаимодействие с муниципальными и государственными системами управления, как правило имеющими более высокий уровень иерархии и более высокий уровень сложности. Второй класс подсистем работает на том же уровне сложности корпорации и территориальной локализации. Аутсорсинг, франчайзинг, аренда и предоставление в аренду ресурсов корпорации реализуются подсистемами этого класса. Третий класс подсистем взаимодействует с дочерними организациями корпорации, обеспечивает воспроизведение кадрового состава, его достаточность, обучение, оптимальную загрузку, организацию ритмичности, сменности, повышение квалификации. Смежными функциями этого класса подсистем являются также своевременный ремонт, ритмичная загрузка и обновление оборудования и парка машин для производства и логистики. Сложность объектов и агентов, обслуживаемых подсистемами этого класса ниже сложности соответствующих компонентов самой корпорации.

       IV.     Адаптивность.

Перечислим классы объектов четвертой страты организационной модели корпорации. Эти классы широко представлены в литературе по системному анализу и логистике предприятий, поэтому можно, в данном случае, ограничиться их перечислением и обосновать включение этих классов в четвертую страту.

Итак, первый класс - производственные, в том числе технологические подсистемы; второй класс - подсистемы, обеспечивающие снабжение; третий класс - подсистемы сбыта продукции корпорации; и наконец, четвертый класс - торгово-закупочные подсистемы и внешняя логистика. Четыре класса подсистем однозначно соответствуют четырем типам адаптации целеустремленных систем. Первый - это внутренне-внутренний тип адаптации. Рецепторы подсистем этого класса реагируют на внутреннее состояние, а действия эффекторов также направлены внутрь подсистем. Второй класс - это внешне-внутренний тип адаптации. В этом классе рецепторы реагируют на внутреннее состояние (например - дефицит сырья), а эффекторы действуют во вне (закупка). Третий класс - это внутренне-внешний тип адаптации. Он симметричен второму, то есть реакция на окружение, действие на компоненты предприятия. Четвертый класс - внешне-внешний тип адаптации. В противоположность первому его рецепторы и эффекторы направлены на внешнее окружение корпорации.

 

5.    Кроссинг модели.

В итоге представленного системного анализа получаем, достаточно компактную и универсальную стратифицированную организационную модель корпорации. Модель основана на стратегии достижения жизнеспособности на основании применения концепции центроверсии в каждой из четырех страт.

Число классов подсистем каждой страты не случайно равно номеру страты. Ведь переход от абстракции к конкретизации связан с увеличением числа компонентов и упрощения их структуры. На четырех стратах определены десять классов подсистем. Дальнейший анализ модели и проектирование объектной структуры целесообразно проводить уже для конкретных корпораций.

Функционирование описанной модели должно быть обеспечено проработкой конструкций и наличием ((10*10)-10)/2 = 45-ти агентов, представляющих пары классов подсистем.

В целом представлена четырехмерная модель, причем шкала или область определения для каждого из четырех измерений специфична и зависит от уровня детализации модели и выбора моделируемого объекта.

 

Библиографический список:

1.           Логистика : учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 825 с. -Серия : Бакалавр. Базовый курс.

2.           Опыт методологии для системотехники. / А. Д. Холл.  М., "Сов. радио", 1975, 448с.

3.           Теория иерархических многоуровневых систем. / М. Месарович, Д. Мако, И. Такара. М., "Мир", 1972, - 344с.

4.           О целеустремленных системах. /Акофф Р., Эмери Ф. - М., "Сов. радио", 1974, 272с.

5.           Маркетинговая неэффективность в малом и среднем бизнесе. / Сергей Славинский. - http://slavinsky.livejournal.com/383171.html

6.           Критерии оценки эффективности государственной поддержки / Н.И.Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов. - Успехи современной  науки. -2015. - № 3.


Количество просмотров: 936
теги:
02.04.2018 15:50 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама