Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:48:22
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУТСОРСИНГА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «РЖД»

Сучков Алексей Валерьевич

аспирант 4 курса

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.,

г. Саратов, Россия

E-mailsuchkov1974@yandex.ru

Научный руководитель –  Одинцова Татьяна Николаевна

д.э.н., профессор кафедры

«Экономическая безопасность и управление инновациями»

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.,

г. Саратов, Россия

E-mailOdintsova.tn@mail.ru

Современное управление железнодорожным транспортом основано на экономических процессах с применением аутсорсинга различных видов деятельности структур холдинга ОАО «Российские железные дороги». Данный инструмент управления охватывает основные производственные процессы с учетом специфики внутренних бизнес-процессов, относящиеся к сфере организации перевозки, услуг в области экспедирования грузов, таможенного оформления, комплекса логистических услуг.

Рассматривая вопросы развития аутсорсинга логистической деятельности и оценки его эффективности, следует привести данные оценки группы повышения операционной эффективности и партнера КПМГ в России и СНГ, согласно которым в период с 2013 по 2015 годы рынок аутсорсинга логистических услуг в нашей стране вырос с 2,5 до 4,5 млрд. рублей; по их мнению «компании-заказчики достигают значительной экономии - от 20 до 30% в основном от стоимости содержания транспорта внутри организации за счет сокращения персонала, снижения затрат на текущий ремонт и горюче-смазочные материалы» [1, c. 30].

Исследование современного состояния и возможностей аутсорсинговых отношений в ОАО «РЖД», выраженных в оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных бизнес-процессов, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам), позволяет сделать вывод о том, что аутсорсинг, обеспечивая определенные конкурентные преимущества за счет сокращения издержек и достижения более высокого качества обслуживания потребителей, несомненно, приводит к совершенствованию логистической деятельности за счет определенных изменений в структуре обеспечения бесперебойного снабжения материально-техническими ресурсами предприятий вагонного хозяйства.

В то же время необходимо отметить, что в настоящее время использование аутсорсинга затруднено низким уровнем экономической обоснованности принятия решений по его внедрению вследствие отсутствия эффективных инструментов планирования и методического обеспечения оценки социально-экономической эффективности от использования аутсорсинга логистических функций.

Действительно, основным аргументом для предприятий в принятии решения об аутсорсинге является показатель экономической эффективности с определением ее критериев и соотношением затрат на реализацию логистической  функции собственными силами предприятия или передачей ее на аутсорсинг предприятию-заказчику.

Рассмотрим вопросы оценки экономической эффективности применения аутсорсинга на примере разработанной и используемой в ОАО РЖД по настоящее время специальной методики определения экономической эффективности при переходе подразделений к аутсорсингу. Методика закреплена в Положении об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД» и постоянно совершенствуется на основе анализа определенных элементов затрат с учетом важнейших внутренних и внешних факторов [2, c. 263].

Бесспорно, экономический эффект от использования аутсорсинга обеспечивается, если величина суммарных затрат ОАО «РЖД», связанных с передачей отдельных видов работ (бизнес-процессов, операций) на аутсорсинг, ниже суммарных затрат самого холдинга на выполнение этих видов работ (операций) силами ОАО «РЖД».

При передаче работ (операций) на аутсорсинг должно выполняться следующее условие:

2c35f9101758ce36bbf68ff03b7849d9.jpg          (1)

где   SОАО "РЖД"аут- дисконтированная величина прогнозных затрат ОАО "РЖД" на приобретение конкретных видов работ (операций) на срок, соответствующий максимальному сроку полезного использования задействованных при их выполнении основныхсредств, но не менее 5 лет;

Зликв - затраты ОАО "РЖД", связанные с проведением мероприятий по прекращению выполнения отдельных видов работ (бизнес-процессов, операций) собственными силами ОАО "РЖД", в том числе с сокращением персонала, ликвидацией/консервацией объектов и др.

Зликв отражаются в расчете обособленно, с распределением по годам их возникновения;

SОАО "РЖД"общ - дисконтированная величина прогнозных затрат ОАО «РЖД» на выполнение работ (операций) собственными силами ОАО «РЖД» на срок, соответствующий максимальному сроку полезного использования задействованных при их выполнении основных средств, но не менее 5 лет;

0,9 - понижающий коэффициент, характеризующий оптимизацию затрат ОАО «РЖД» в результате применения механизма аутсорсинга не менее чем на 10%. Имеется в виду, что допускается невыполнение требования об оптимизации затрат ОАО «РЖД» не менее чем на 10% только в результате изменения технологий, регламентов, методов и способов выполнения тех или иных видов работ (операций) в том случае, если данные изменения согласованы ОАО «РЖД».

Проведенный нами анализ данной методики показал, что при сравнении указанных затрат в методике отдельно учитываются следующие факторы: изменение объемов, технологий, регламентов, методов и способов выполнения работ (операций), а также затрат, возникающих (исключаемых) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг.

Анализ методики позволил выделить следующие группы затрат ОАО «РЖД» (бизнес-процессов, операций) силами холдинга на выполнение отдельных видов работ при реализации логистических функций: прямые затраты на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ (операций) и соответствующие накладные затраты следующих уровней управления: филиал ОАО «РЖД» и структурное подразделение филиала ОАО «РЖД».

Расчет прямых затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ (бизнес-процессов, операций) основывается на данных о фактической единичной себестоимости выполнения работ (операций) и данных об объемах выполнения работ. Прогнозная единичная себестоимость выполнения работ (операций) рассчитывается с учетом актуальных индексов цен Минэкономразвития России и влияния изменения объемов, технологий, регламентов, методов и способов выполнения работ (операций). При расчете себестоимости выполнения работ (операций) должны учитываться следующие группы затрат.

Первая группа затрат определяется следующим образом:

14bc8bff9216a332951bf83badd13861.jpg,        (2)

 

гдеТ - тарифная ставка, учитывающая средний разряд выполняемых работ и проведенные индексации заработной платы за отчетный период;

Двред - компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Пр - премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности;

Кр - выплаты в соответствии с районными коэффициентами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;

Нсев - надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Нсл.усл.  - надбавка за особо сложные условия труда;

КН.Д - надбавки и доплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в местностях с особыми климатическими условиями и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;

С - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

ЗГКД - затраты на социальные льготы, предусмотренные коллективным договором ОАО «РЖД».

Вторая группа затрат, возникающих (исключаемых) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг, состоит из следующих элементов:

28bfcf057ec5a48f18c3154c1f2bd324.jpg, (3)

 

 

гдеО - оплата ежегодных отпусков;

Одоп  - оплата ежегодных дополнительных отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Онрд - оплата отпусков за ненормированный рабочий день;

 ЕПР  - единовременные вознаграждения и дополнительные премии.

Третья группа затрат, возникающих (исключаемых) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг, определяется следующим образом:

ЗIIIгр=Злгкa2a65275b6f04a64ca7296478327a70f.jpg.                                                (4)

гдеЗлгк - затраты на социальные гарантии, льготы и компенсации, связанные с характером работы и особенностями производственно-технологического процесса, в том числе на обеспечение форменной одеждой, сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Четвертая группа затрат определяется следующим образом:

ЗIVгр=Змр+Змед+Зо54119476701aba676f1599aa09101415.jpg,                (5)

где Змр - затраты на материальные ресурсы, обеспечивающие выполнение определенного вида работ (операций), передаваемых на аутсорсинг, в том числе затраты на аренду имущества, его содержание, амортизацию и налоги;

Змед - затраты на медицинский осмотр и медицинское освидетельствование работников;

Зо - затраты на амортизацию и капитальный ремонт оборудования (в случае, если при передаче на аутсорсинг определенного вида работ (операций) ОАО "РЖД" прекращает нести соответствующие расходы).

Прочие затраты, возникающие (исключаемые) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг, определяются  в соответствии со спецификой передаваемых на аутсорсинг видов работ (операций) [3, c. 10-13].

Важным достоинством данной методики является то, что в ней содер- жится полный перечень возможных дополнительных затрат предприятия при аутсорсинге.

Таким образом, представленный в статье подход к оценке эффективности аутсорсинга логистической деятельности, с одной стороны – позволяет использовать возможности, представляемые внедрением методики определения экономической эффективности аутсорсинга как инструмента обоснования управленческих решений по аутсорсинговой деятельности, развития стратегии компании, интегратора стратегической и оперативной деятельности; с другой – получить достоверные оценки влияния принимаемых решений или изменений на эффективность функционирования предприятия; с третьей – сформировать основу для дальнейшего развития и конкретизации методики оценки показателей эффективности аутсорсинга логистической деятельности с выделением наиболее значимых элементов затрат и факторов.

  

Библиографический список:

1.                Встать на чужие рельсы /Коммерсантъ Social report/ №67 18 апреля 2017 года/ Режим доступа: https://kommersant.ru/doc/3269756 18.04. 2017 г.

2.                Положение о принятии решения о прекращении выполнения отдельных видов работ (операций) с использованием трудовых ресурсов и средств труда ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» от 04.09.2013г. №1899р).

3.    ПК «Эффективность» оценил экономическую эффективность пассажирских поездов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/17352 (Дата обращения: 18.04.2017).


Количество просмотров: 2113
теги:
24.03.2018 13:01 | stacyблог автора

Еще публикации: