Сучков Алексей Валерьевич
аспирант 4 курса
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.,
г. Саратов, Россия
E-mail: suchkov1974@yandex.ru
Научный руководитель – Одинцова Татьяна Николаевна
д.э.н., профессор кафедры
«Экономическая безопасность и управление инновациями»
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.,
г. Саратов, Россия
E-mail: Odintsova.tn@mail.ru
Современное управление железнодорожным транспортом основано на экономических процессах с применением аутсорсинга различных видов деятельности структур холдинга ОАО «Российские железные дороги». Данный инструмент управления охватывает основные производственные процессы с учетом специфики внутренних бизнес-процессов, относящиеся к сфере организации перевозки, услуг в области экспедирования грузов, таможенного оформления, комплекса логистических услуг.
Рассматривая вопросы развития аутсорсинга логистической деятельности и оценки его эффективности, следует привести данные оценки группы повышения операционной эффективности и партнера КПМГ в России и СНГ, согласно которым в период с 2013 по 2015 годы рынок аутсорсинга логистических услуг в нашей стране вырос с 2,5 до 4,5 млрд. рублей; по их мнению «компании-заказчики достигают значительной экономии - от 20 до 30% в основном от стоимости содержания транспорта внутри организации за счет сокращения персонала, снижения затрат на текущий ремонт и горюче-смазочные материалы» [1, c. 30].
Исследование современного состояния и возможностей аутсорсинговых отношений в ОАО «РЖД», выраженных в оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных бизнес-процессов, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам), позволяет сделать вывод о том, что аутсорсинг, обеспечивая определенные конкурентные преимущества за счет сокращения издержек и достижения более высокого качества обслуживания потребителей, несомненно, приводит к совершенствованию логистической деятельности за счет определенных изменений в структуре обеспечения бесперебойного снабжения материально-техническими ресурсами предприятий вагонного хозяйства.
В то же время необходимо отметить, что в настоящее время использование аутсорсинга затруднено низким уровнем экономической обоснованности принятия решений по его внедрению вследствие отсутствия эффективных инструментов планирования и методического обеспечения оценки социально-экономической эффективности от использования аутсорсинга логистических функций.
Действительно, основным аргументом для предприятий в принятии решения об аутсорсинге является показатель экономической эффективности с определением ее критериев и соотношением затрат на реализацию логистической функции собственными силами предприятия или передачей ее на аутсорсинг предприятию-заказчику.
Рассмотрим вопросы оценки экономической эффективности применения аутсорсинга на примере разработанной и используемой в ОАО РЖД по настоящее время специальной методики определения экономической эффективности при переходе подразделений к аутсорсингу. Методика закреплена в Положении об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД» и постоянно совершенствуется на основе анализа определенных элементов затрат с учетом важнейших внутренних и внешних факторов [2, c. 263].
Бесспорно, экономический эффект от использования аутсорсинга обеспечивается, если величина суммарных затрат ОАО «РЖД», связанных с передачей отдельных видов работ (бизнес-процессов, операций) на аутсорсинг, ниже суммарных затрат самого холдинга на выполнение этих видов работ (операций) силами ОАО «РЖД».
При передаче работ (операций) на аутсорсинг должно выполняться следующее условие:
(1)
где SОАО "РЖД"аут- дисконтированная величина прогнозных затрат ОАО "РЖД" на приобретение конкретных видов работ (операций) на срок, соответствующий максимальному сроку полезного использования задействованных при их выполнении основныхсредств, но не менее 5 лет;
Зликв - затраты ОАО "РЖД", связанные с проведением мероприятий по прекращению выполнения отдельных видов работ (бизнес-процессов, операций) собственными силами ОАО "РЖД", в том числе с сокращением персонала, ликвидацией/консервацией объектов и др.
Зликв отражаются в расчете обособленно, с распределением по годам их возникновения;
SОАО "РЖД"общ - дисконтированная величина прогнозных затрат ОАО «РЖД» на выполнение работ (операций) собственными силами ОАО «РЖД» на срок, соответствующий максимальному сроку полезного использования задействованных при их выполнении основных средств, но не менее 5 лет;
0,9 - понижающий коэффициент, характеризующий оптимизацию затрат ОАО «РЖД» в результате применения механизма аутсорсинга не менее чем на 10%. Имеется в виду, что допускается невыполнение требования об оптимизации затрат ОАО «РЖД» не менее чем на 10% только в результате изменения технологий, регламентов, методов и способов выполнения тех или иных видов работ (операций) в том случае, если данные изменения согласованы ОАО «РЖД».
Проведенный нами анализ данной методики показал, что при сравнении указанных затрат в методике отдельно учитываются следующие факторы: изменение объемов, технологий, регламентов, методов и способов выполнения работ (операций), а также затрат, возникающих (исключаемых) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг.
Анализ методики позволил выделить следующие группы затрат ОАО «РЖД» (бизнес-процессов, операций) силами холдинга на выполнение отдельных видов работ при реализации логистических функций: прямые затраты на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ (операций) и соответствующие накладные затраты следующих уровней управления: филиал ОАО «РЖД» и структурное подразделение филиала ОАО «РЖД».
Расчет прямых затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ (бизнес-процессов, операций) основывается на данных о фактической единичной себестоимости выполнения работ (операций) и данных об объемах выполнения работ. Прогнозная единичная себестоимость выполнения работ (операций) рассчитывается с учетом актуальных индексов цен Минэкономразвития России и влияния изменения объемов, технологий, регламентов, методов и способов выполнения работ (операций). При расчете себестоимости выполнения работ (операций) должны учитываться следующие группы затрат.
Первая группа затрат определяется следующим образом:
, (2)
гдеТ - тарифная ставка, учитывающая средний разряд выполняемых работ и проведенные индексации заработной платы за отчетный период;
Двред - компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
Пр - премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности;
Кр - выплаты в соответствии с районными коэффициентами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;
Нсев - надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
Нсл.усл. - надбавка за особо сложные условия труда;
КН.Д - надбавки и доплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в местностях с особыми климатическими условиями и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;
С - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
ЗГКД - затраты на социальные льготы, предусмотренные коллективным договором ОАО «РЖД».
Вторая
группа затрат, возникающих (исключаемых) в связи с данными изменениями при
передаче работ (операций) на аутсорсинг, состоит из следующих элементов:
гдеО - оплата ежегодных отпусков;
Одоп - оплата ежегодных дополнительных отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
Онрд - оплата отпусков за ненормированный рабочий день;
ЕПР - единовременные вознаграждения и дополнительные премии.
Третья группа затрат, возникающих (исключаемых) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг, определяется следующим образом:
ЗIIIгр=Злгк. (4)
гдеЗлгк - затраты на социальные гарантии, льготы и компенсации, связанные с характером работы и особенностями производственно-технологического процесса, в том числе на обеспечение форменной одеждой, сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Четвертая группа затрат определяется следующим образом:
ЗIVгр=Змр+Змед+Зо, (5)
где Змр - затраты на материальные ресурсы, обеспечивающие выполнение определенного вида работ (операций), передаваемых на аутсорсинг, в том числе затраты на аренду имущества, его содержание, амортизацию и налоги;
Змед - затраты на медицинский осмотр и медицинское освидетельствование работников;
Зо - затраты на амортизацию и капитальный ремонт оборудования (в случае, если при передаче на аутсорсинг определенного вида работ (операций) ОАО "РЖД" прекращает нести соответствующие расходы).
Прочие затраты, возникающие (исключаемые) в связи с данными изменениями при передаче работ (операций) на аутсорсинг, определяются в соответствии со спецификой передаваемых на аутсорсинг видов работ (операций) [3, c. 10-13].
Важным достоинством данной методики является то, что в ней содер- жится полный перечень возможных дополнительных затрат предприятия при аутсорсинге.
Таким образом, представленный в статье подход к оценке эффективности аутсорсинга логистической деятельности, с одной стороны – позволяет использовать возможности, представляемые внедрением методики определения экономической эффективности аутсорсинга как инструмента обоснования управленческих решений по аутсорсинговой деятельности, развития стратегии компании, интегратора стратегической и оперативной деятельности; с другой – получить достоверные оценки влияния принимаемых решений или изменений на эффективность функционирования предприятия; с третьей – сформировать основу для дальнейшего развития и конкретизации методики оценки показателей эффективности аутсорсинга логистической деятельности с выделением наиболее значимых элементов затрат и факторов.
Библиографический список:
1. Встать на чужие рельсы /Коммерсантъ Social report/ №67 18 апреля 2017 года/ Режим доступа: https://kommersant.ru/doc/3269756 18.04. 2017 г.
2. Положение о принятии решения о прекращении выполнения отдельных видов работ (операций) с использованием трудовых ресурсов и средств труда ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» от 04.09.2013г. №1899р).
3. ПК «Эффективность» оценил экономическую эффективность пассажирских поездов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/17352 (Дата обращения: 18.04.2017).