Сумец Александр Михайлович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики предприятия
Харьковский гуманитарный университет
«Народная украинская академия», г. Харьков, Украина
E-mail: sumets61@mail.ru
Организация в пространстве и времени оптимальных материальных потоков и таких, которые их сопровождают, возможна только при условии правильной организации хозяйственной деятельности предприятия, важной компонентой которой является логистическая деятельность.
Логистическая деятельность состоит из работ по выполнению определенной совокупности логистических активностей, ответственность за которые возлагается на службы логистики предприятий в процессе их хозяйствования. Учитывая это логистическую деятельность следует оценивать с помощью не одного отдельного измерителя, а комплекса взаимосвязанных и научно обоснованных показателей различной типологии (табл.). В связи с этим выбор и обоснование их системы для оценки логистической деятельности для предприятий является весьма важным методологическим вопросом.
Система оценки логистической деятельности современного предприятия должна включать следующие основные составляющие: показатели оценки, единицы измерения, оценочную базу [1, с. 135]. От того, насколько точно выбранные показатели будут отражать содержание и направленность логистической деятельности, зависит объективность ее оценки и дальнейшая корректировка логистической стратегии предприятия.
Таблица
Классификация показателей оценки логистической деяльности предприятия [2]
Признак классификации |
Вид показателя |
|
Признак классификации |
Вид показателя |
Масштаб выпол-нения анализа |
1. Общие. 2. Специальные |
Получаемая харак-теристика |
1. Количествен-ные. 2. Качественные |
|
Вид показателя |
1. Натуральные. 2. Стоимостные |
|
Охват периодом |
1. Перспектив-ные. 2. Годовые. 3. Квартальные. 4. Месячные |
Роль в управлении |
1. Нормативные. 2. Плановые. 3. Учетные. 4. Отчетные. 5. Аналитические |
Способ расчета |
1. Прямые. 2. Обратные. 3. Абсолютные. 4. Относительные. 5. Приростные |
|
Степень синтеза |
1. Частичные (еди-ничные). 2. Обобщенные. 3. Общий (интегральный) |
Причинно-следственное отношение |
1. Факторные. 2. Результатные |
Не менее важное значение для оценки результатов логистической деятельности предприятия имеет правильный выбор единиц ее измерения, что имеет определенное влияние на достоверность и объективность оценки определенного вида деятельности. В этом аспекте Л. Б. Миротин, И. Е. Ташбаев и А. К. Касенов указывают, что наиболее удобными для использования при осуществлении логистической деятельности являются: единицы упаковки, единицы продукта, категории продуктов, денежные единицы, дюжины (десятки), количество поврежденных упаковок, галлоны [1, с. 136-137].
С помощью оценочной базы определяют уровень агрегирования показателей оценки логистической деятельности. На практике при ее организации выделяют следующие иерархические уровни: логистическая система в целом, географическая зона обслуживания клиентов, принятие логистических решений, заказ, потребление и тому подобное. При этом уровень агрегирования показателей снижается, начиная от логистической системы в целом и заканчивая отдельным продуктом или отдельной логистической операцией.
Самый высокий уровень агрегирования предусматривает возведение определенного перечня оценочных показателей к единому (комплексному) показателю, который будет характеризовать или результат функционирования логистической системы предприятия, или же конечный результат осуществления логистической деятельности. Следует отметить, что использование такого показателя дает только общее представление как о результате функционирования логистической системы, так и о результате осуществления логистической деятельности предприятия. Такую агрегированную оценку осуществляют с использованием ограниченного набора данных, который не позволяет в процессе анализа выявить потенциальные проблемы в отдельных функциональных подсистемах и звеньях логистической системы предприятия. Однако, хотя оценка по агрегированным показателям и основана на усредненных результатах, она позволяет оперативно выполнить анализ основных параметров функционирования логистической системы и своевременно скорректировать логистическую деятельность предприятия в соответствии со сложившейся ситуацией.
Оценка с использованием единичных (частных) и обобщающих показателей имеет свои преимущества – это детализация проблем в каждой подсистеме и звене логистической системы и получение достоверной информации о каждой конкретной логистической операции и конкретном процессе. Однако использование для оценки логистической деятельности предприятия большого количества показателей требует немалых затрат времени и средств. Кроме того, систематизировать вычисленные данные по таким показателям и установить причинно-следственные связи между ними для дальнейшего корректирования логистической деятельности предприятия весьма непросто.
В соответствии с изложенным выше, процесс синтеза системы оценочных показателей логистической деятельности предприятия должен базироваться на теории компромиссов [1]. Согласно ей, компромисс заключается в выборе наиболее подходящих для оценки комбинаций показателей, единиц измерения и базы агрегирования. Это позволит конкретные данные о различных видах логистических операций и процессов, осуществляемых в пределах логистической системы предприятия, органично соединить между собой и в единой комплексной системе оценить и результативность, и эффективность логистической деятельности не только предприятий, но и логистическую деятельность в границах цепей поставок.
Библиографический список:
1. Миротин Л. Б. Логистика: обслуживание потребителей : учебник / Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 190 с.
2. Сумець О. М. Теоретико-методологічні засади логістичної діяльності підприємств агропромислового комплексу : монографія / О. М. Сумець. – Харків : ТОВ «Друкарня Мадрид», 2015. – 544 с.