Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 3:38:16
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ФОЛЬКСВАГЕН И ТРАНСКОНТЕЙНЕР СОЕДИНИЛИ УСИЛИЯ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ КЛАСТЕРЕ

Синицына Анна Сергеевна

к.т.н., доцент, доцент кафедры «Логистические

транспортные системы и технологии»

Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II (МГУПС (МИИТ)),

г. Москва, Россия

E-mail: acc-lgkr@mail.ru

Россия благодаря своим масштабам и широкому взаимодействию с другими странами в последние годы занимала высокие позиции на рынке грузоперевозок. Но мировой кризис и введение Европой санкций приостановили процесс развития отрасли. Сокращение производства и товарообмена вылились в снижение грузопотока.

В современное время транспортировка грузов из одной страны в другую с использованием различных видов транспорта представляет собой достаточно сложный высокотехнологичный процесс, особенно, если речь идет о железнодорожном транспорте. Рынок охватывает широкий спектр товаров, предназначенных для личного пользования. Важное место на данном рынке занимают легковые автомобили. Однако роль железнодорожного транспорта в доставке готовых автомобилей и автозапчастей невелика.

Логистика перевозок продукции и автокомплектующих автопромышленных предприятий, интегрированных с российским производством базируется на трех основных схемах: поставки импортных комплектующих; поставки комплектующих российского производства; дистрибуция готовой продукции.

В то же время автомобильные производители готовы увеличивать объемы перевозки автокомплектующих и готовой продукции по железной дороге. Но в качестве основных причин, которые сдерживают развитие данного сектора в области железнодорожных перевозок, они называют:

1.     Негибкую политику ОАО «РЖД»;

2.     Неразвитость логистической инфраструктуры;

3.     Отсутствие специализированных вагонов-автомобилевозов, пригодных для доставки новых иномарок;

4.     Более долгие сроки доставки железнодорожным транспортом по сравнению с автомобильным;

5.     Отсутствие комплексных транспортных услуг;

6.     Проблемы с доступом к информации по местонахождению автомобиля при доставке его по железной дороге.

По экспертным оценкам в ближайшем будущем данные вопросы могут быть решены дочерними компаниями такими, например, как ПАО «ТрансКонтейнер», АО «РЖД-Логистика» и частными операторами, которые займутся строительством терминалов и организацией услуг по доставке.

В настоящее время производство автомобилей и автокомпонентов в России географически размещено в различных федеральных округах – Северо-западном, Центральном, Приволжском; сборочные производства присутствуют в Калининградской области, Таганроге, Екатеринбурге, Новосибирской области. При этом основная концентрация сосредоточена в Европейской части России. Таким образом, за последние 10 лет практически сформировались 3 ключевых производственных кластера [1],[2] (Таблица 1), (рис.1)

Производственные кластеры

Приволжский

Центральный

Северо-Западный:

г. Тольятти / г. Самара

г. Москва / г. Калуга

г. Санкт-Петербург

г. Набережные Челны / ОЭЗ «Алабуга»

г. Владимир

г. Великий Новгород /

г. Псков

г. Ульяновск

 

г. Калининград.

г. Нижний Новгород

 

 

Это обусловлено стремлением к выгодному расположению собственных производств по отношению к потенциальным потребителям продукции (автопроизводителям), а также возможностью использования существующих льгот и преференций, предлагаемых Правительством Российской Федерации, таких как льготные тарифы на энергоресурсы, водоснабжение и водоотвод, условия аренды и льготное налогообложение. Тенденция к кластерному расположению автомобильных производств в России также полностью соответствует и мировым трендам.

Создание отраслевых кластеров приносит значительную выгоду для всех его участников, в основном по следующим направлениям:

·        экономия на логистике, благодаря географической близости (близость и большое количество поставщиков);

·        экономическая стабильность;

·        снижение затрат на развитие рынка (близость потенциальных клиентов);

·        снижение затрат на закупки;

·        снижение транспортных издержек (уменьшение времени доставки компонентов на завод);

·        снижение затрат на подготовку персонала.

 adcaec3805aa912c0d0b14a81bedb6ff.jpg

Риc. 1. Кластерная структура Российской Федерации [2]

 

На сегодняшний день Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В последние 10 лет, в России построили заводы все крупные игроки автомобильного рынка: VW, GM, Renault, Nissan, Toyota, PSA, Ford. Все эти предприятия спровоцировали приход на российский рынок иностранных производителей автокомплектующих, таких как Bosh, Valeo, Denso [3].

Большую часть поставок автокомпонентов на автосборочные предприятия в России поставляют иностранные производители. Это не обязательно импортные компоненты. Компоненты могут производиться или на собственных заводах в России или на совместных предприятиях, где иностранные компании являются совладельцами и инвесторами. Речь в основном идет о полномасштабных производствах с полным циклом, а не о предприятиях, которые работают в режиме отверточной сборки [4].

Сегодня в России реализуется более 31 проекта по производству современных автомобилей: Volkswagen, General Motors, Toyota, Ford, Nissan, Renault, Citroen, Kia, Hyundai, Peugeot, Mitsubishi, Hyundai, Mazda, Skoda и пр.

Для создания производства автокомпонентной базы, обеспечивающей локализацию производимых автомобилей с ведущими международными производителями автомобильных компонентов, Минэкономразвития России заключило уже более 80 соглашений. В результате активного строительства заводов по сбору иномарок в России сформировались два крупных автомобильных кластера, в которых расположены сборочные предприятия иностранных автоконцернов – Калужско - Московский и Санкт-Петербургский. В первом осели европейские компании, а во втором — американские и японские.

Существует огромное количество способов доставки, которыми можно перевезти автозапчасти из одного уголка мира в другой. В транспортировке автозапчастей большую роль играет доступная цена, быстрые сроки доставки, сохранность товара. Контейнерные технологии вполне соответствуют всем этим требованиям. Доставка автозапчастей происходит с использованием самых различных видов транспорта, а расходы на погрузочные и разгрузочные работы снижены за счет того, что автозапчасти не приходится перемещать из одной транспортной единицы в другую. Одним из таких заводов, автокомплектующие которого поставляются в Россию преимущественно в контейнерах, является «Фольксваген Групп РУС». В 2006 году было подписано инвестиционное соглашение с администрацией Калужской области и Минэкономразвития России о строительстве автомобильного завода («Фольксваген Групп РУС» Калуга) в районе города Калуга.

Автоконцерн «Фольксваген» осуществляет свою деятельность в двух направлениях:

1.         Производство легковых автомобилей, частично использующих автокомплектующие, производство которых освоено в России, а также комплектующие, поступающие из-за рубежа. Данная часть автокомплектующих производится в Западной Европе, и поступает в Россию по железной дороге в контейнерах.

2.     Организация продаж автомобилей на внутреннем рынке России, через сформированную в регионах систему дилеров. В данном случае концерн выступает как поставщик автомобилей в дилерскую сеть. Доставка легковых автомобилей в регионы России осуществляется преимущественно с использованием двух технологий:

·                   с использованием автомобильного транспорта, принадлежащего сторонним фирмам;

·                   с использованием вагонов-автомобилевозов, принадлежащих фирмам, ориентированным на железнодорожный транспорт. При этом, как показывает опыт, контейнерные перевозочные технологии в этой сфере практически не используются.

ООО «Фольксваген Груп Рус» получает, и отправляет большинство грузов по железной дороге (поставка комплектующих на завод, доставка произведенных автомобилей в дилерскую сеть). Для чего была модернизирована железнодорожная инфраструктура, а также удлинены пути для приема и отправки длинносоставных контейнерных поездов (более 80 вагонов). При этом ПАО «ТрансКонтейнер» берет на себя все логистические процессы своих клиентов из автопрома. Оператор формирует собственные площадки для хранения определённого объёма комплектующих, который позволяет заводу работать в технологическом графике, даже если возникают сбои в поставках, берёт на себя все расходы на складскую и терминальную работу, и также создает долгосрочную грузовую базу, позволяя клиенту снизить производственные издержки и, как следствие, объём транспортной составляющей в цене готовой продукции [5].

Таким образом, развитие производства легковых автомобилей в России зарубежными компаниями на кластерной основе способствует концентрации грузовой базы перевозок, как готовых автомобилей, так и комплектующих для их производства.

Технология формирования контейнерных поездов оптимальна для конвейерных предприятий, каковыми являются автозаводы, поскольку гарантирует регулярность, стабильность и соблюдение сроков доставки контейнеров и фактически становится частью технологического процесса автозавода.

Применение контейнерных технологий автокомплектующих, в том числе и в составе маршрутных контейнерных поездов по сети железных дорог – это одно из перспективных направлений развития грузовой транспортной отрасли.

 

Библиографический список:

1.      Развитие автомобильных кластеров в России. [Электронный ресурс].URL: http://www.protown.ru/information/hide/6150.html#_ftnref3 (Дата обращения 17.03.2017).

2.      Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104193/ (Дата обращения 18.03.2017).

3. Тимофеев А.Д., Шушкин М.А. Исследование рынка автокомпонентов в России с целью определения направлений их импортозамещения// Вестник технологического университета. - 2015. - Т.18, №19. - С.208-214.

4. Consultants R. B. S. Russian automotive market update: what would be the real cost of sanctions?| Internationale Publikationen| News und Publikationen| Unternehmensberatung| Roland Berger. – 2014.

5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npktrans.ru/Doc.aspx?docId=7820&CatalogId=653  (Дата обращения 01.04.2017).


Количество просмотров: 1210
теги:
24.03.2018 12:52 | stacyблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама